По ценам на топливо возможен откат

Дата публикации: 16.02.2018

181 территориальная ТПП, представительства в 20 странах, 34 комитета и совета — таковы сегодня мощности Торгово-промышленной палаты России. О них вчера рассказали на встрече вице-президента ведомства Дмитрия Курочкина с бизнес-сообществом Набережных Челнов. Вместе с тем, как увидел корреспондент «БИЗНЕС Online», предпринимателей по большей части интересовали вопросы, касающиеся нефтяной отрасли, начало заката которой прогнозируют на 2025–2030 годы. Бизнесменам попытались ответить «по чесноку».

«ИЛИ МЫ К РОССИИ ПРИСОЕДИНИМСЯ, ИЛИ САНКЦИИ ОТМЕНЯЙТЕ»

Топливо в 2018 году подорожает на 1,5–2,5 рубля, а административная область Италии Пьемонт может присоединиться к России. Об этом среди прочего говорили вчера на встрече бизнес-актива Набережных Челнов с вице-президентом ТПП России Дмитрием Курочкиным.

Началось мероприятие с того, что докладчик рассказал о своей структуре. По его словам, ТПП России объединяет 181 территориальную палату, имеет представительства в 20 странах, в ней работает 34 комитета и совета, плюс 74 деловых совета при ТПП, дочерние организации. В общей сложности в организации состоит 55 тыс. предприятий и организаций, при ТПП зарегистрировано свыше 200 отраслевых объединений. Палата сотрудничает с целым рядом институтов развития, такими как фонд развития промышленности (ФРП). В частности, по словам Курочкина, с весны 2015 года ФРП было одобрено к финансированию 176 проектов. Среди них есть и татарстанские. «Мы приехали сюда из компании „РИАТ“, — сообщил он. — Буквально на днях мы с фондом развития промышленности утвердили их проект к финансированию. Среди других татарстанских проектов можно упомянуть и „ТЭМ-ПО“, и „Таталь“, и „РариТЭК“, и „СафПЭТ“, и другие». Эти компании получили займы на 50–240 млн рублей.

Что касается международного сотрудничества, то существуют так называемые смешанные палаты. В частности, Франко-, Итало-, Германо-российская и т. д. При этом, как заявил Курочкин, данная сфера работы только расширяется, несмотря на санкционные препятствия. «На примере Итало-российской палаты я могу сказать, что мы только в прошлом году запустили четыре совместных производства, — рассказал вице-президент ТПП РФ. — Это именно предприятия, расположенные в разных регионах России. Более того, нас на следующей неделе пригласили в Торгово-промышленную палату Турина... Пьемонт (административная область в Италии — прим. ред.), в частности, говорит: „Или мы к России присоединимся, или санкции отменяйте“. То есть предприниматели хотят активно взаимодействовать с Россией. В марте у них выборы. Дай бог, придет то правительство, которое этот вопрос будет ставить еще более активно».

Отдельно Курочкин остановился на теме инвестиций. В ТПП РФ с 2011 года действует инвестиционно-проводная система, причем как в прямом направлении — когда ищется инвестор под конкретный проект, так и в обратном — когда инвестор ищет, куда бы вложить средства. В 2017 году в эту систему поступило 193 заявки, 76 принято в работу, 38 передано инвесторам. «Это очень высокий показатель, — прокомментировал московский гость. — Даже если бы было 10 процентов, значит, уже система работает нормально». При этом 63% проектов относится к промышленности и производству, еще 15% — к агропрому, то есть основная часть работы направлена в строну реального сектора экономики.

Упомянул докладчик и о новом направлении работы ТПП России — «100 проектов под патронатом президента ТПП РФ». «Мы отобрали 100 компаний, сейчас посещаем их, выявляем проблемы, которые у них есть, пытаемся их совместно решить», — пояснил Курочкин. Но тут не обошлось без конфуза. На экране возник слайд компаний, которые по этому проекту получили финансовую поддержку по фонду развитию промышленности. И первым пунктом значился Новозыбковский машиностроительный завод, к которому крупным красным шрифтом было добавлено: «УБРАТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ». Но Курочкин не растерялся, пояснил, что презентация — рабочий материал, который подлежит коррекции. «Там проблема с реализацией проекта, — сообщил он. — Уже после того, как Новозыбковский утвердили к финансированию, они решили от этого проекта отказаться». Среди же тех, кто не отказался от проектов и получил-таки одобрение, были названы «Шуйские ситцы», Ковровский электромеханический завод, Новосибирский электровакуумный завод, Курский электроаппаратный завод и т. д.

«МНОГИЕ СТРАНЫ ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ЗАПРЕТЯТ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»

Затем слово взял руководитель нефтегазового форума – 2018 Сергей Яценя. Но по большому счету он ограничился только приглашением на свое мероприятие, которое пройдет в «Экспоцентре» на Красной Пресне в Москве. А вот его партнер, бизнес-консультант по нефтегазовой отрасли Максим Нечаев, пустился в пространные рассуждения о дальнейшей судьбе нефтегазовогой сферы рынка.

