Дата публикации: 04.04.2024
На площади Цезаря Куникова, что вдоль Садового, апрельским утром было людно. Не то чтобы это было чем-то исключительным: рядом с Цифровым деловым пространством частенько встречаешь людей в строгих костюмах, которые спешат на какой-то ивент. Но сейчас гости шли на регистрацию с каким-то особым воодушевлением. Два дня — 2 и 3 апреля — в столице проводили Московский экономический форум (МЭФ).В качестве справки коротко заметим. МЭФ — это не государственная и не вневедомственная инициатива. Частное мероприятие, куда приходят только заинтересованные — в искренней созидательности и развитии страны. Основной темой дискуссий становится экономическая политика (в самом широком смысле — от поддержки бизнеса, до налогов, МРОТ, работы ЦБ). Но как и на любом собрании интеллектуальной элиты происходящие процессы в стране и мире видят многим шире, чем только сквозь призму цифр. Например, добрая часть МЭФ в этом году была посвящена культуре.
Открывал форум его председатель, совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. Гостей — зал продолжал заполняться, хотя свободных мест уже не оставалось — на работу он пророчески настраивал лейтмотивов этого форума:
— Мир меняется постоянно. Мы должны выявлять проблемы, парадоксы и места, где политике следует трансформироваться и как именно. Может быть каждый российский чиновник или ведомство ведет себя рационально. Но видим много парадоксов, которые в итоге получаются на деле. Отмечу, что не все у нас плохо. Несмотря на боевые действия, террор, санкции мы выстояли и развиваемся. У страны есть сильный лидер.
А затем тут же обозначил вторую острую проблему, которой коснулись на форуме — вопросов культуры.
— Складывается ощущение, что цель современных творцов высмеять и деморализовать общество. Нет позитивного образа будущего, да и прошлого уже нет. Искусство должно воскрешать патриотические чувства, культивировать уважительное отношение к предкам и традициям.
Казалось бы, денежно-кредитная политика и налоги не очень вяжутся с поп-культурой и афишей кинотеатров. Но по мере форума явственнее проявлялась параллель: непросто «продать» сотруднику идею его работы во благо экономики родины, если тот стал заложником «гендерно-нейтральной» фразы «все не так однозначно» и вообще утратил связь с национальным культурным кодом.
Отрадно, что среди гостей мероприятия были не только уже состоявшиеся предприниматели и специалисты, но и немало молодежи. Фото: пресс-служба Московского экономического форума
НЕАДЕКВАТНЫЕ ПРОГНОЗЫ
Бабкин продолжал задавать векторы предстоящих дискуссий:
— Мы хотели бы видеть более активную международную политику России. (...). Бедные люди у нас странным образом платят налогов больше богатых, а «сырьевики» (продавцы ископаемых — ред.) меньше, чем производители готовой продукции. ()… Стало много ситуативных налогов, которые решают совместные задачи, но не ведут к развитию страны. Надо чинить дороги — вот налог на перевозки. Пошлины на экспорт ввели в угоду сельскому хозяйству, а в итоге его развитие замедляется.
Слово взяла экономист и депутат Госдумы Оксана Дмитриева (к слову, едва ли не единственный представитель законодательной власти на МЭФ, а жаль):
— Если времена меняются, то и мышление должно меняться. Но так не происходит в экономическом мышлении. И раз такая политика сохраняется, значит это кому-то нужно, — перефразировала Маяковского депутат.
— Финблок мыслит категориями денежных сбережений, но не мыслит категориями реального дела. У них задача накопить, приумножить занят, не обращая внимание на последствия для реального сектора, — констатировал Константин Бабкин.
Замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка обратил внимание на еще один парадокс — модели и прогнозы, которые у нас строят — неадекватны.
— Весь прошлый год прогнозировали падение, а в итоге случился рост. У России — самая растущая экономика в Европе. Как же так вышло, если обещали другое? Стилем работы ведомств стало распределение субсидий, а затем — отчетность о своей деятельности. Но не о целях достигнутого развития. Качество менеджмента нужно выводить на другой уровень.
РАВНЯЕМСЯ НА ЗАПАД, НЕ В ТОМ, В ЧЕМ СТОИЛО БЫ
Необычайно искренним получился спич Дениса Кривцова — гендиректор подмосковного машиностроительного завода «Тонар»:
— Людей не хватает. Мы увеличили численность сотрудников с 1500 до 2000 человек. Повысили зарплату, но это не помогло. Я говорю кадровикам — может, еще нужно поднять? Давайте, я готов. Нет, бесполезно. Люди не хотят идти на завод и действительно работать. Привыкли, что можно сутки через трое за 50 тысяч где-то в Москве посидеть. Кажется, с этим поколением уже ничего не сделаешь. Нужно воздействовать на их детей и делать привлекательной работу на предприятиях. Конечно, мы, промышленники, сами виноваты — платили раньше мало, а люди света белого не видели. Но сейчас все поменялось. И если человек не будет понимать, что работа позволит реализовать ему благостную картину мира вокруг себя — дом, квартира, машина, образование детям… Мы все должны сделать так, чтобы эта утопия претворилась в жизнь.
На аплодисменты зал не скупился на следующей пленарной дискуссии — посвященной культуре и пропаганде. Что не выступление — шквал оваций.
— Если мы хотим выздороветь, сначала нужно поставить правильный диагноз. Иначе лечение ни к чему хорошему не приведет. При этом есть часть общества, которая считает — мы здоровы. Есть часть, которая считает — больны, но предлагает решения, которые только усугубят болезнь. И самая малочисленная часть осознает болезнь и предлагает эффективное лечение. Религиозных людей в стране немного, живут по принципу «ты мне — я тебе». Живут по нему в отношениях с государством, супругами, коллегами, — высказался священник Павел Островский.
Модератор дискуссии режиссёр театра и кино Эдуард Бояков привел несколько красноречивых сюжетов. Архивную запись с шоу «Голос» пятилетней давности, где молодые ребята из разных поют про мир во всем мире, но только у американца флаг США растянут во всю грудь, а у других — на уровне бляхи ремня маленький флажок. Артистка, которая представляла России, была в кадре меньше всего.
Другая зарисовка — финал чемпионата по американскому футболу в США, где огромный стадион исполняет национальный гимн — довольно милитаристский, а на экране показывают кадры с военного авианосца. И финал кубка России по футболу, в котором болельщики команды-победителя «Спартака» поют песню певицы Максим «про девчонку, которую бросил парень».
— Кажется, пришел момент не просто объявлять культурную войну, а внимательно изучать нашего противника. И здесь мы можем многое дать. Мы всегда умели присваивать и осваивать достижения других — от балета до науки. И потом эти достижения становились нашими. Если мы сможем соединить пока разобщенные явление, то добьемся успеха в строительстве новой современной и суверенной России, — резюмировал Бояков.
Другие публикации
22.04.2024 Китай активно помогает своим компаниям завоевывать наш рынок
15.04.2024 Нам нужны сотни тысяч проектов развития
12.04.2024 Сценарии дальнейшего развития страны обсудили на Московском экономическом форуме
11.04.2024 В России появился задел для темпов экономического роста, как у Индии
11.04.2024 По итогам МЭФ-2024. Расширение русского пространства
10.04.2024 Гайдар проиграл: Россия смыла позор 1990-х
09.04.2024 Социальная несправедливость может остановить развитие России — МЭФ-2024
09.04.2024 Сергей Глазьев: Объективно мы можем развиваться темпами не менее 8 процентов в год!
09.04.2024 Большой репортаж о форуме в программе "Территория развития"