3-4 апреля 2018
Российская Академия Наук. Тема: «Россия и мир: образ будущего»
Медиа

Публикации

Дата публикации: 24.04.2018 12:44:00
Александра Ждановская
ВТО, экономическая зависимость и суверенитет

А.А.Ждановская, РЭУ им. Плеханова,
автор книги «Куда ведут Россию МВФ,
Всемирный Банк и ВТО?»


ВТО, экономическая зависимость и суверенитет


Часть 1.

Какую роль играет ВТО в мировой капиталистической системе?

МВФ, Всемирный Банк, ВТО – три инструмента экономической зависимости, обеспечивающей уплату странами периферии империалистической ренты корпорациям и банкам стран центра.

Империалистическая рента – поток ресурсов из стран периферии в страны центра, обусловленный доминирующим положением стран центра . По своей сущности империалистическая рента – часть прибавочной стоимости, созданная населением периферии или полупериферии и переданная капиталу стран центра. Существуют разные механизмы извлечения империалистической ренты, в том числе: занижение цен на ресурсы и товары периферии (концессии на природные ресурсы, отмена соглашений, регулирующих цены на кофе, дешевый труд), завышение цен на продукты центра, занижение курсов валют периферии и т.д.

Известный экономист Самир Амин выделил разные формы экономической зависимости стран периферии и полупериферии капитализма от стран центра, которые можно для удобства представить в форме таблицы внизу – производственная, торговая и финансовая (см. PDF файл внизу страницы публикации).

Теперь давайте постараемся ответить на вопрос, а как закрепляют МВФ, Всемирный Банк и ВТО эти формы экономической зависимости?

Как закрепляется торговая зависимость?

Производственная зависимость стран периферии (и полупериферии) приводит к неэквивалентному обмену в торговле (unequal exchange) . 

Как закрепляется валютная зависимость?

По рекомендации МВФ экономически зависимые страны занижают курсы свой валюты.

Как закрепляется финансовая зависимость (=отток капитала из стран периферии в страны центра)?

- Долговая – рост внешнего государственного и частного долга России , высокие проценты, сложные проценты и т.д;
- FDI (иностранные инвестиции, прибыль от которых идет в страны центра) – создание «благоприятного инвестиционного климата», т.е. низкие заплаты и освобождение от налогов в конкуренции стран периферии за капитал стран центра;
- Спекулятивные инвестиции (доходы от спекулятивных инвестиций капитала стран центра в странах периферии) – дерегулирование финансовых рынков.
-Утечка капитала (нетто отток частного капитала и государственные вложения в ценные бумаги за рубежом) - Рестриктивная бюджетная политика и «стерилизация» доходов от полезных ископаемых стран периферии и полупериферии относятся к стандартным рекомендациям МВФ, практикуемым в целом ряде богатых ресурсами стран, к примеру – в Чили и в Мексике. Не вложенные в свою экономику деньги идут на обслуживание внешнего долга и вкладываются под низкие проценты в облигации стран центра. Механизмами «стерилизации» выступают резервные фонды , «бюджетные правила» или т.н. «законы о финансовой ответственности» (fiscal responsibility laws), которые гарантируют приоритет процентных расходов бюджета перед другими статьями.

Выводы:

1. МВФ, Всемирный Банк, ВТО – три инструмента экономической зависимости, обеспечивающей уплату странами периферии империалистической ренты корпорациям и банкам стран центра.
2. Производственная зависимость создает торговую и финансовую.
3. Для преодоления экономической зависимости необходимо преодоление всех форм зависимости (в производстве, торговле и финансовой сфере).




Дата публикации: 05.02.2018 13:24:00
Владимир Кашин
Все у нас уже есть, «ликвидности» вот только нам не хватает!

Представим, что весь годовой продукт страны умещается на одном большом столе. Теперь сделаем допущение – для простоты расчетов, что все производимые в стране продукты равны по своей ценности: 1 кг зерна = 1кг молока = 1 кг мяса, и так далее.

Итак, объявлен рыночный день – и все производители помещают свои продукты на один стол, получая в обмен расписки на весовое количество своего товара: на 100 кг, 300 кг, 500 кг и т.д. Всего у нас набирается, скажем, 1000 000 кг. Дальше дается сигнал: «Разбирай!» - и каждый подходит к столу и набирает себе любых товаров, по весу (ценности) ровно на сумму, указанную в полученной им расписке. И в конечном итоге все расписки – сданы, стол – пустой, и можно начинать новый цикл производства.

Теперь внесем в эту стройную картину одно небольшое дополнение. Продукты все уложены на столе, производители получили свои расписки и каждый начинает думать, чего и сколько ему взять – конечно, в рамках веса (ценности) своей расписки. И именно в этот момент на сцену выходит новое лицо – государство. Оно, оказывается, догадалось изготовить себе точно таких же расписок на 500 000 кг и в обмен на эти расписки оперативно сметает со стола ровно половину помещенных на нем продуктов.

Пакуется и уходит. Оставшиеся у стола начинают считать: расписок у них на 1000 000 кг, а на столе – только 500 000 кг. Значит, на каждую расписку в 1 кг им приходится уже только 0,5 кг – все их расписки обесценились ровно на 50 %. А тот, кто пришел первым, оказывается, отоварил свои расписки по их полной цене!
Не очень справедливо, не так ли? Но ведь можно и по-другому. Если сразу объявить, что расписок будет в полтора раза больше, чем продуктов, то легко подсчитать, что на каждый 1 кг расписки будет приходиться 0,75 кг продуктов – для всех одинаково. И это будет правильно: государство ведь само не потребляет продукты, оно распределяет продукты (как расписки) между так называемыми бюджето-получателями, так пусть у них не будет приоритета и пусть они получают одинаково со всеми, не 1 кг за 1 кг расписки, а 0,75 % за 1 кг расписки. Но так почему-то никогда не бывает!

