Экономика роста: как обеспечить несырьевое развитие России

Дата публикации: 19.03.2018

Формирование долгосрочной стратегии социально-экономического развития – одна из сложнейших задач для России. Невозможно добиться развития, диверсификации и модернизации экономики только за счет таргетирования инфляции и сбалансированного бюджета. Участники Столыпинского клуба «Экономика роста: государство, бизнес и общество» на полях Московского экономического форума обсудят меры для стимулирования эффективного роста. Эксперт МЭФ, исполнительный директор Столыпинского клуба Игорь Лавровский поделился своими предложениями.   

 – Какие проблемы стоят сейчас перед российской экономикой?

 – Основная проблема российской экономики чисто капиталистическая – дефицит платёжеспособного спроса. Преодолеть это можно ростом государственных расходов с одновременным удешевлением финансирования промышленности. Кризис на самом деле не усугубляется – это не подтверждается объективными данными. Но нет и сильного роста. Нужно расти.

 – Что мешает России добиться заметного роста ВВП и преодолеть отставание от развитых стран?

 – Нет такого объективного феномена, как "развитые страны". Это абстракция. Все страны разные, у всех свои проблемы. Япония не равна Штатам, а Штаты не равны Германии. Монтана сильно отличается от Иллинойса, а Иллинойс – от Юты. Не стоит предаваться комплексам.

 – Возможно ли, что ситуация изменится после президентских выборов?

– Ситуация уже меняется, но президентские выборы, конечно, простимулируют процесс принятия давно назревших решений.

– Какими должны быть меры поддержки производства и сельского хозяйства?

 – Меры поддержки производства хорошо известны – проектное финансирование, снижение стоимости финансовых ресурсов. Это делается, но нужно расширять. У нас есть определенные позиции, но у нас, как у сообщества, нет готовых рецептов. Политика – искусство возможного, и мы это понимаем. Клуб – место не для выдачи рецептов, а место для дискуссий. Мы открыты к обсуждению, поиску общих знаменателей, к выработке общих позиций.