Перемены не ожидаемы – необходимы

Дата публикации: 01.06.2018

Правительство «прорыва»?

Юрий Болдырев, политик, экономист

– Несколько акцентов, оказавшихся в тени.

Первое. Премь­ер – опять Медведев. Замешательство. Затем новые «хитроплановые» изыски: то ли он зато надёжен и лоялен к главе государства – другого такого не найти, то ли, напротив, слишком много знает – нелегко избавиться. И в утешение: правит-то реально всё равно президент, и тогда какая разница, кто премьер?

Что ж, с последним – согласен. Премьер в нашей системе фигура – сугубо техническая. Но…

…Но лишь до тех пор, пока есть президент. А не стало вдруг президента – и на кого он тогда нас покинет? На эту самую «техническую фигуру». Важно понимать то, что до людей само не доходит, а системно никем не доводится: и премьер, и председатель Совета Федерации – не просто функции, но ещё и основные дублёры главы государства.

Логично было бы ещё на этапе президентских выборов фиксировать, с кем в связке идёт кандидат: кто у него будет премьером, а кого он предложит (в нашей системе – поставит) председателем Совета Федерации. Но народ своевременно этого не требует…

Второе. Наш человек всегда найдёт повод для оптимизма. Вроде того, что «Дворковича сняли». Неужто? Без выходного пособия и в никуда? Да нет же – соруководителем «Сколково».

Мы же не формалисты, и нас интересует правительство не формальное, а расширенное – до всего круга ключевых лиц, принимающих решения в отношении госресурсов. В таком «правительстве» Дворкович лишь переходит в ту часть, где Чубайс, Греф, Миллер, Сечин…

Аналогично с Рогозиным. «Роскосмос», конечно, зависит от правительства. Но легальная зарплата, есть подозрение, станет выше – типовой элемент абсурда в нашей системе госуправления.

В общем, не беспокойтесь, граждане. Как шутили в рекламе: при съёмках этого ролика (при этой реорганизации правительства) ни один кролик (ни один Дворкович-Шувалов-Рогозин) не пострадал.

Третье. Новый председатель Счётной палаты – «друг» Кудрин. Напомню: независимой от основного подконтрольного – главы «вертикали» – палата была с 1995 до 2003 года. Затем все назначения – с согласия президента. То есть Контрольное управление президента номер два. КУ, конечно, тоже важно и нужно, но зачем их два? Нужна-то Счётная палата, от президента независимая. Но таковой нет, и потому кто именно будет ею руководить как дублёром КУ, согласитесь, не столь уж важно.

Четвёртое. Министр науки и высшего образования Котюков. Не с улицы мальчишка, а с опытом руководством Академией наук! Правда, когда его же ставили руководить ФАНО (ныне упраздняемым – ещё один повод для легкомысленного оптимизма), да ещё и с опытом исключительно финансовым, подразумевалось, что командовать будет лишь имуществом и финансами – порядок в них наводить. А что же в науке есть ещё, кроме имущества и финансов? Надо понимать так, что больше ничего не нашли. А коли так, естественно, финансиста – уже на всю науку и высшее образование.

Пятое. Новый министр сельского хозяйства Патрушев-сын. Это вообще о чём? О том ли, что и в этой сфере (не только в науке и образовании) главное – денежные потоки, на которые юноша был посажен сослуживцем папы своевременно? Или напоминание, что слишком очевидно не вполне о том говорили в ходе избирательной кампании. Одни – про науку, образование и здравоохранение, развитие промышленности и т.п. Другие – про то, как американцам вмажем чудо-оружием. А надо было? Да, может быть, достаточно было лишь о том, государство наше и все блага в нём – для всех? Или же исключительно для раз и навсегда дорвавшихся до власти? Ждём обещанного прорыва? 

Шанс для тигра

Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики»:

– Состав нового правительства вызвал огромный интерес и в политическом классе, и в обществе. Почему? Думаю, в том числе потому, что Владимир Путин начал последний президентский срок и менять Конституцию не намерен. Перед новым правительством стоит задача провести глубокие структурные реформы во всех сферах. Изменена структура самого кабинета министров. Теперь в нём один первый вице-премьер, 10 обычных и 22 министра. Обновление не столь уже незаметное – на одну треть.

