Роберт Нигматулин: Бедность — это плата за бездарную экономическую политику

Дата публикации: 25.03.2024

Сегодня перед Россией стоит важная задача — встроиться в быстроменяющуюся мировую экономическую систему, а для этого нужно преодолеть ряд препятствий и исправить уже допущенные ошибки. Актуальные решения будут обсуждаться на Московском экономическом форуме, который пройдёт 2-3 апреля на площадке Цифрового делового пространства Москвы.

Экономические стратегии прошлых лет сегодня показывают свою несостоятельность. России, как цивилизации, необходимо мобилизовать все свои ресурсы, чтобы, наконец, преодолеть бедность, занять достойные позиции в мире, а также разрешить противоречия, годами накапливающиеся внутри страны.

О положении дел в экономике и её ключевых проблемах рассказал Роберт Нигматулин, академик РАН, научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова.

– С какими трудностями сталкивается экономика России сегодня?

– С экономической точки зрения у нас две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, для того, чтобы вызвать экономический рост, нам нужны инвестиции, новые производства, новые предприятия, свои новые технологии. Во-вторых, эффективность вложенных капиталов у нас в полтора раза ниже, чем в других странах. Она у нас даже ниже, чем в Турции. То есть деньги, вкладывать нужно, но отдача от них гораздо меньше.

А это связано с тем, что у нас управленческий аппарат неэффективный. Отсюда система управления экономическими процессами, налоговая система далеко не совершенны. Ну и, конечно, разрушено образование, подготовка инженеров, рабочих.

Вот это главное препятствие для экономического роста. С одной стороны — большие риски для инвестиций, а с другой — если ничего вкладывать не будешь, то ничего и не получится вообще. Поэтому нам нужно идти в инвестиционную атаку. Да, с не очень с квалифицированными специалистами, но именно это и поможет нам обнаружить, где у нас провалы, где у нас люди недостаточно эффективны, где руководители негодные. Соответственно, должна совершенствоваться система подготовки рабочих, инженеров, руководителей.

У нас доля инвестиций ВВП очень низкая в сравнении с развитыми странами. И получается, что доля на обновление и освоение новых технологий у нас также мала, а то, что вкладываем, малоэффективно. Но всё равно нужно вкладывать, делать выводы из собственных неудач.

В образовательной системе руководить школами, училищами, вузами должны профессионалы, а не менеджеры, экономисты и юристы.

— Как вы считаете, каковы перспективы развития экономики России?

— Перспективы зависят от того, какие будут у нас приняты в стране решения. И по налоговой системе, и по подготовке кадров, и по инвестициям. Государство должно создавать благоприятные условия, чтобы частному бизнесу было выгодно инвестировать в развитие, а также само государство должно инвестировать.

Но при этом всегда нужно учитывать, что есть большие риски, что инвестиции могут быть неэффективны при нынешнем состоянии управленческого аппарата, рабочего класса, инженерных кадров. Вместо накапливания всяких резервных фондов и бюджетных правил, необходимо ресурсы вкладывать в инвестиционную атаку. Без такой инвестиционной атаки мы не сможем понять, как нужно менять экономический уклад. И мы ещё десятилетия не преодолеем бедность основной массы населения.

— А что нужно делать, чтобы добиться реального устойчивого экономического роста?

— Частично эту тему я уже затронул. С чего бы я начал? Во-первых, конечно, со смены кадровой политики в экономическом и образовательном блоках. Нынешние показали, что они не способны обеспечить рост. Нужно привлекать новые кадры, которые уже показали успех в освоении новых технологий и организации новых производств. Как я уже говорил, нам нужны не менеджеры, экономисты, юристы, а профессионалы, инженеры. Нам нужны люди, способные повысить эффективности наших производств и инвестиционных ресурсов. Необходимо, чтобы наукой и образованием руководили специалисты, а не менеджеры.

— Актуален ли цивилизационный подход, когда мы говорим о мировой экономической системе?

— Каждая страна — это цивилизация, это культура, язык, обычаи и традиции. Российская цивилизация — одна из ключевых в евразийском пространстве, которая долгие годы занималась освоением этих территорий в условиях холодного и не очень благоприятного для развития климата.

