Константин Бабкин: Сегодня человек труда оказался на периферии общества

Дата публикации: 11.06.2021

Завод Ростсельмаш запустил арт-проект, в рамках которого скульпторы и художники могут принять участие в конкурсе на разработку эскизов барельефа входной группы нового здания завода. Призовой фонд составляет один миллион рублей, а определение победителя состоится осенью 2021 года на ежегодном фестивале «Время, вперед!».

Главный идеолог конкурса, председатель Совета директоров Ростсельмаша Константин Бабкин рассказал об истории завода, о роли человека-труда в искусстве, современном обществе и о состоянии промышленности в стране.

Какая страна, такой и Ростсельмаш.

Ростсельмаш – это зеркало ситуации в стране и обществе. Общество всегда прекрасно, оно приобретает разные формы, рождаются разные новые идеи и явления, которые проявляются не только в искусстве, но и во всем: в технике, в архитектуре, и, конечно же, это отражалось на заводе.
Он возник, когда коммунисты пришли к власти. Началась эпоха индустриализации, бурный рост промышленности — Ростсельмаш сразу стал флагманом в производстве сельхозтехники.

В 30-е годы он вышел на новый уровень: самоходные комбайны, выставки в Париже. Затем война, эвакуация в Узбекистан, но в послевоенное время он сумел быстро восстановиться. Потом модернизация в 70-е годы, кризис 90-х.

Какая страна, такой и Ростсельмаш: он всегда соответствовал ситуации и обществу вокруг. Он был слепком, частицей большой страны

Сложно выделить какой-то конкретный период, когда завод был бы на пике своего развития. Нужно учитывать, что нет какой-то единой оценки, в разные времена были свои взлеты и падения.

Сейчас Ростсельмаш занимает 60% рынка России, а когда-то завод поставлял комбайны на весь соцлагерь. Например в советское время директору Ростсельмаша подчинялось 200 000 человек – он был руководителем огромного объединения. В нынешнее время на заводе работает порядка 13 тысяч человек.

Но если мы говорим про внедрение новых образцов и моделей, то, конечно, сейчас они появляются намного чаще.

Раньше завод производил одну модель в год – 42 тысячи человек «молотили» один образец практически без всяких модификаций, а теперь у нас более 50 наименований.

Самоходные машины появляются раз в год, и этот процесс постоянно ускоряется – через 3 года будет появляться уже по две новых модели и так далее.

В плане гибкости и современности Ростсельмаш сейчас, разумеется, совсем другой: мы используем новейшие технологии и разработки, компьютеризацию, совсем другой стиль и формат управления производством.

Мы стремимся к звездам, и я думаю, что пик карьеры Ростсельмаша впереди. Надеюсь, что он вообще никогда не будет достигнут.

Арт-фестивалем «Время, перед!» мы пытаемся отдать должное «человеку труда», который на сегодняшний день вышел на периферию. В телевизоре, в фильмах, в современном дискурсе его нет.

У нас же представлены произведения с изображением врачей, дворников, инженеров, швей – людей разных профессий.

«Человек труда» — это не абстрактное понятие, а вполне конкретное, когда человек улучшает мир, приносит пользу обществу, умственно и физически что-то делает.

Мы не диктуем стиль, эстетику к произведениям. На пресс-конференции кто-то из художников меня спросил: «Вот у вас реализм, а мой язык абстрактный, вам он не понравится?» Я ответил: «Не знаю ваш язык, но, если он прославляет человека труда, созидательный труд, пожалуйста, присылайте — с удовольствием будем смотреть ваши работы».

В этом году на выставке впервые будут представлены форматы современного искусства. Мы запустили номинацию «Цифровой плакат», в рамках которой принимаем Digital-работы с применением современных технологий.

Я хотел бы, чтобы творчество людей, видящих в труде общественную важность и позитив, имело выход на широкую публику. Именно поэтому каждый год мы проводим выставку «Время, вперед!».
Мы занимаемся производством не только ради денежных показателей, (хотя, безусловно, они важны), не ради того, чтобы сделать больше всех машин или всех победить. Мы улучшаем общество, в том числе и эстетически.

Поэтому для нового завода, который мы сейчас строим в Ростове-на-Дону, мы объявили конкурс на разработку барельефа, который будет украшать главный вход на производство. Мы хотим, чтобы он был прекрасен, чтобы своим внешним видом он улучшал обстановку в городе.

Мы хотели бы, чтобы завод получился эстетически проработанным, чтобы это большое здание гармонично вписывалось в местную архитектуру.

Идею подсказал сам город. Посреди Ростова-на-Дону находится важный памятник конструктивизму — Театр драмы имени Горького. Эстетика и история этого театра меня лично очень впечатлили. Здание построено в виде трактора, и там есть барельеф, на котором изображена борьба красных и белых. При этом нельзя понять, кто прав, кто виноват – месиво, борются все.

