БЕЗРАБОТНОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ КРАХ ЭКОНОМИКИ?

Дата публикации: 09.09.2020

Если ситуация на рынке труда не будет кардинально решена властями, то нашим внукам придётся жить на нашу с вами пенсию и пособие по безработице родителей — наших детей. И это отнюдь не фантастический сценарий, а вполне закономерный итог экономической политики правительства.

В России порядка 72 млн работающих. По разным оценкам экспертов к концу года без заработка в нашей стране останутся двое из десяти работников. К сожалению, большинство из потерявших работу сегодня не смогут найти достойное место в ближайшей перспективе.  Россиянам попросту негде работать. Нет предприятий, производств, фабрик и агрокомплексов, где люди могли бы заниматься своим делом, получать достойную зарплату и развивать экономику страны. В приоритете государства сырьевые отрасли и быстрый заработок, в то время как промышленность и сельское хозяйство выживают в сложнейших условиях.

Сегодня о проблеме безработицы в России беседуем с директором Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борисом Кагарлицким.

- Борис Юльевич, чем наша безработица отличается от западной?

Россия считается страной с низким уровнем безработицы. Это, однако, объясняется крайне низким уровнем зарплаты, низкими пособиями (настолько низкими, что многие люди, ищущие работу, предпочитают не тратить время на регистрацию и оформление пособий), а также практикой задержек заработной платы работающим. Последнее делает формальное увольнение работников совершенно не обязательным, экономия фонда заработной платы происходит по факту.

Тем не менее именно 2020 год может стать рубежом, когда рост официальной безработицы, если и не поставит Россию в один ряд с развитыми странами Запада, то, по крайней мере, приблизит к ним. И таким "достижением" гордиться не стоит.

- Каковы последствия безработицы в социальном плане?

Безработица несомненно деморализует трудящихся, к тому же вырывает их из нормального ритма жизни, вернуться в который психологически не так просто. Люди начинают пить, срываются на своих близких, разрываются отношения. Но есть и прямой экономический ущерб: падает совокупный спрос. Социальная деградация усугубляет экономический упадок.

 - Проблемы трудоустройства выпускников: какой будет дисбаланс спроса и предложения после COVID-кризиса?

Для младших поколений отсутствие перспектив на рынке труда, как правило, более болезненно. По факту это приводит к тому, что происходит внутрисемейное перераспределение ресурсов - старшие поддерживают младших. Но беда в том, что это "игра с конечной суммой". Средства, потраченные на поддержку младшего поколения, скорее всего, не будут возвращены в "большой" семейный бюджет. Это значит, что каждое следующее поколение, с течением времени, оказывается вынуждено стартовать в условиях худших, чем у предыдущего поколения. Тенденция эта сложилась и усугубляется в течение прошедших 25 лет, причем не только в России. Текущий кризис и COVID-19 не создают в этом плане новых проблем, но радикально усугубляют имеющиеся. И без сознательной реконструкции рынка труда при помощи государственных инвестиций изменить ничего не удастся. Я тут не говорю ничего нового, всё это объяснил ещё Дж. М. Кейнс. Но вопрос в том, чтобы у власти оказались люди, заинтересованные в поддержке масс и опирающиеся на большинство трудящихся. Элиты не заинтересованы решать проблемы общества. По крайней мере до тех пор, пока общество не грозит им истреблением.

24 сентября 2020 года Борис Юльевич примет участие в Московском экономическом форуме в формате вебинара — «Безработица в России: кто виноват и что делать?». У вас есть прекрасная возможность задать свои вопросы спикеру и узнать готовы ли промышленники сегодня создавать новые рабочие места?

Регистрация по ссылке https://me-forum.ru/online/