И если по газу все замечательно — благодаря развитию производства сжиженного природного газа, его потребление только растет, то по нефти уже близится начало конца этого рынка. Причины — развитие альтернативных источников энергии, в первую очередь ветра и солнца, а также рост производства электромобилей. Правда, при этом Нечаев упомянул, что доля последних в мировом автопарке мира всего 0,15%. Впрочем, их число увеличивается на 100% в год.Тут не выдержал гендиректор ООО «Алтиком» Владимир Алтухов. Он перебил бизнес-консультанта: «Для чего вы нам говорите про электромобили? Мы понимаем, что нефть и газ — это основа бюджета. Хотелось бы по теме вести разговор». Но спикер не сошел со своего пути. «Многие компании, такие как Mercedes, BMW, не только запускают целые линейки электромобилей, но и отказываются уже от производства машин на двигателях внутреннего сгорания. И многие страны уже объявили, что с 2030-го, 2035-го, 2040-го запретят эти двигатели. Мы знаем, что потребление нефтепродуктов начиная с 2025–2030 годов начнет сокращаться, — напугал Нечаев. — Надо говорить об этом уже сейчас, потому что требования к топливу в Европе растут огромными темпами. Например, с 2020 года в мире будет запрещено использование для судов мазута с высоким содержанием серы, а наши заводы в основном производят мазут с высоким содержанием серы. И страна не успевает к 2020 году завершить большинство из проектов по обезсериванию мазута».

К электромобилям позже обратился и Яценя, сказав, что, например, в Норвегии уже несколько последних лет самый продаваемый автомобиль — это как раз Tesla, сейчас там уже 30% парка занимают электромобили. «Современные технологии очень сильно давят на нефть, — высказал он свое мнение. — А электромобили — один из примеров таких технологий».

«ЕСЛИ ДАТЬ ВОЛЮ НЕФТЯНИКАМ, ЦЕНА НА ТОПЛИВО ДОЛЖНА БЫТЬ ПЛЮС 5 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР»

Алтухов все же задал прямой вопрос: чего нам ждать от цен на топливо? «Плюс полтора рубля, — не сомневаясь, ответил Яценя. — Но давайте по чесноку: нефтяники на продаже топлива в розницу не зарабатывают. Если дать им возможность, развязать руки, то цена на топливо к литру должна быть плюс 5 рублей. Только тогда они получат возможность зарабатывать. Мы же видим, что в одной аптеке аспирин стоит 100 рублей, а в соседней — 200. Никто же не жалуется. А на продаже топлива сегодня зарабатывает государство. По многим автозаправочным комплексам продажа топлива убыточна».

Спич вызвал бурю эмоций в зале совещаний. «Чем же им, несчастным, помочь?» — вопрошали одни. «Давайте скинемся», — предлагали другие. Но Яценя не отступил от своего направления и продолжил защищать нефтяников. Он признал, что в регионах суррогат нефтепродуктов составляет порядка 20%. «Это политика, которая не позволяет нефтяникам зарабатывать на продаже топлива, — пояснил руководитель форума. — А чтобы заработать, малые компании начинают бодяжить. Теперь по ценам: сейчас будет некая пауза. Владимир Владимирович (Владимир Путин — президент РФ — прим. ред.) разыгрывает сценарий перед выборами, может быть, даже будет небольшой откат. Но в целом по году все эксперты, аналитики считают, что, по самым скромным прогнозам, к текущей цене еще полтора рубля „приклеится“. Это прогноз минимум, прогноз максимум — 2–2,5 рубля. Есть безумцы, которые кричат о 5 рублях, но государство не позволит этого сделать. Все в рамках инфляции».

Далее с подачи предпринимателей круглый стол углубился в нефтяную тематику. Стали обсуждать себестоимость добычи, транспортировки и переработки нефти; порядок проведения выставки «Нефтегаз-2018» в Москве, освоение Арктики и Дальнего Востока в плане добычи черного золота и т. д. Этот крен вызвал недовольство еще одного участника круглого стола, уже не представившегося. «А мы не уходим куда-то в сторону? — взвился он. — Хотелось бы что-нибудь конкретное услышать. Мы производственники, хотим говорить о своих проблемах». Яценя попытался его остепенить, заявив, что обязан ответить на вопрос человека, задавшего его, и призвал смутьяна «уважать спикера, приехавшего в Челны за свой счет». Это вызвало смешки в зале и фразу: «Может быть». Руководитель нефтегазового форума – 2018 пресек: «Не может быть, а за свой счет».

Дальше уже вопросы пошли по узкому формату — представители компаний спрашивали о том, что интересует только их. Дошло до рассуждений о том, по какому пути мы сейчас двигаемся: строим все-таки социалистическое государство или капиталистическое. Спорить об этом можно было долго, вот только однозначный ответ ни на встрече в ТПП Набережных Челнов, ни на региональном уровне, ни на федеральном получить вряд ли можно. Шел третий час круглого стола...

Источник публикации: https://www.business-gazeta.ru