Налоги для развития. Пошаговая инструкция.

Дата публикации: 21.04.2014

Россия – одна из немногих стран, чьи человеческие и природные ресурсы позволяют при необходимости быть самодостаточными и независимыми от внешнего мира. Для этого нужно иметь мощную экономику. Между тем, промышленность и сельское хозяйство, составляющие основу экономики России, в течение последних 25 лет разрушались из-за ложных теоретических представлений, некомпетентности и корысти управленцев. Власти пока ориентируются на сырьевиков и банкиров. В реформировании и смене приоритетов нуждается, прежде всего, экономический блок.

Сбалансированная экономика и устойчивый рост возможны лишь при условии мобилизации человеческих, финансовых и природных ресурсов России и повышения эффективности их использования.

Следует понять, что обмен продуктов природы на готовую продукцию, произведенную трудом народов других стран, с точки зрения обеспечения долгосрочного экономического развития не имеет перспектив. ВВП при этой модели даже может расти, но это – рост за счет истощения, расхищения материальной базы экономики.

Нынешний курс уже начал исчерпываться (началось падение инвестиций в основной капитал) и исчерпается в ближайшие 5-7 лет. Если мы не сменим социально-экономическую стратегию, то России грозят губительные потрясения, аналогичные украинским. Эти угрозы усилятся в условиях экономических санкций, и необходимых затрат, связанных с присоединением Крыма к России. Россия сможет подняться только за счет мобилизации ресурсов, которые ныне растрачиваются на роскошь или уходят из нашей экономики через офшоры.

Россия – великая энергетическая держава. Но это наше конкурентное преимущество мы не используем. Этим преимуществом пользуется богатеющий топ-менеджмент топливно-энергетической сферы. Высокие цены на энергоносители из-за паразитических доходов и издержек при их производстве и распределении убивают промышленность и сельское хозяйство.

Переход к сбалансированной экономике, обеспечивающий устойчивый рост основных показателей национального производства и потребления, возможен только на пути развития отраслей, характеризующихся высоким уровнем производства добавленной стоимости. Основным условием жизнеспособной сбалансированной экономики является высокая производительность труда людей и их способность покупать на свои заработки производимые ими товары и услуги.

Между тем, в России производить невыгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий российским собственникам, находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Главные статьи, определяющие убыточность предприятия в России – налоги (завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше) и кредиты (в Канаде заводу кредит дают под 2,3%, в России для Ростсельмаша – 11,75%; потери – $14,4 млн.). К этому можно добавить, что в Канаде электроэнергия вдвое дешевле, дешевле бензин, лучше предпринимательский климат. Например, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода потребуется 65 бухгалтеров.

Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США Налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – производственников не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 39%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Мы живем за счет продаваемых за рубеж сырья и полусырья, доля которых составляет более 90% экспорта России, и импорта оборудования и продовольствия. Мы полностью зависим от мировых цен. Клеймо «Сделано в России» за границей не знают. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. Например, в 2011 г. таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта, составили не менее 2,5 трлн. руб.

Продукция с высокой долей добавленной стоимости в России почти не производится. Этим можно объяснить тот факт, что лишь 10,7% закупок госкомпаний от общей суммы 6-8 трлн. руб. в год составляет отечественная продукция.

Для решения проблем необходимо проводить разумную промышленную и сельскохозяйственную политику, рационально используя природные ресурсы и такие инструменты как налоговое и кредитно-финансовое регулирование и справедливая судебная система.

Нуждается в совершенствовании российская система налогообложения. В первую очередь нуждается в совершенствовании налоговое администрирование, подоходное налогообложение, налог на добавленную стоимость и амортизационная политика.

В качестве первоочередных мер предлагаем:

1. Принять курс на постепенное сокращение добычи природных богатств и энергоносителей до уровня потребностей национальной промышленности и народного потребления. При этом право добычи нефти и газа предоставлять компаниям на конкурсной основе с платой им за единицу добываемого сырья; саму продукцию оставлять в собственности государства.

2. Цены на бензин, мазут, газ, электроэнергию и услуги ЖКХ должны быть снижены, как минимум, вдвое за счет вывода из цены паразитических издержек, неэффективного менеджмента и избыточных налогов на внутреннее потребление энергоресурсов. Это стало бы важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российской экономики и роста благосостояния населения.

3. Усовершенствовать налоговое администрирование: объем отчета сдаваемого в налоговую инспекцию сократить до 1-3 страниц, упростить уплату налогов и т.п.

4. В целях обеспечения покупательского спроса, социальной справедливости и улучшения распределения доходов в обществе, следует ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. Предлагаем вариант шкалы, которая не затронет доходы среднего класса и с учетом вычетов, как минимум, вдвое сократит число российских плательщиков НДФЛ:

Годовой доход, руб.

Ставка налога

до 180000 (15 тыс. руб./мес.)

0%

свыше 180.000 до 3.000.000 (250 тыс. руб./мес.)

13%

свыше 3.000.000 до 12.000.000 (1 млн. руб./мес.)

30%

свыше 12.000.000 млн. руб.

50%

При этом следует облагать налогом любые доходы любого происхождения. Кроме того, необходимо ввести минимальный размер оплаты труда в размере 100 руб. в час, установить, что размер оплаты труда госслужащих и топменеджеров предприятий с госучастием не может более чем в 30 раз превышать среднюю зарплату по стране, ввести повышенные налоги на недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 30 млн. руб.

5. В рамках совершенствования амортизационной политики разрешить списывать на затраты суммы расходов на приобретение основных производственных фондов промышленных предприятий в пределах до 30 млн. руб. непосредственно в год их приобретения.

6. Отменить налог на имущество предприятий.

7. Ставку НДС снизить до 10%, отменить все льготы по этому налогу, прекратить возмещать НДС экспортерам сырья, 50% НДС оставлять в регионах.

8. Отменить на пять лет перечисления в федеральную казну налогов, взимаемых в районах Сибири и Дальнего Востока.

9. Отменить все формы прямого налогообложения фермеров (самостоятельных товаропроизводителей сельхозпродукции).

10. Запретить пользоваться офшорами и офшорными схемами руководителям предприятий с государственным участием (Газпром, Роснефть и др.), предприятий, полученных в результате залоговых аукционов, и предприятий, работающих в сфере ЖКХ.

Реализация указанных мер повысит инвестиционную привлекательность российской экономики и сделает выгодным производство в нашей стране. А ведущими отраслями для экономического роста должны стать жилищное и дорожное строительство, машиностроение, нефтехимия.

Рабочая группа МЭФ-2014 под руководством Р.И. Нигматулина и в составе К.А. Бабкина, Е.А. Корчевого, Б.И. Нигматулина, В.А. Кашина и М.Д. Абрамова

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