Без трансформации национальной культуры не будет сильной экономики России

Дата публикации: 04.04.2024

На площади Цезаря Куникова, что вдоль Садового, апрельским утром было людно. Не то чтобы это было чем-то исключительным: рядом с Цифровым деловым пространством частенько встречаешь людей в строгих костюмах, которые спешат на какой-то ивент. Но сейчас гости шли на регистрацию с каким-то особым воодушевлением. Два дня — 2 и 3 апреля — в столице проводили Московский экономический форум (МЭФ).

В качестве справки коротко заметим. МЭФ — это не государственная и не вневедомственная инициатива. Частное мероприятие, куда приходят только заинтересованные — в искренней созидательности и развитии страны. Основной темой дискуссий становится экономическая политика (в самом широком смысле — от поддержки бизнеса, до налогов, МРОТ, работы ЦБ). Но как и на любом собрании интеллектуальной элиты происходящие процессы в стране и мире видят многим шире, чем только сквозь призму цифр. Например, добрая часть МЭФ в этом году была посвящена культуре.

Открывал форум его председатель, совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. Гостей — зал продолжал заполняться, хотя свободных мест уже не оставалось — на работу он пророчески настраивал лейтмотивов этого форума:

— Мир меняется постоянно. Мы должны выявлять проблемы, парадоксы и места, где политике следует трансформироваться и как именно. Может быть каждый российский чиновник или ведомство ведет себя рационально. Но видим много парадоксов, которые в итоге получаются на деле. Отмечу, что не все у нас плохо. Несмотря на боевые действия, террор, санкции мы выстояли и развиваемся. У страны есть сильный лидер.

А затем тут же обозначил вторую острую проблему, которой коснулись на форуме — вопросов культуры.

— Складывается ощущение, что цель современных творцов высмеять и деморализовать общество. Нет позитивного образа будущего, да и прошлого уже нет. Искусство должно воскрешать патриотические чувства, культивировать уважительное отношение к предкам и традициям.

Казалось бы, денежно-кредитная политика и налоги не очень вяжутся с поп-культурой и афишей кинотеатров. Но по мере форума явственнее проявлялась параллель: непросто «продать» сотруднику идею его работы во благо экономики родины, если тот стал заложником «гендерно-нейтральной» фразы «все не так однозначно» и вообще утратил связь с национальным культурным кодом.

Отрадно, что среди гостей мероприятия были не только уже состоявшиеся предприниматели и специалисты, но и немало молодежи. Фото: пресс-служба Московского экономического форума

НЕАДЕКВАТНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Бабкин продолжал задавать векторы предстоящих дискуссий:

— Мы хотели бы видеть более активную международную политику России. (...). Бедные люди у нас странным образом платят налогов больше богатых, а «сырьевики» (продавцы ископаемых — ред.) меньше, чем производители готовой продукции. ()… Стало много ситуативных налогов, которые решают совместные задачи, но не ведут к развитию страны. Надо чинить дороги — вот налог на перевозки. Пошлины на экспорт ввели в угоду сельскому хозяйству, а в итоге его развитие замедляется.

Слово взяла экономист и депутат Госдумы Оксана Дмитриева (к слову, едва ли не единственный представитель законодательной власти на МЭФ, а жаль):

— Если времена меняются, то и мышление должно меняться. Но так не происходит в экономическом мышлении. И раз такая политика сохраняется, значит это кому-то нужно, — перефразировала Маяковского депутат.

— Финблок мыслит категориями денежных сбережений, но не мыслит категориями реального дела. У них задача накопить, приумножить занят, не обращая внимание на последствия для реального сектора, — констатировал Константин Бабкин.

Замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка обратил внимание на еще один парадокс — модели и прогнозы, которые у нас строят — неадекватны.

— Весь прошлый год прогнозировали падение, а в итоге случился рост. У России — самая растущая экономика в Европе. Как же так вышло, если обещали другое? Стилем работы ведомств стало распределение субсидий, а затем — отчетность о своей деятельности. Но не о целях достигнутого развития. Качество менеджмента нужно выводить на другой уровень.

РАВНЯЕМСЯ НА ЗАПАД, НЕ В ТОМ, В ЧЕМ СТОИЛО БЫ

Необычайно искренним получился спич Дениса Кривцова — гендиректор подмосковного машиностроительного завода «Тонар»:

— Людей не хватает. Мы увеличили численность сотрудников с 1500 до 2000 человек. Повысили зарплату, но это не помогло. Я говорю кадровикам — может, еще нужно поднять? Давайте, я готов. Нет, бесполезно. Люди не хотят идти на завод и действительно работать. Привыкли, что можно сутки через трое за 50 тысяч где-то в Москве посидеть. Кажется, с этим поколением уже ничего не сделаешь. Нужно воздействовать на их детей и делать привлекательной работу на предприятиях. Конечно, мы, промышленники, сами виноваты — платили раньше мало, а люди света белого не видели. Но сейчас все поменялось. И если человек не будет понимать, что работа позволит реализовать ему благостную картину мира вокруг себя — дом, квартира, машина, образование детям… Мы все должны сделать так, чтобы эта утопия претворилась в жизнь.

На аплодисменты зал не скупился на следующей пленарной дискуссии — посвященной культуре и пропаганде. Что не выступление — шквал оваций.

— Если мы хотим выздороветь, сначала нужно поставить правильный диагноз. Иначе лечение ни к чему хорошему не приведет. При этом есть часть общества, которая считает — мы здоровы. Есть часть, которая считает — больны, но предлагает решения, которые только усугубят болезнь. И самая малочисленная часть осознает болезнь и предлагает эффективное лечение. Религиозных людей в стране немного, живут по принципу «ты мне — я тебе». Живут по нему в отношениях с государством, супругами, коллегами, — высказался священник Павел Островский.

Модератор дискуссии режиссёр театра и кино Эдуард Бояков привел несколько красноречивых сюжетов. Архивную запись с шоу «Голос» пятилетней давности, где молодые ребята из разных поют про мир во всем мире, но только у американца флаг США растянут во всю грудь, а у других — на уровне бляхи ремня маленький флажок. Артистка, которая представляла России, была в кадре меньше всего.

Другая зарисовка — финал чемпионата по американскому футболу в США, где огромный стадион исполняет национальный гимн — довольно милитаристский, а на экране показывают кадры с военного авианосца. И финал кубка России по футболу, в котором болельщики команды-победителя «Спартака» поют песню певицы Максим «про девчонку, которую бросил парень».

— Кажется, пришел момент не просто объявлять культурную войну, а внимательно изучать нашего противника. И здесь мы можем многое дать. Мы всегда умели присваивать и осваивать достижения других — от балета до науки. И потом эти достижения становились нашими. Если мы сможем соединить пока разобщенные явление, то добьемся успеха в строительстве новой современной и суверенной России, — резюмировал Бояков.