Дата публикации: 11.04.2024
Состоялся Московский Экономический Форум (МЭФ) – и пусть слово «экономический» в названии вас не ограничивает. На восьмом по счёту Форуме, организованном промышленником Константином Бабкиным, обсуждались вопросы из разных сфер. Но, все они, так или иначе, сводились к развитию России. В частности, на МЭФ обсуждали вопросы культуры. И было произнесено немало действительно ценных, созидающих мыслей. Хотел бы выделить основные из них.Но прежде, чем начать, нужно зафиксировать вот что. О роли культуры, о важности культуры у нас говорят давно, говорят настойчиво и много. Однако, к сожалению, воз и ныне там. И удивление вызывают то литературные новинки, то театральные премьеры, то кинопроизводство. Я сейчас даже не об условном разделении на патриотов и либералов, а также о том, что «поляну держат» последние. Нет, суть в том, что всё происходящее в сфере культуры было бесконечно далеко от народа. От русского человека.
С одной стороны, этому человеку бесконечно объясняли, что так, как в России, жить нельзя. А, с другой, то, что ставилось, писалось, снималось вызывало интерес преимущественно узких групп. То же, что делалось для масс, развлекало, но не развивало. Потому по итогу изменился сам человек. Ведь культура, если обратиться к истокам данного понятия – это в первую очередь возделывание. К слову, любопытно, что раньше это понимали прекрасно – и интегрировали культуру в общий процесс устремления к новым высотам. Человек труда шёл рядом с человеком культуры.
Именно этот вопрос и ставился на очередном пленарном заседании МЭФ. Где человек труда? И где человек культуры? Вопрос ставился остро; иначе быть и не могло – ведь с началом СВО мы все, абсолютно все (одни признав, другие отрицая, но не суть) осознали, что мир изменился, и нам нужны новые герои, новые ценности, новые смыслы. Да, очень часто новое – это хорошо забытое старое; и в данном случае мы имеем дело примерно с теми же формулировками. Но фокус в том, что сложнее всего отделить зёрна от плевел. На МЭФ это попытались сделать.
Культура должна быть патриотична. Очевидно, да. Мы слышим это постоянно. Но вопрос в том, что есть эта патриотичность? И не получается ли так, что в условиях СВО люди начинают меряться патриотичностью? Мне видится, что на пленарном заседании МЭФ Евгений Фатеев, художник, произнёс очень важную мысль – о том, что порождено несколько поколений «внутренних иностранцев». Это чужие люди в как бы своей стране. Но отсюда же, от обратного, что называется, вытекает понятие патриотизма, формулируется довольно легко, на самом деле.
Так вот, патриотизм – это чувство сопричастности к твоей стране, раз. И два – чувство ответственности за происходящее; как следствие, труд по приведению этого происходящего в должное состояние. Всё, как я уже сказал, довольно просто. И вместе с тем сложно. Оттого вновь и вновь, особенно в критические моменты истории, мы открываем самих себя. Александр Дугин говорит в данном контексте о новой культурной политике. Говорит о радикальных методах. Но это, на самом деле, дискуссионный вопрос. Ведь суть тут не в том, чтобы ограничить, а в том, чтобы, наоборот, расширить.
Очень долгое время мы жили в условиях культурной экспансии – той, которую предсказывал ещё Данилевский. Нам говорили, что есть только один сорт литературы, один сорт театра и кино. Это вполне укладывалось в концепцию конечности мира, сформулированную Фукуямой. Однако оказалось-то, что всё только начинается. И есть другая литература, другое кино и другой театр. Мы стоим у истоков. Так когда-то Островский создал национальные постановки, а Глинка – национальную оперу. Мы, в общем-то, должны начинать с того же. И это не лубочность, не ограничение, а, наоборот, расширение, может быть, даже та самая цветущая сложность.
Торгаши победили героев – верно констатировал Дугин на заседании МЭФ. И наша задача – вернуть этих героев в массовое сознание. Для этого мы должны не сужать, а, наоборот, расширять пространство влияния и пространство борьбы. Потому что наш национальный культурный код, о котором на пленарном заседании МЭФ говорил Станислав Рыбас, многообразен, сложносочинён и полифоничен, он есть та самая цветущая сложность, которая позволяет нам мирно сосуществовать друг с другим.
Опять же, Эдуард Бояков на том же заседании в контексте западного влияния заявил известный принцип «не запретить, а возглавить», отсылая нас к лучшим образцам русской культуры, которые максимально плотно и тесно связаны с лучшими образцами мировой культуры. Одно подпитывало и порождало другое, но по итогу выходило оригинальное, настоящее, национальное. Потому что сила духа, сила таланта позволяла взять лучшее и сделать из этого своё. Таков единственно возможный, правильный вариант. Так что вектор на МЭФ был задан верный. Вопрос – в том, как теперь реализовать задуманное. И эта будет успешной, если максимальное число заинтересованных, реально патриотичных людей подключится к данному направлению.
Не запрещать, а созидать; не сужать, а расширять – и, по итогу, создавать своё. Полагаю, такая задача сегодня стоит перед всеми нами.
Источник публикации: Литературная газета
Другие публикации
22.04.2024 Китай активно помогает своим компаниям завоевывать наш рынок
15.04.2024 Нам нужны сотни тысяч проектов развития
12.04.2024 Сценарии дальнейшего развития страны обсудили на Московском экономическом форуме
11.04.2024 В России появился задел для темпов экономического роста, как у Индии
10.04.2024 Гайдар проиграл: Россия смыла позор 1990-х
09.04.2024 Социальная несправедливость может остановить развитие России — МЭФ-2024
09.04.2024 Сергей Глазьев: Объективно мы можем развиваться темпами не менее 8 процентов в год!
09.04.2024 Большой репортаж о форуме в программе "Территория развития"
09.04.2024 На Московском экономическом форуме обсудили многополярность и евразийскую координацию