Правительство не собирается менять налоговую систему, которая тормозит производство и не наполняет бюджет

Дата публикации: 20.01.2014

Правительство не собирается менять налоговую систему, которая тормозит производство и не наполняет бюджет

В конце прошедшего года экономисты и аналитики соревновались в том, кто хуже даст прогноз по экономическому росту в России. Однако никто не угадал – суровая реальность оказалась гораздо хуже самых мрачных ожиданий. На прошедшей неделе замминистра экономразвития Андрей Клепач признал, что рост ВВП России в 2013 году, вероятно, был ниже самого пессимистичного прогноза его ведомства и составил всего 1,3%.

Во власти сейчас активно обсуждаются способы, которые позволили бы экономике продолжить рост, проводятся всевозможные форумы для привлечения экспертов. Однако удивляет то, что ни на одном форуме, ни один из экспертов или членов правительства даже не вспомнил о фундаментальном базисе всей экономической структуры экономики - налоговой системе. Модернизация которой могла бы запросто столкнуть отечественную экономику с мертвой точки, и избавить ее и от стагнации, и от стагфляции.

Рынок с привкусом

Дело в том, что существующая налоговая система в России досталась нам в качестве «бонуса» еще от Советского Союза - как своеобразный переходный модернизированный гибрид. И теперь Россия - государство с рыночной экономикой и советской налоговой системой. Причем, за прошедшие 20 с лишним лет существования рынка, налоговая система России только подправлялась, без изменения структуры.

В результате она давно является помехой для роста экономики и инвестиций, а также для любых экономических реформ и внедрения инноваций, утверждают аналитики инвесткомпании «Вектор Секьюритиз». Кроме того, она не наполняет бюджет, потому что основу ее составляют так называемые косвенные налоги - НДС, пошлины, НДПИ. То есть те налоги, задача которых состоит в первую очередь не в пополнении казны, а в регулировании отдельных сегментов экономической деятельности. Основой же для пополнения бюджета в большинстве стран с развитой экономикой являются прямые налоги, такие как налог на прибыль.

О каком развитии производства в стране может идти речь, если предприниматель, еще не получив ни копейки прибыли, а только начиная свою деятельность, должен отстегивать приличные суммы государству. Кто так строит?

Например, в рамках нынешней налоговой системы, инвестиции в основной капитал, допустим, строительство завода, будут облагаться налогами с самого первого камня на стройплощадке. Закупаемые материалы и оборудование в своей цене будут содержать НДС. А если речь пойдет об установке современного импортного оборудования, то в цене будет также содержаться и таможенная пошлина, которая вместе с НДС увеличит стоимость оборудования как минимум в 1,5 раза в сравнении с другими странами.

Таким образом получается, что строительство одного и того же завода в России будет гораздо дороже, чем в соседнем Казахстане, и стоит ли после этого удивляться, что отечественные предприниматели валом валят в «братскую республику». А вместе с ними и российские инвесторы потому, что в России, еще не до начала производства, они вынуждены платить огромные налоги, что делает будущую продукцию не конкурентной.

В итоге, по последним данным Центробанка, в 2013 году из России «сделали ноги» почти 63 млрд долларов, что на 15% больше, чем годом раньше. При этом банки вывели из страны всего лишь 6 млрд долларов, а все остальное – 56,7 млрд долларов – приходится на частных предпринимателей. И надо иметь в виду, что официальная статистика фиксирует лишь часть оттока, весьма вероятно из страны выводится куда больше средств, чем отражено в отчетах Центробанка.

России нужно снижать налоговую нагрузку для бизнеса, полагает директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос. «Мы рассматриваем общую налоговую нагрузку в экономике. В России совокупная ставка налога достаточно высокая, по нашей методологии она где-то 50,7%», - говорит Лопес-Карлос. По его словам, в странах с высокой налоговой нагрузкой компании начинают придумывать способы уклонения от налогов, и в этой связи государству необходимо найти «оптимальный баланс в части налогообложения интересов бизнеса и государства». Да что там Карлос - 68% предпринимателей, опрошенных летом ИЭП им. Гайдара, заявили, что их бизнесу от государства не нужно ничего, кроме снижения налоговой нагрузки.

По словам аналитиков «Вектор Секьюритиз», если провести полноценную налоговую реформу, при которой будет создана абсолютно новая жизнеспособная налоговая система, которая будет отвечать современным требованиям, то рост экономики страны будет закономерен. А без полной «перезагрузки» налоговой системы можно собираться на Гайдаровских и прочих форумах и бесконечно болтать об инвестициях, инновациях, и что там еще не на букву «и»… А толку никакого не будет. Потому что для того, чтобы строит здание новой России, в первую очередь надо обеспечить ему надежный новый фундамент, вместо прогнившего старого. А этим фундаментом для российской экономики по определению является налоговая система, без ее структурных реформ все «прикладные подвижки» бесполезны. Так у нас и будет то инфляция, то стагнация, а то все вместе.

