ЦДП, Покровка 47
В первый день работы Московского экономического форума (МЭФ) состоялась сессия «Евразийские транспортные коридоры».
Модератором выступила Маринэ Восканян, публицист, политолог, координатор по международной работе МЭФ.
Участие в сессии приняли: член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев, исполнительный президент технопарка Shanghai Zhangjiang High-tech Park Development Co., Ltd, исполнительный президент наукограда Yangtze River Delta Sci-tech City, профессор, д-р Ву Юхуа, советник директора/заведующий отделом Координационно-методического Центра по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан Владимир Парамонов, директор Центра российских исследований факультета международных отношений Ереванского государственного университета, председатель общественной организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян, президент ассоциации итальянских бизнесменов в России GIM Unimpresa Витторио Торрембини, доктор наук, профессор, советник по экономике Центра Прогресса и Развития при президенте Исламской Республики Иран Рухолла Абуджафари.
В ходе сессии была обозначена роль транспортных коридоров в экономическом развитии, а также их влияние на международные отношения. Был затронут геополитический фактор инфраструктурная связность Евразии и формирование макрорегионов, а также будущее трансконтинентальных логистических маршрутов.
Открывая сессию, Маринэ Восканян отметила, что в многополярном мире Евразия будет главным полюсом многополярного мира. Очень важно, чтобы Евразийский континент максимально мог развиваться, будучи экономически связанным. В то же время сегодня есть определенная конкуренция за разного рода логистические коридоры, есть разное видение того, где они должны проходить.
— Хочется надеяться, что те страны, которые хотят конструктивного взаимодействия в рамках нашего континента, будут готовы к созданию общей системы связанности, которая увеличит доступность разных регионов Евразии друг для друга. Это приведет нас всех к общей экономической выгоде, и в целом будет способствовать созданию стабильного развивающегося пространства, что, безусловно, внесет свой вклад и в разрешении разного рода конфликтов, — отметила Восканян.
Арзыбек Кожошев напомнил, что Евразийский экономический союз в этом году празднует десятилетний юбилей — 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.
Сегодня это одна из самых молодых интеграционных организаций в мире, но несмотря на это, она добилась очень многого. Свободное обращение товаров и услуг, капитала и рабочей силы позволили показать хорошую динамику. В Союзе выросла промышленность, растет товарооборот. Сегодня Евразийский союз является устойчивой интеграционной организацией, способной пережить все турбулентности экономики.
В то же время сегодня, по словам Кожошева, открываются новые возможности для развития сотрудничества стран Союза с Китаем, Ираном, Индией, африканскими странами, странами Латинской Америки, что подтверждают цифры.
По итогам 2023 года объем перевозок грузов по всем направлениям транспортных коридоров Север-Юг составило 18 миллионов тонн. По прогнозам экспертов, до 2030 года он может вырасти до 41 миллиона тонн. Схожая динамика прослеживается и на транскаспийской маршрутке, где объем перевозок в 2023 году вырос на 86% в отношении к предыдущему году.
— В этих условиях государства Союз совместно с комиссией сосредоточили свои усилия на дальнейшем формировании общего транспортно-логистического пространства и развития евразийских транспортных коридоров, — подчеркнул Кожошев.
Он отметил, что уже одобрен перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, которые направлены на дальнейшее развитие евразийских транспортных коридоров. Их реализация в будущем позволит обеспечить большую транспортную связанность наших стран, создать надежный транспортный каркас на континенте.
Профессор Ву в своем выступлении затронул инициативу «Один пояс — один путь», ставшую локомотивом транспортно-логистической политики Китая. Он подчеркнул, что Китай всегда выступал за более широкую региональную экономическую интеграцию. И за счет инициативы он активно участвует в экономическом сотрудничестве со странами Евразии.
При этом это огромные инвестиционные проекты — размер инвестиций превышает триллион долларов. Это и развитие торговли, и культурный обмен, и решение политических вопросов.
— Мы не только торгуем, но и занимаемся тем, что называется укреплением мягкой силы. Мы также взаимодействуем с ЕАЭС — это очень важное объединение на евразийском пространстве, — подчеркнул Ву Юхуа.
Он также отметил, что Китай активно инвестирует и в другие инфраструктурные проекты, в том числе в России, а также работает со странами Центральной Азии.
Следом слово взял Владимир Парамонов, представивший видение Узбекистана, как страны Центральной Азии, на логистические проблемы региона. Узбекистан расположен очень глубоко в Евразии, это географически дважды замкнутая страна, похожая по своему положению на Лихтенштейн. Но тем не менее — это ворота в Юго-Восточную Азию.
По его словам, перспективы развития транспортных коридоров зависят от исхода СВО, от того, смогут ли западные элиты нанести стратегическое поражение России. И такое поражение РФ стало бы катастрофой для всей Евразии.