Да, у нас свои есть задачи. Но российская цивилизация, конечно, всё равно должна развиваться в сотрудничестве с другими странами. Нужно всё делать, чтобы преодолеть конфронтацию, которая у нас сейчас происходит с европейскими, западными странами. Для нас и для всего мира это беда.

Многие современные технологии, которые очень эффективны, представлены именно в европейском пространстве. И, конечно, мы тоже должны иметь к ним доступ.

Мы должны осваивать новые технологии из Китая и Индии. Китайский автопром уже достигает европейский, японский и корейский уровень. Это говорит о том, что в КНР тоже есть передовые технологии. Но и Китай не может делать всё, что-то он сам получает из Европы и Америки. И мы должны действовать так же.

Главное — мы должны, конечно, поддерживать людей, которые показали, что они успешны. А ещё юристы, экономисты и менеджеры должны отойти на второй план, должны быть помощниками инженеров, специалистов. Да здравствуют инженеры! Вот что я хочу сказать. Вот они должны вести нашу страну. А юристы, экономисты и менеджеры должны помогать, а не наоборот.

— А какое место Россия может занять в меняющейся мировой системе?

— Россия должна занять ведущее место. Именно должна! Другого пути нет. Такая огромная территория, так много ресурсов. Кстати, без наших природных ресурсов мировая экономика и Европа не были бы эффективны. И это нужно использовать!

Конечно, у нас свои цивилизационные задачи. И одна из них — благополучие нашего народа. Сколько можно наш народ держать в бедности? У нас же 75% населения по европейским стандартам бедные. Сколько это может продолжаться? У нас такие огромные природные ресурсы, у нас талантливый народ. И все эти положительные факторы мы должны выдвинуть на передний план.

К сожалению, нынешнее руководство экономического блока никак не идёт на сотрудничество с наукой. Необходимо преодоление чиновничества. Чиновники, как правило, когда у них большая власть, начинают думать, что они главные и всё знают. На деле же, они далеко не все знают и не всё понимаю.

Это видно даже по отношению к нашему форуму. Слишком часто некоторые чиновники пренебрегают им, не обращают внимания. А всё потому, что они просто боятся критики. А с критикой нужно уметь жить. Тем более, у них практически нет никаких успехов — они свой экзамен не сдали. Последние 10 лет практически нет экономического роста, серьёзное падение доходов населения. И только с началом СВО произошёл рост производства, когда были вложены средства в ВПК.

— Какие социальные последствия несёт в себе экономическая политика РФ сегодня? Как социальные явления влияют на экономику страны?

— Социальные последствия — основная часть населения живёт очень бедно. Бедность бывает разной. Например, в Китае несколько лет назад население было достаточно бедным, но инвестиции были огромные, и эффект от вложений был.

А у нас и инвестиций мало, в полтора раза меньше, чем в европейских странах. Причём в долях ВВП! Это говорит о том, что экономическая стратегия у нас вялая и неинициативная.

Результат — большая смертность и низкая рождаемость. У нас происходит сокращение населения, по полмиллиона в год. Нам грозит нехватка рабочих рук, а это тормоз в экономике. Бедность — это плата за бездарную экономическую политику в течение тридцати лет, в том числе и в последнее десятилетие. А ещё бедность — это источник нестабильности, в условиях жёсткой конфронтации, даже в условиях войны соперничества, в условиях санкций. Это может утяжелять нашу экономическую ситуацию. К этому вопросу нужно бдительно подходить.

— На Ваш взгляд, в чём заключается значимость Московского экономического форума, что Вы могли бы пожелать его организаторам и участникам?

— Всякий экономический форум — это расширение нашего знания. МЭФ — это обмен опытом и выработка правильных стратегических решений. Да, конечно, нас не всегда слушают, но постепенно наши позитивные идеи и предложения, которые пропагандируют Московский экономический форум, воплотятся в жизнь.

Это уже происходит. Вот в самых высоких кабинетах задумались о прогрессивном налогообложении. А мы же об этом так много говорили. Сейчас поиски таких решений стали интенсивнее, чем было ещё пару лет назад, потому что вынуждает ситуация.

Организаторам и участникам форума хочу пожелать успешных докладов, продуктивных дискуссий и оптимизма. Сегодня крайне важно сохранять оптимизм!