В налоговой западне

Ситуация с налогами на самом деле довольно сложная, и решать ее нужно, вот только как? Об этом «СП» побеседовала с президентом Союза предпринимателей и арендаторов России Андреем Буничем.

- Конечно, общий размер налогообложения бизнеса в России надо снижать. А если говорить о деталях, то в этом снижении в первую очередь нужно выбрать те категории налогов, снижение которых способно форсировать производство. Ведь говоря о величине налогообложения предпринимателей в России в размере свыше 50%, нужно учитывать и еще размер «налогов» по коррупции. В России не только официальные налоги одни из самых высоких в мире, но и по коррупции мы тоже в лидерах. Все это вместе делает фискальную нагрузку на бизнес просто запредельной, ее не окупить никакой прибылью. Это совершенно нереальная ситуация для экономического развития страны.

«СП»: - И что нам делать в такой нереальной ситуации, чтобы дать толчок производству и бизнесу?

- Нужно снижать хотя бы ту часть налогов – некоррупционную – которая поддается регулированию со стороны государства. Однако тут возникает противоречие: в то время, когда правительству не хватает денег на затыкание бюджетных дыр, снижать налоги очень и очень сложно. Здесь нужно очень серьезное волевое решение со стороны власти, больше политическое, чем, экономическое. И у того, кто его будет принимать, должен быть очень мощный политический авторитет. Для примера, США в конце прошлого века тоже испытывали падение производства, стагфляцию и так далее, но когда пришел к власти президент Рональд Рейган, он привел с собой команду экономистов. И они разработали экономическую программу, которая казалась просто нереальной: повышение расходов на оборону на фоне большого бюджетного дефицита, снижение налоговой нагрузки, несмотря на падение доходов бюджета, и укрепление доллара на фоне общего снижения экономики. Но Рейган продавил эту программу, все сработало - США вышли из кризиса, и работало вплоть до нулевых годов.

«СП»: - А какие налоги нужно снижать в первую очередь?

- Во-первых, нужно предельно снизить, или вообще отменить налогообложение на инвестиции в развитие производства, на амортизацию (обновление) основных фондов производства. Ввести льготы по пошлинам на импортное оборудование для предприятий, которое необходимо им для инновационного развития. А параллельно можно, например, увеличить фискальную нагрузку на капитал, который выводится за границу. Но, повторюсь, пойти на такое решение в ситуации бюджетного дефицита будет предельно сложно, гораздо проще решать сиюминутные проблемы бюджета за счет высокого налогообложения, и ничего не делать. Однако тогда о каком-то развитии производства и бизнеса в будущем нужно забыть.

«СП»: - А если правительство будет сидеть сложа руки, как оно это делает сейчас, то российский бизнес так и будет продолжать уходить в Казахстан?

- Так и будет, и не только в Казахстан, но и в дальнее зарубежье. Отток капитала будет расти, а производство падать. Все это стало результатом того, что долгие годы некоторые долгосрочные и весьма негативные тенденции в российской экономике оставлялись правительством без внимания. Например, ухудшение конкурентоспособности отечественных предприятий за счет укрепления курса рубля – иностранные товары имели фору на российском рынке. Или тенденция оттока капитала, который продолжается все последние годы, и так далее. Отказ от действий правительства объясняется с одной стороны некомпетентностью, как в случае, когда врач боится трогать рану пациента потому, что неуверен, что в успешности операции. А с другой стороны, здесь включается политическая оставляющая, когда чиновник не приучен принимать самостоятельные решения, он никогда не был в подобной ситуации, у него нет соответствующего опыта и он не уверен, что его действия понравится наверху. И пока будет продолжаться такая экономическая политика ничегонеделания, российская экономика не выздоровеет.

Фото Рамиль Ситдиков/ РИА Новости


Источник публикации: Свободная пресса

Актуальные новости

05.12.2024 Андрей Паршев: Протекционизм Трампа поможет развитию американской экономики

05.12.2024 Экономист рассказал, когда Центробанк может вновь повысить ключевую ставку

05.12.2024 НПЦ "Ушкуйник" намерен объединить разработчиков в области противодействия БПЛА

05.12.2024 Озимые, Трамп и цены на хлеб: продукты в России будут дорожать, но не из-за погоды

04.12.2024 «Изымают деньги у населения». Кто наживается на росте курса доллара и инфляции

04.12.2024 Журналист Мардан подозревает, что Центробанк борется не с инфляцией, а «с людьми»

04.12.2024 «Одни истекают кровью, другие – пьют лавандовый раф»: Дугин заявил о подлости в российском обществе

04.12.2024 Независимый эксперт зернового рынка заверил, что дефицита хлеба в 2025 году не будет

03.12.2024 Политолог: Военное положение в Южной Корее может быть вызвано попыткой госпереворота со стороны США