Вообще в промышленности постоянно идет борьба. Это борьба, которая развернута сейчас не только вокруг российского производства, но и с обычной человеческой ленью, с разгильдяйством, с неорганизованностью, отчасти с конкурентами (но не самое важное) и во многом с людьми, которым не нужна сильная промышленность в России. Они говорят: «Русские не умеют работать. Климат не тот. История ужасная. Давайте покупать китайские или немецкие комбайны».

Барельеф на фасаде нового завода Ростсельмаш покажет нашу связь и уважение к архитектуре Ростова-на-Дону, покажет накал современной ситуации, что это все не просто так. Будет украшать город и через десятки лет напоминать о сложившейся ситуации, как нам сегодня старые картины что-то говорят о наших предках. Такая вот непростая идея.

Хотелось бы, чтобы, глядя на барельеф, люди анализировали, осмысливали свою деятельность.

Производство и бизнес для меня— это не только про деньги и тонны металла, это про улучшение ситуации вокруг. И как я хотел бы, чтобы не только Ростов-на-Дону, но и вся наша страна выглядела конкурентоспособной, промышленной, постоянно развивающейся, без точки, без конечной цели. Город-парк, комфортная жизнь, свободное перемещение, экологическая чистота и возможность для творчества.

Таким образом для Ростова-на-Дону Ростсельмаш — это важная точка для развития всего города и каждого человека в отдельности.

Пиши-не пиши картину – не пойдут люди на завод.

Несомненно, развитие промышленности в России неразрывно связано с общей экономической ситуацией в стране. Если производство погибает, если нищенские зарплаты, то пиши-не пиши картину – не пойдут люди на завод.

Кто-то может сказать, что мы не умеем работать, и вообще на заводе непрестижно, вот мы тиктокерами и банкирами все работаем. Такое положение в обществе доминирует с конца 80-х годов, и это привело к тому, что российских производителей (промышленность, сельское хозяйство) подавили, поставили в такое положение, когда они находятся в неравных условиях конкуренции с китайцами, с немцами — с зарубежными производителями.

Мы действительно носим иностранную одежду, иностранные телефоны, мебель из заграницы. А почему?

Правительство вот уже тридцать лет совсем не заботится о том, чтобы создать условия для производителей: дать им налоги пониже, электричество и кредит подешевле, за рынок побороться для наших пиджаков, а не для китайских.

Правительство вообще не занимается этим. Мне Владимир Путин лет 7 назад, после совещания, говорит: «Вот у Ростсельмаша есть тракторный завод в Канаде, чего вы его сюда не переносите?» Я говорю: «Налоги выше, электричество дороже».

Он не поверил, переспросил: «Что, и электричество дороже?» Я говорю: «Да».
- «Ну, напиши записку, сравним».

Написали, сравнили – там 15 пунктов, у нас только зарплата ниже, чем в Канаде, и газ дешевле, а все остальное в Канаде намного выгоднее: и отчетности меньше, и расходов на охрану меньше, электричество раза в 2 дешевле

Или еще один пример – российский автопром. Если посмотреть, сознательное разрушение целой отрасли произошло в 90-е годы. Были созданы все преференции сборщикам иностранных машин: даны пониженные налоги, иностранные машины были освобождены от уплаты НДС, налогов на землю, им дали льготные, бесплатные многолетние кредиты с Запада. Открыли рынок, и наши заводы просто оказались в условиях неравной конкуренции.

Гостям все, а своим – ничего.

Из семи действующих заводов выжил только АвтоВАЗ, да и тот сейчас собирает иномарки.

При Гайдаре, при Чубайсе власти создали условия подавления наших производителей – переодели страну в импортные пиджаки, на импортную колбасу посадили, подавив наше сельское хозяйство, и все-все-все. Вступление в ВТО юридически попытались закрепить.

В Европе можно крестьян поддерживать: 50% доходов фермера – это дотации из бюджета, в России… ну, можно, но 3% дотировать. Поэтому немецкий бюргер живет прекрасно, а наш — выживает.

Это политика привела к такой ситуации, что в России невыгодно созидать. Не потому что люди тупые, не хотят и не умеют работать, — просто подавили человека труда, созидательного человека. Не показываем его на выставках, не даем ему электричество: все только про нефть и Тик Ток. И это все ведет к деградации общества и к сокращению количества населения.

Люди могут, конечно, делать вид, что все хорошо, но перспектив и выхода не видят из этой ситуации. Поэтому и рожать не хотят, и в целом напряжение в обществе имеется, расслоение. Без созидания здорового общества не будет».

Источник публикации: Daily Moscow