Силовой блок, подтвердивший компетентность, сохранён. Остался на посту глава МИДа Сергей Лавров. То же относится к финансовому блоку во главе с Антоном Силуановым. Тут добавился зоркий глаз Алексея Кудрина, который стал председателем Счётной палаты. Определённый конфликт, на мой взгляд, изначально заложен. Финансовый блок будет настроен на собирание денег, их экономию, на рост ресурсов, создание различного рода фондов. Остальные же министры, особенно в сфере транспорта, образования, здравоохранения, как и те, кто занимается развитием экономики, будут, конечно, настроены деньги тратить. Как решится проблема – покажет время.

Ряд знаковых людей покинули правительство. Например, Игорь Шувалов, который, в частности, отвечал за развитие евразийского интеграционного проекта. Пока можно говорить, что он буксует. Это, видимо, и сказалось на том, что ему подыскали другое место работы. Покинул пост Александр Ткачёв, человек с уникальным опытом. При нём Россия три года подряд получала рекордные урожаи. Но его поворот в сторону аграрных холдингов, судя по всему, не очень устроил гражданское общество. Оно хочет более активной поддержки фермерства. Новая связка министра (Дмитрий Патрушев) и вице-премьера (Алексей Гордеев), видимо, будет нацелена и на это. Вполне ожидаемой была отставка Владимира Пучкова с поста главы МЧС. Катастрофа в Кемерове особо выявила, какие тут накопились проблемы. То же можно сказать об отставке министра транспорта Максима Соколова, который явно перебарщивал с собственным пиаром.

По-моему, Алексей Кудрин точно сравнил сформированную команду с тигром, готовящимся к прыжку. Предстоит решать проблемы, обозначенные Путиным в указе от 7 мая, который назвали «суперуказом». Он предусматривает колоссальные изменения в нашей жизни. Надо существенно поднять жизненный уровень граждан, их благополучие, добиться изменений в демографии. Президент поставил задачу применения новых технологий в управлении государством и выработки нестандартных решений, которые бы позволили решительно поменять ситуацию. Явно очевидна задача поменять и всю систему управления, знаменитую вертикаль, которая не всегда занималась тем, чем надо, особенно на региональном уровне. Необходима дальнейшая борьба с коррупцией, которая присуща этой самой вертикали. Указ президента – не просто набор общих правильных указаний. Он даёт сконцентрированное отражение абсолютно конкретных проблем. Например, грядут изменения подхода к образованию, появились два министерства – и это вполне обоснованно. Поддержан курс на изменение системы здравоохранения.

Остро стоят вопросы, связанные с развитием экономики, – прежде всего это отход от природной ренты, оживление интеграционных процессов. Правительство нацелено на проектную работу, а не только на решение отраслевых проблем. Национальные проекты потребуют солидного финансирования. Думаю, более ясно сможем всё это представить, когда будут выработаны конкретные программы. Уже сейчас подсчитано, что потребуется (на предстоящие 6 лет) не менее 25 триллионов рублей, или примерно 400 миллиардов долларов – сумма колоссальная. К осени, когда нацпроекты будут утверждаться, необходимо найти примерно 130 миллиардов долларов. Руководство страны намекает, что деньги есть. Но нацпроекты должны быть не просто вложением денег, их распылением. Они должны, работать – и с прибылью. Добиться этого очень нелегко.

Владимир Путин хочет, уходя, оставить другую Россию. Помешать может международная обстановка, хотя мы пытаемся её смягчить, решаем проблему санкций, сокращаем финансирование оборонки, считая, что достигнутый уровень безопасности приемлем. Много проблем в промышленной политике. Вот в Госдуме говорят, что нужна новая индустриализация, надо строить новые заводы. Никто не против, если б ещё знать, куда продукция заводов пойдёт, кто её купит. Проблемы с рынком сбыта весьма остры, нужно искать нетривиальные подходы.

Очевидно, что проблем и препятствий встретим много. Большим подспорьем должна стать так называемая оцифровка действий правительства, всей нашей экономики. Появился министр (Константин Носков), который всем этим будет заниматься. Тогда экономические и социальные процессы станут более прозрачными для понимания, анализа, а значит, и принятия верных решений и реализации правильных практических действий. Думаю, у правительства есть шанс стать самым эффективным в нашей истории. 

Источник публикации: Литературная газета