50 пакетов инициатив для цифровизации экономики или меры ликвидации бедности

Дата публикации: 09.02.2018

Свое выступление Министр начал с заявления, что прогнозы на ближайшие годы, «во многом будут определяться той повесткой, которая будет задана в новом политическом сроке», и представил результаты работы Министерства за последний год.

По его словам, главным результатом 2017 года стал рост количества малых и средних компаний в стране – 3%, чему способствовала доступность финансовых ресурсов: в прошлом году было поддержано 670 млрд рублей кредитов для них; запущена обновленная программа инвестиционных кредитов по ставке 6,5%; обеспечен доступ к закупкам крупных компаний.

Кроме того, докладчик отметил успешный запуск образовательных программ. Так на площадке со Сбербанком 160 партнеров, ведущих вузов и бизнес-школ, размещают свои материалы. Также идет работа по замене обязательного юридического адреса на почтовый ящик в банке и по второму проекту – «Старт за ноль» - обнуление госпошлин при электронной регистрации бизнеса, снижению комиссии банков по открытию первых счетов тоже с нуля.

Как отметил М.Орешкин, в минувшем году благодаря принятым в Государственной Думе решениям России удалось подняться в рейтинге Doing Business на 30-е место с 35-го. Сейчас на площадке думских комитетов идет активная работа над законопроектом, устанавливающим риско-ориентированный подход по всем видам контроля и проверок предпринимательской деятельности, его рассмотрение в первом чтении запланировано на 21 февраля.

Министр подчеркнул, что сроки разработки нормативно-правовых актов к принятым законам сократилось на месяц. Говоря о внешнеэкономической деятельности, заявил о разработанных 57 «страновых планах действий», например, для продвижения российской сельхозпродукции. Максим Орешкин отметил, для решения этих вопросов разработали новые проекты в энергетике ДПМ-2, в строительстве - инфраструктурная ипотека. Порядка 50 пакетов законодательных инициатив разработано для цифровизации экономики, которые без помощи Госдумы, по его словам, реализовать невозможно.

Министр экономического развития России заявил, что Правительство в 2018 году будет более аккуратно подходить к приватизационным сделкам: «У нас больше не стоит жесткой задачи финансировать дыры, которые есть в бюджете, у нас в этом году бюджет будет профицитный. Поэтому сейчас приватизация - это инструмент усиления конкуренции и возможность для стратегического развития тех или иных активов. Поэтому мы гораздо более аккуратно сейчас подходим к сделкам, подбираем партнеров, чтобы объекты, компании стратегически развивались и приносили пользу государству».

В закон о федеральном бюджете на 2018-2020 годы заложены доходы от приватизации на уровне 13 миллиардов рублей в 2018 году, 12,2 миллиарда рублей в 2019 году и 11,4 миллиарда рублей в 2020 году.

Говоря о региональной повестке, Министр сообщил о завершении в 2017 году реформирования института особых экономических зон. Благодаря реорганизации субъекты привлекли 200 компаний, объем заявленных инвестиций 850 млрд рублей, 200 млрд рублей уже вложено.

Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Вера Чистова в своем выступлении подчеркнула, что, по решению Госдумы федеральные министры обязаны обращать внимание на замечания Счетной палаты, которые были зафиксированы в ее документах, однако в выступлении Максима Орешкина на «правительственном часе» эти замечания не были учтены. «В связи с этим начну с того, что в настоящее время в зоне ответственности лично Министра находятся 4 представления Счетной палаты», - сказала В.Чистова, сообщив, что «остановится на двух».

«Один документ - это результаты контрольного мероприятия по проверке исполнения федерального бюджета на 2016 год. На сегодня не выполнен пункт о вводе в промышленную эксплуатацию объектов информационно- коммуникационной инфраструктуры самого МЭР. Даже по центральному аппарату 10 объектов, затраты на создание которых составляют всего 145 млн рублей, начиная с 2010 года - они сегодня не введены в полном объеме в промышленную эксплуатацию. Срок введения объектов продлевался 2 раза. Сейчас мы готовим предписание Министру экономического развития», - отметила она.

Второе представление связано с уточнением методики по доходам министерства, пояснила аудитор. «Доходы на 2018-2020 годы, получаемые торгпредствами РФ в иностранных государствах, до настоящего времени не материализованы в соответствующую методику, документ полгода находится в Министерстве на разных уровнях согласования», - сказала она. - «На сегодняшний день лимиты Министерства по планам информатизации составляют 500 млн рублей, при этом они открыты лишь на 70 млн рублей, остальные заблокированы, пояснила В.Чистова.