Вот все эти дополнительные расписки на 500 000 кг, изготавливаемые государством и есть та «ликвидность», о которой все пекутся. И, она, как мы видим, сразу или с некоторой рассрочкой, соответственно своему объему обесценивает вес (ценность) всех расписок, полученных производителями за свои помещенные на столе продукты. Это и есть инфляция – возникающая в результате злоупотребления государством своей монополией на печатание расчетных дензнаков.
Но ведь можно и обойтись без таких мошеннических уловок!
Представим себе, что производители для своих товарных обменов используют не расписки, а некий единый эталонный товар «А» и установили, что 1 г товара «А» равен 1 кг любого другого товара. Тогда государство, чтобы обеспечить себе свою долю, просто выбирает с рынка, из рук производителей, соответствующее количество эталонного товара «А». В этом случае никакие пропорции не «ломаются», никто никого не обманывает и никакой инфляции не происходит.
Зато государство пытается с этим бороться: оно запрещает бартерные зачеты, не разрешает устанавливать товарные цены в у.е., и т.д. Но в результате становится только хуже: люди перестают накапливать рубли, меняют свои сбережения сразу на иностранную валюту, отказываются инвестировать в рублевые (отечественные) проекты, а потом и вовсе отправляют все свои накопления за рубеж. Так же, кстати, поступает и само наше государство.)
Но закроем на все это глаза, согласимся, что нашей экономике нужна «дополнительная ликвидность». Но почему с этой новой «ликвидностью» нужно обязательно как-то мошенничать?

Давайте все эти вновь напечатанные дензнаки раздадим поровну всем нашим гражданам: они купят на эти средства больше товаров в магазинах, магазины закажут новые товары у наших производителей – и все оживет, все заработает.
Нет, говорят, все это надо пустить через банки – они обещают на эти средства выдавать кредиты предприятиям-производителям. Да, обещают, а на самом деле – просто спекулируют, к своей выгоде, этой дополнительной «ликвидностью» на финансовых и валютных рынках.

 Но теперь самое интересное: наши радетели за дополнительную «ликвидность» видят почему-то только самый сложный способ ее наращивания – заказать новые объемы дорогой бумаги, печатать на ней новые дензнаки, затем складировать их, развозить по всей стране, и т.д. И все для того, чтобы увеличить нашу «ликвидность» на какие-то 20-30-50 процентов!

 Ничего другого мы придумать не можем. Ну, нет у нас новых Невтонов! Но, тогда, вот я – новый Невтон! И вот мое эпохальное открытие: надо просто всем взяться и пририсовать к номиналам на тех дензнаках, которые у нас есть на руках, дополнительно по одному нулю. И мы получим, сразу и без всяких затрат и волнений, прирост нашей «ликвидности» в 10 раз! Мало? Давайте пририсуем два нуля. Тогда прирост «ликвидности» будет уже в 100 раз! Сразу обгоним все самые передовые страны по этому показателю! И будет нам сразу и развитие, и всем полное счастье! Осталось только в это поверить.


Дата публикации: 09.01.2018 12:44:00
Рейчел Дуглас
Американо-российский альянс, который спас Соединённые Штаты
«Для тех, кто убеждён, что Россия и Соединённые Штаты Америки — естественные союзники в силу многих причин, от географического сходства как трансконтинентальных держав до общей истории смелых шагов в освоении новых рубежей на Земле и в Космосе, начало XXI века оказалось тревожным временем. Именно поэтому появление русского перевода статьи сорокалетней давности К. Джорджа нам кажется очень своевременным. Исследование раскрывает, как российско-американский союз (само словосочетание сейчас звучит оксюмороном) во время американской Гражданской войны (1861-1865 гг.) изменил ход истории к лучшему», считает Рейчел Дуглас, представитель Шиллеровского института (США).

Дата публикации: 21.09.2017 12:09:00
Владимир Кашин
Денежная политика в России

Дата публикации: 03.08.2017 10:59:00
Сергей Глазьев
Снова на те же валютные грабли

Дата публикации: 16.05.2017 11:57:00
Александр Некипелов
Китай

Дата публикации: 04.04.2017 10:34:00
Нагорный А.А.
МЭФ-2017

Дата публикации: 24.03.2017 15:35:00
Бузгалин А.В. и Колганов А.И.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ЕСТЬ: «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА» - 2017

Дата публикации: 27.02.2017 10:54:00
Владимир Кашин
Крым главное

Дата публикации: 19.01.2017 12:47:00
Владимир Кашин
Россия - для частного капитала

Дата публикации: 08.12.2016 16:07:00
М.Д. Абрамов
Существующая налоговая система исключает развитие экономики России

Дата публикации: 18.10.2016 16:13:00
Кашин В.А.
В.А. Кашин: Предложения по налоговому стимулированию инвестиционной деятельности предприятий.
Заключительная часть - 3 Аналитического материала по теме «Введение инвестиционной льготы в Налоговый кодекс Российской Федерации» (Договор № 53 от 5 сентября 2016 г., срок действия Договора – до 30 сентября 2016 г.).

Дата публикации: 07.09.2016 15:12:00
Владимир Кашин
Есть ли шанс у России?

Дата публикации: 18.07.2016 12:11:00
Владимир Кашин
РОССИЙСКАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дата публикации: 27.06.2016 20:50:00
Бабкин Константин
Президенту ТПП РФ С.Н. Катырину