30-31 марта 2017
«Шуваловский корпус» МГУ. Тема: «Поворот мировой истории. Новая стратегия России»
МЭФ-2017: Конференция № 33 «Преодолеть стагнацию: потенциал образования, науки, культуры России»
30 марта 2017, 10:00

Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова

Образование, наука, инженерное и художественное творчество определяют развитие личности, социальный и технологический прогресс общества. Еще недавно наша страна славилась ими во всем мире. Но вот уже более 20 лет политика российских органов власти в сферах образования, науки, культуры, промышленного производства ведёт к деградации человека и общества, тормозит экономическое развитие страны. Как найти выход и ресурсы?

Поиску ответов на этот животрепещущий вопрос была посвящена конференция «Преодолеть стагнацию: потенциал образования, науки, культуры России». Модераторами обсуждения стали кандидат экономических наук, доцент Наталья Яковлева, председатель профобъединения «РКК-Наука», старший научный сотрудник ИРЭ им. В.А.Котельникова РАН Анатолий Миронов и профессор СЗНИЭСХ РАН Давид Эпштейн.

Открыв обсуждение, Наталья Яковлева назвала ключевые, по ее мнению, причины стагнации науки и образования в последние 25 лет: коммерциализацию и сопутствующую ей бюрократизацию системы образования. Эти процессы сопровождались исчезновением государственного планирования и усилением подчас огульного контроля со стороны Минобра и Рособрнадзора. Самое же страшное, по словам экономиста, ― это так называемая менеджеризация образования, при которой главным лицом становится не преподаватель-ученый, а администратор, заполняющий отчеты. «Мы забыли три составляющих, на которых держалось образование в СССР: бесплатность, всеобщность и фундаментальность. Мы это потеряли навсегда. И если мы сейчас не будем бороться, то через некоторое время наши дети и внуки окажутся рабами капитализма, а мы с вами будем работать не в творческих, свободных коллективах, а в формализованных, бюрократически, жестких структурах», ― подчеркнула Яковлева.

Гостья из Калуги, кандидат психологических наук Елена Климова акцентировала свое внимание на нехватке учебных заведений начального и среднего профессионального образовния, которая порождает дефицит квалифицированных кадров. По ее мнению, вузам следует доработать бакалавриат до уровня специалитет, а то, что сейчас включает в себя бакалавриат, перенести к ступени среднего профессионального образования. Предложенные спикером поправки в закон об образовании звучат следующим образом: «Оставить: 1) начальное профессиональное образование, 2) средне профессиональное образование, бакалавриат, 3) высшее образование, специалитет, магистратура, 4) послевузовское профессиональное образование, подготовка кадров высшей квалификации».

Представитель профсоюза работников РАН Михаил Митрофанов перешел к теме науки, заявив о некорректности существующей стратегии научно-технологического развития России. Предложения, которые он озвучил, касаются защищенности труда научных коллективов и научных работников. «Необходимо обеспечить правовые механизмы того, чтобы в плане реализации стратегии были зафиксированы минимально необходимые расходы государства на обеспечение фундаментальных исследований. Необходимо чтобы эти расходы фундаментальных исследований шли, в том числе на оплату труда, постоянных ставок занятых фундаментальными исследованиями работников», ― отметил академик.

Коллега Митрофанова, Давид Эпштейн посетовал на обострившуюся ситуацию с выбором Президента РАН и на угрозу переориентации РАН от фундаментальной науки в сторону внедрения научных исследований. Наука, по словам Эпштейна, должна располагать большей степенью самоуправления, что и отражено в подготовленной представителями РАН альтернативной концепции закона о науке. Его поддержала сотрудник РАН, педагог Ирина Селезнева. Она добавила, что рабочие группы инистерств, обсуждающие проекты стратегий и другие документы, не учитывают мнения профессиональных сообществ.

Экономист Александр Бузгалин напомнил собравшимся о существующем векторе развития науке во всем мире – так называемой индустрии 4.0, которая подразумевает, что человек выполняет творческую работу, а всё остальное делает машина. «Это другая общественно-экономическая система, поэтому разговор об образовании как услуге, образовании как производстве навыков, образовании как производстве квалификаций – это вчерашний день», ― подчеркнул он. По словам Бузгалина, общество будущего должно состоять из креативных людей, а не из низкоквалифицированных кадров, служащих «придатком» к станкам.

Одной из ключевых идей конференции стала смена ориентиров при оценке уровня развития страны и ее позиционирования на международной арене. Глобальное соперничество переходит из области финансово-промышленной и военно-технической в область образования, науки, культуры, воспитания. Сегодня знания и нравственность выступают как условия общественного прогресса, как ключевая предпосылка общественной саморефлексии.

Завершая дискуссию, Анатолий Миронов выразил убежденность, что Правительство не в состоянии предложить стратегию, которая нужна народу. При этом деятели науки, бизнеса, а также активная молодежь и общественные могли бы внести серьезный вклад в формирование такого видения. Он призвал собравшихся принять участие в обсуждении этой стратегии в рамках форума и за его пределами.

Стенограмма Круглого стола №33

Презентации
Климова Е.

Яковлева Н.

Серебряков Б.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Елена Климова
канд. психол. наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
«Резкое сокращение числа образовательных организаций СПО (среднего профессионального образования) пришлось на 2013-2014 учебный год. Интересно, что в этом же году по данным Генпрокуратуры РФ в Москве на 24,1 % увеличилась подростковая преступность.»
Ирина Селезнева
зав.лабораторией Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН
«У нас из страны вымываются научные кадры. К примеру, до половины выпускников МФТИ уезжает за рубеж в ведущие вузы мира. Америка как пылесос в себя все втягивает, понимая, что именно на этом образовании и зиждется ее будущие экономические успехи. »
Наталья Яковлева
к.э.н., доцент, в.н.с. Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте
«Мы забыли три составляющих, на которых держалось образование в СССР: бесплатность, всеобщность и фундаментальность. Мы это потеряли навсегда. И если мы сейчас не будем бороться, то через некоторое время наши дети и внуки окажутся рабами капитализма»