— На мой взгляд, нельзя также преследовать развитие транспорта и транспортных коммуникаций как самоцель, транспорт ради транспорта. Это должно быть неразрывно связано с обеспечением интенсивного устойчивого экономического роста. Причем на системной комплексной плановой основе социального роста, — отметил Парамонов
Он также отметил, что центральными звеньями инфраструктурных коридоров Евразии являются коридоры, сформированные в период существования СССР. Очень часто это стареющая, изношенная, нуждающаяся в модернизации и значительных инвестициях, а иногда даже не подлежащая восстановлению инфраструктура.
Соответственно, если ставится задача по модернизации инфраструктуры и развитию в целом, то требуется ведение.
Парамонов также отметил инвестиции в Центральную Азию со стороны Китая и России, отметив, что РФ за годы инвестировала значительно ниже, чем КНР. Страны Центральной Азии же получают больше доходов от трудовой миграции. Поэтому сегодня нет уверенности в том, что Россия повернулась действительно от Запада на Восток. По мнению спикера, она пока что стоит боком и к Центральной Азии, и даже к Сибири.
Но развитие Евразии возможно только совместными усилиями вместе с Россией и Китаем. И Центральная Азия здесь играет ключевую, возможно, решающую роль.
Представитель Армении Арам Сафарян отметил, что западные страны проявляют интерес к Южному Кавказу и транспортным коридорам региона. Южный Кавказ испытывает влияние глобальных процессов и противостояния коллективного Запада и России.
Последние три года Армения ведет переговоры о нормализации отношений с соседним Азербайджаном, а также работает над установлением дипломатических отношений и возобновлением работы коммуникаций с соседней Турцией. Такая возможность представляется в таком объеме впервые за последние 30 лет. Россия также активно ведет переговоры с партнерами из этих стран.
Коллективный Запад ревностно относится к оси «Север — Юг». Ему бы хотелось с помощью Армении, Турции и соседних стран отрезать Россию. Это добавляет нервозности в региональные отношения и большую неуверенность. Но есть альтернатива этому — развитие оси из Ирана.
«Просим российских друзей, просим грузинских друзей подумать над возможностью возобновления работы железнодорожной ветки через Абхазию. При возрастающих объемах нашей торговли с Россией, а это уже очень внушительные цифры и экспорта, и реэкспорта, и всех остальных видов сотрудничества… Транспортный коридор через Абхазию мог бы создать совершенно новый уровень отношений, — отметил Сафарян.
Он уверен, что возможность запустить железнодорожный состав, начинающий свой путь из Тегерана и доезжающий до Москвы, заставил бы подумать о значении транспортных коридоров для Южного Кавказа и для России в целом.
Витторио Торрембини напомнил, что в 2019 году итальянское правительство подписало договор с Китаем по возобновлению проекту «Шелковый путь». Это было важное и полезное решение для страны. Но прошло 5 лет и под влиянием США уже новое итальянское правительство закрыло этот проект. Это не очень хороший сигнал.
— Любой нормальный предприниматель, который думает о будущем, найдет все возможности, чтобы использовать все возможности. И эти коридоры, про которые вы говорите, являются очень серьезной перспективой, — отметил Торрембини.
Он подчеркнул, что Италия сегодня не отворачивается от сотрудничества с Россией и Китаем. Напротив, дружба между странами — это будущее для стран.
Рухолла Абуджафари выразил глубочайшие соболезнования россиянам в связи с терактом в Московской области, отметив, что похожая трагедия недавно подобная трагедия. Он также напомнил о ситуации в Палестине, выразив надежду на то, что конфликт в конце концов закончится миром.
— Мы видим растущую необходимость в экономическом сотрудничестве между нашими странами, особенно на платформе БРИКС. Важно, чтобы мы вместе сталкивались с теми вызовами, которые мы видим сегодня. И необходимо развернуться местные цепочки поставок, бороться с климатическим кризисом за счет сотрудничества и создания более справедливого мира, — отметил представитель Ирана.
Как отметил Абуджафари, сейчас Иран развивает транспортный коридор «Север — Юг», который будет играть огромную роль в увеличении объемов торговли. Такие магистрали сокращают время и расстояние, которое нужно для доставки грузов, способствуют развитию торговли, соединяя Центральную Азию с Россией и северной Европой. Кроме того, такие наземные коридоры безопаснее в сравнении с торговлей морем. В то же время Иран активно задействует Каспийское море, что обеспечивает поставку товаров в Россию, а также развивает свои порты. По словам спикера, Иран может стать одним из ключевых логистических центров для торговли от Санкт-Петербурга до Мумбая.
В заключительной части эксперты обсудили перспективы развития логистических коридоров и сотрудничества стран. Конечно, геополитическая обстановка перекраивает карту. Например, несколько затруднены перевозки через Суэцкий канал. Однако место для манёвра есть. Кроме того, спикеры выразили уверенность в том, что экономическое развитие будет, так или иначе, разворачивать весь мир на Восток. И в этом отношении Китай, Россия, Иран, страны Центральной Азии и Южного Кавказа будут выступать уже в качестве ключевых игроков.
Array ( [ID] => 203 [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54 [IBLOCK_ID] => 18 [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия [ACTIVE] => Y [SORT] => 422 [CODE] => data_file_time [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => DateTime [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия [~DEFAULT_VALUE] => ) 1