Алексей Барбалат о проблемах с комплектующими на рынке сельхозмашиностроения

Дата публикации: 31.03.2023

В прошлом году после введения санкций и ухода с рынка западных брендов перед Россией остро встал вопрос замены иностранных комплектующих на российские аналоги. Мы поговорили с генеральным директором АО "Ногинский завод топливной аппаратуры" Алексеем Барбалатом об основных сложностях в отрасли сельскохозяйственного машиностроения, поставках российской продукции за рубеж и инициативах, которые сегодня должно проводить государство, чтобы поддержать отечественных производителей сельхозтехники. 

Алексей Васильевич, здравствуйте! На МЭФ вы принимаете участие в секции: "Границы роста производства при безграничном росте спроса. Компоненты и комплектующие". На ваш взгляд, какие главные изменения произошли на рынке промышленного оборудования за последний год?

Очень много изменений – промышленные предприятия пережили настоящий шок, от которого, правда, достаточно быстро оправились, так что 3/4 года были неплохие для всех. Однако на рынке сельхозмашиностроения, которым мы занимаемся, по-прежнему остается довольно большое число нерешенных проблем.

Какие основные трудности в отрасли вы могли бы назвать?

Это две основные проблемы. Первое – цены на зерно и система работы с зерном со стороны государства. Для поддержки стабильных цен необходимо, чтобы власти не позволяли, как чрезмерно снижать стоимость зерна (чтобы производство сельхозпредприятий оставалось рентабельным), так и слишком сильно повышать цены (чтобы не росла стоимость продуктов питания для населения: не только хлеб, но и всё, что выращивается на зерне: мясо, молоко и пр.). Когда стоимость низкая, зерно должно закупаться государством, когда цены растут – необходимо выводить резервы из интервенционного фонда. 

Вторая проблема – это необоснованный рост цен на горюче-смазочные материалы: это почти 10 рублей или 20% стоимости топлива. Хотя во всем мире нефть дешевеет, и производство у нас свое. На мой взгляд, тут могло бы помочь введение отдельных цен для сельхозпроизводителей. При этом, конечно, необходимо строго отслеживать, чтобы топливо тратилось исключительно на нужды сельского хозяйства, чтобы ничего не разворовывалось.

Алексей Васильевич, вы управляете сразу двумя предприятиями, поставляющими запчасти для сельхозмашин. Не могли бы вы рассказать, как изменился спрос на вашу продукцию за последний год: стало ли больше запросов со стороны клиентов из России, возможно, вы вышли на новые зарубежные рынки сбыта?

На первом заводе мы производим турбокомпрессоры для дизельных двигателей российских и белорусских машин. На протяжении многих лет поставляем продукцию на заводы в Ярославль, Тутаев, Коломну и пр. Относительно данного предприятия никаких вопросов и проблем нет – производство стабильно функционирует. 

Ещё один наш бизнес – создание топливной аппаратуры для дизельных двигателей. Эта продукция предназначена для продажи за рубеж и именно в отношении ее сбыта возникают огромные трудности. Сейчас у нас ушел весь экспорт с дальним зарубежьем: мы не осуществляем поставки даже в такие страны, как Пакистан, Куба, Вьетнам – контрагенты просто не знают, как нам перечислять деньги, как проводить взаиморасчеты. Полностью прекратился объем поставок в Литву, Болгарию, Венгрию. Ситуация сжимается, и мы пока не видим выход из сложившегося положения.

Что государство должно предпринять, чтобы поддержать рынок сельхозмашиностроения?

Главная проблема здесь – курсовая разница и непредсказуемость поведения рубля. Я бы сказал, что не просто задача, а обязанность государство в данном случае – проводить плавную девальвацию рубля, чтобы защитить рынок, отсечь тот дешевый, низкокачественный импорт, который не нужен, повысить экспортную привлекательность того, что производится в стране.

Алексей Васильевич, спасибо большое за интервью. Последний вопрос: что вы ждёте от Московского Экономического Форума в этом году? Как думаете, может ли сообщество повлиять на экономическую политику?

Хотелось бы, чтобы сообщество могло повлиять. Однако произойдет это или нет – не могу ответить. Хочу сказать, что обсуждения проходят регулярно, но проблемы с комплектующими остаются. Мы много лет выступаем на разных площадках, но только сейчас до властей стало что-то доходить. Заниматься проблемой, конечно, надо было раньше, ещё с 2006-2007 года необходимо было вкладываться в локализацию производства, чтобы не хоронить заводы сегодня. Если возвращаться к МЭФ, то я также жду общения, встречи с людьми с отличной от моей точкой зрения – буду рад выслушать и подискутировать со всеми.