«В ходе наших мероприятий мы выявляем признаки, мягко говоря, недобросовестного проявления при предоставлении соответствующей господдержки. Например, представление финансовой поддержки четырем обществам с ограниченной ответственностью. А учредитель у них один и тот же. Еще 22 зарегистрировано малых предприятий непосредственно перед предоставлением финансовой помощи», - рассказала В.Чистова.

Кроме того, по ее словам, Счетная палата зафиксировала, что круг предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые получают государственные средства, практически не меняется: год от года госфинансирование уходит одним и тем же людям и компаниям.

Озвученные представителем контролирующего органа данные вызвали удивление Председателя Государственной Думы. Вячеслав Володин, комментируя замечания Счетной палаты, обратился к Министру: «Прозвучала информация о том, что выделенные средства получили фирмы, которые только зарегистрировались, более того, в четырех из них один учредитель. Хотелось бы также, чтобы было с вашей стороны разъяснено, почему такое происходит. Мы за собой оставляем право, в том числе такие полномочия есть и у профильного комитета, направить такую информацию в правоохранительные органы».

В ходе обсуждения депутаты Николай Коломейцев, Сергей Пантелеев, Борис Пайкин, эксперт МЭФ Валерий Гартунг, Павел Дорохин, Иван Сухарев, Михаил Гулевский, Олег Николаев, Валерий Рашкин, Сергей Боярский, Ольга Епифанова и другие интересовались конкретными мерами, которые Министерством предпринимаются для ликвидации бедности, что предпринимается в условиях санкций для развития экономики, улучшения инвестиционного климата. В частности, Павел Дорохин предложил создать на базе Министерства Росплан.

«Создание дополнительных органов власти или организаций зачастую будет маскировать проблему, а не решать», - заявил Министр экономического развития и пояснил. - «На самом деле мы активно продвигаемся по вопросам стратегического планирования. Сейчас, например, на площадке Совета безопасности мы работаем с коллегами по стратегическому прогнозу, а что касается целевого сценария, более высоких темпов роста, вопросов, за счёт чего они могут быть достигнуты, с разложением по факторам и мерам — такой документ мы тоже представили, и сейчас он обсуждается в Администрации Президента».

В выступлениях от фракций депутаты акцентировали внимание на ответах Министра, высказывали ряд замечаний как прогнозам, так и к исполнению госпрограмм. В частности, Николай Арефьев (КПРФ) отметил, что «Россию убивает война финансово-экономическая», а «призывы к затягиванию поясов, к сплочению, к единению уместны, но они звучат фальшиво на фоне реальных событий». Проведя экскурс развития экономической политики в последние десятилетия, он объяснил плачевное состояние экономики «игрой в поддавки со странами, обложившими Россию санкциями», недоступностью кредитных ресурсов. По его мнению, Минэкономики ни за что не отвечает, дает три прогноза и ни один не сбывается.

Елена Панина (ЕР) также, с сожалением, отметила что министр на вопросы не ответил, обратив внимание на необходимость использования в прогнозах механизма "форсайд" (перспективных направлений), а не только цен на нефть. По её словам, прогнозы Министерства - на уровне погрешности, а задача, поставленная Президентом, по стратегическому планированию - не выполнена. В связи с этим, депутат предложила ужесточить закон о парламентском контроле, для представителей Правительства, игнорирующих постановления Государственной Думы.

Сергей Жигарев (ЛДПР) указал на расхождения реальных данных по экономике и прогнозах. По его словам, «сжимается внутренний платежеспособный спрос, сокращаются реально располагаемые доходы населения, а в условиях слабой динамики балансовой прибыли в обрабатывающих отраслях не просматривается перспектив для сколько-нибудь значимого прироста инвестиционной активности».

Выражая неудовлетворенность фракции состоявшимся «правительственным часом», Михаил Емельянов (СР) предложил провести большие парламентские слушания с приглашением Министра на них. М.Орешкин В заключительном слове Максим Орешкин поддержал проведение слушаний через месяц-два.

Завершая дневное пленарное заседание, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин акцентировал внимание на тщательной подготовке Постановления Госдумы по итогам «правительственного часа» с привлечением к работе над ним аудиторов Счетной палаты.

Источник публикации: https://glasnarod.ru