Дмитрий Борисенко: необходимо обеспечить российские компании дипломатической поддержкой за рубежом

Дата публикации: 28.02.2024

Закрытие западных рынков для экспорта российских нефти и газа стимулирует развитие отечественной промышленности, заставляет власти обратить внимание на такие сферы, как машиностроение, станкостроение, производство комплектующих – отрасли, развитие которых необходимо для создания мощной российской экономики. В преддверии Московского экономического форума мы поговорили с журналистом и автором телеграм-канала «Главред» Дмитрием Борисенко о том, как сегодня продвигать отечественные товары на зарубежных рынках, от какой иностранной продукции мы по-прежнему будем зависимы и каких экономических войн можно ожидать в ближайшие пару десятков лет.

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о сбыте продукции российских производителей – насколько остро данная проблема стоит у отечественных компаний после 24 февраля 2022 года? 

Основные проблемы со сбытом российской продукции напрямую связаны с санкциями, уходом значительной части западных компаний, в числе которых – автопром и крупные ритейлеры, такие как «Икея». В то же время ситуацией удачно воспользовались китайцы, которые быстро зашли на российский рынок. Например, стали активно поставлять в страну бензиновые, электрические, дизельные авто. Китай сегодня замещает многие компании, ушедшие из России. При этом наши производства не успевают перестроиться в связи с появлением новых конкурентов – тот же КамАЗ начинает испытывать большое количество трудностей, так как для покупателя китайские грузовые автомобили оказываются более привлекательными и дешевыми. Многие отечественные производители, даже находясь дома, оказываются поставлены на грань выживания, поэтому говорить о выходе на зарубежные рынки не приходится. Кроме того, те же китайцы очень ревниво относятся к иностранцам, которые пытаются делать бизнес на их территории – зарубежные компании, конечно, могут что-то выпускать, обеспечивать приток денег, технологий, но полноценно конкурировать с китайскими производителями у них все равно не получится. 

России сегодня необходимы новые рынки сбыта продукции, и, к сожалению, государство оказывает недостаточное содействие в данном вопросе. Объем выпуска российских товаров должен наращиваться, в том числе за счёт развития экспорта. Сегодня наше конкурентное преимущество – газ, нефть, никель, алмазы. Однако нам необходимо делать определенные шаги и искать другие перспективы.

Что должно сделать государство для помощи в продвижении отечественного производителя на зарубежных рынках?

Здесь необходимо вести работу сразу в нескольких направлениях. Во-первых, законодательно обеспечить и гарантировать преференции российским компаниям для выхода на западные рынки – среди мер поддержки можно использовать субсидии, налоговые льготы, низкие процентные ставки по кредитам. Во-вторых, стратегия по развитию экспорта на зарубежные рынки должна быть в обязательном порядке прописана на уровне Правительства Россия. В-третьих, необходимо обеспечить российские компании дипломатической поддержкой – чтобы у них не возникало трудностей при работе в других странах. 

Какие мировые рынки можно расценивать как наиболее перспективные для России? 

Ещё с Советских времен у нас были попытки работы с Африкой – это перспективный, однако в то же время сложный и нестабильный регион. Также для нас интересны Китай, Индия, Юго-Восточная Азия – правда, сегодня нас не ждут на этих рынках. Несмотря на то, что там успешно работает такой общепит, как «Макдональдс» и «Бургер Кинг», но, к примеру, о франшизе «Теремка» в Китае говорить пока не приходится. На мой взгляд, для продвижения в азиатском регионе нам необходимо работать на политическом и дипломатическом уровне. 

Также есть Иран, Сирия, страны СНГ – все это небольшие игроки, но с ними тоже необходимо сотрудничать. Так, недавно я наткнулся на видео Министерства обороны Узбекистана о службе в армии. В данном регионе поставки оружия всегда обеспечивала Россия – мы были впереди планеты всей. Теперь же в авангарде – США и Китай, и именно их вооружение было представлено в ролике. В отношении поставок техники мы теряем свои позиции, хотя нам крайне важно их удерживать.

Как выстраивать отношения с нашими партнерами на мировых рынках, стоит ли здесь придерживаться принципа «свой-чужой»? 

В этом вопросе необходимо быть прагматичными. Как говорится – «ничего личного, только бизнес». Никаких историй из серии «давайте поиграем в дружбу», только взаимовыгодное сотрудничество. Где-то использовать дипломатический ресурс, где-то, как США, политику мягкой силы – как тот же «Боинг», который лоббирует свои интересы в ЕС через политические и экономические рычаги. Мы видим, что Европа сегодня вынуждена отказываться от импорта российских газа и нефти: не секрет, что даже война с Украиной – своеобразное выдавливание РФ с рынка. Китай то же самое делает в Африке.

Экономические войны 21 века, США-Китай, кто следующий?

Конечно, основной экономический конфликт будет сохраняться между США и Китаем, особенно что касается рынков сбыта в Западной Европе. Даже немецкая экономика, которая раньше была драйвером ЕС сегодня начинает коллапсировать. Тот же Mercedes и Volkswagen становятся неконкурентоспособными – рынок авто занимают китайские производители. Другой пример – микроэлектроника, производство которой США планирует перенести к себе, чтобы закрыть проблемы с поставками продукции из Тайваня. Также нельзя не отметить усиление еще одного мирового игрока  – Индии. Резкий рост населения страны также стимулирует активный выход индийской продукции на зарубежные рынки и передел сфер влияния. 

В отношении импортозамещения – что мы сегодня в состоянии заменить самостоятельно и от чего будем зависимы в перспективе ближайших нескольких лет?

К сожалению, в последние десятилетия мы потеряли не просто производство отдельных категорий товаров, но и целые направления, отрасли промышленности. Современные реалии таковы, что даже корпусы беспилотников мы можем производить сами, а всю микроэлектронику приходится закупать в Китае, поэтому если поставки прервутся, мы будем испытывать огромные трудности. То же касается авиастроения – не так давно Чемезов пообещал поставить на рынок тысячу самолётов отечественного производства, однако сегодня я бы отнесся к этому обещанию скептически. 

В настоящий момент нам критично возрождать целые отрасли, такие как станкостроение, машиностроение, микроэлектроника, однако сделать это мы сможем исключительно при поддержке государства. Сейчас у нас ситуация, как в Советском Союзе, когда Сталин сказал, что за десять лет мы должны пробежать то, что другие страны проходили за сто. Тогда страна закупала целые заводы со специалистами, техникой, производствами. Что-то похожее делал Дэн Сяопин в Китае. Если государство начнет инвестировать в себя, поддерживать передовую налоговую политику, будет давать кредиты не под 18-19%, то у нас есть шанс. Не так давно Президент выступил и сказал, что мы на пороге открытия лекарства от рака – да, это важно и нужно, но для меня было бы более ценно, если бы мы в целом выстроили сферу производства медицинского оборудования, создали полноценную отрасль, построили 10-20 заводов.