Укрепление в стране рыночных и федеративных основ – необходимое условие

Дата публикации: 24.10.2018

В последние годы так называемые майские Указы Президента Российской Федерации, подписанные им шесть лет назад, приобретали роль директив, на выполнение которых мобилизовывались усилия всех органов законодательной и исполнительной власти. Накоплен был определенный опыт более или менее успешного (а в ряде случаев и безуспешного) достижения этих целевых установок.

Такого же рода директива была принята к неукоснительному исполнению в текущем году.

По нашему мнению, в ряде случаев безуспешность исполнения этих указов носит не только случайный, обусловленный «человеческим фактором» характер (исполнительская дисциплина, недостаточный профессионализм кадрового корпуса соответствующих министерств и ведомств, их руководителей), но и характер закономерный, обусловленный тем, что «недорабатывает» экономика в целом. Она растет недостаточно быстрыми темпами. Соответственно, бюджетная система недополучает необходимый объем налогов и других денежных поступлений, не обеспечивает достаточного финансирования расходов на проведение государственной политики как в социальной сфере, так и в собственно экономической. Более того, имеющиеся в распоряжении правительства бюджетные средства расходуются недостаточно эффективно.

Оба эти обстоятельства (недостаточный экономический рост и неэффективное расходования бюджетных средств) обусловлены тем, что, во-первых, в стране так и не создана эффективная рыночная экономика. В созданной в России экономической системе процветает монополизм с его ярким проявлением на уровне как частных, так и государственных предприятий. Отсутствуют справедливая конкурентная среда и условия для всестороннего развития предпринимательства. Отсутствует и внятная политика финансово-экономического блока правительства и ЦБ России в отношении развития национальной экономики, причем этот вопиющий факт стал характерным элементом управления современным российским государством, основывающимся на рыночной системе хозяйствования.

Во-вторых, современная Россия во многом вернулась к советскому, формальному, а не реальному федерализму, что закономерно снижает эффективность государственной власти в развитии и социальной сферы, и экономики, противореча его (федерализма) рыночному существу. Однако, в отличие от советского времени, нынешний «федерализм» сопровождается массовым проявлением коррупции и масштабным хищением бюджетных средств.

Похоже, что эти два вопроса не являются для современного руководства России чем-то важным. Более того, вполне возможно, что оно считает их давно решенными. Но в этом и заключается его (руководства) стратегический просчет. Только осознание того, что они остаются, к сожалению, по-прежнему актуальными, что синергетически они увязаны между собой, требуют системного, последовательного и действительного решения, может стать ключом в деле ускорения роста экономики России и, соответственно, доходной части ее бюджета, в кратчайшие сроки.