В Госдуму внесены очередные законопроекты об амнистии капиталов

Дата публикации: 05.02.2018

Продолжается поверхностное, мечтательное отношение к сложнейшему вопросу теневой экономики и коррупции в России. Теневая экономика и коррупция – сиамские политико-социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача. Именно такой подход должен быть применен и при подготовке системного механизма всеобщей экономической амнистии.
В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Представляется целесообразным «теневой экономикой» (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН применительно к «Системе национальных счетов» для наиболее полного учета ВВП.

В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:
1.скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
2.неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
3.нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 25 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП).

Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:

а) экономические:
- катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
- обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);
- ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
- установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;

б) правовые:
- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)[1];
- разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);
- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

в) общественно-политические:
- разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
- формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
- исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
- откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);
- отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).

Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
• теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в 80-90-х годах;
• большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);
• теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);
• в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.

Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.

Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
- разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в обороте (сейчас в денежной базе России наличные составляют 75%, а во всей денежной массе – около 25%), так как именно расчеты наличными являются финансовой основой существования и развития теневой экономики.

В результате в России за 25 лет формирования институтов рыночной экономики в отсутствие реальной антикоррупционной политики сложилась тупиковая ситуация: коррупция порождает экономическую преступность, экономическая преступность снижает социально-экономическую управляемость, а низкий уровень государственного управления порождает коррупцию. Можно выделить следующие основные характеристики коррупционной ситуации в России:
1. Абсолютная криминализация общества.
В России нет ни одного взрослого человека (от простых граждан до высших должностных лиц), не совершившего в последние 25 лет деяние, предусмотренное Уголовным кодексом (пусть даже формально, из благих намерений, а не по злому умыслу, как невольный соучастник действий других лиц, в силу общепринятых правил поведения, в целях выживания или по другим объективным причинам).
2. Все крупнейшие личные состояния нелегитимны.
Нелегитимность долларовых миллиардеров (источниками их состояний были залоговые аукционы, мошеннические приватизации, рейдерские захваты, отмывание финансовых потоков госмонополий, злоупотребление властью, откаты от бюджетных инвестиций) создает в обществе негативное отношение к бизнесу в целом и к институту частной собственности, порождая своеобразное моральное оправдание для массовых хищений и неуплаты налогов.
3. Коррупция стала повседневным фактором жизни во всех политико-социально-экономических сферах.
Нередко, что особенно опасно, коррупция является общественно одобряемым эффективным механизмом регулирования экономических, социальных и даже политических отношений, став для многих граждан ценностной целью профессиональной деятельности.
4. Срастание всех видов деятельности: властной, правоохранительной, общественной и предпринимательской.
Чаще всего залогом личного успеха является умение эффективно конвертировать должностное положение в экономические дивиденды, финансово-экономические активы – в политические позиции, общественные возможности - в должностное положение или экономические дивиденды, и так далее.
5. Правоохранительная система не борется с профессиональной преступностью, а охотится за кошельками граждан.
Используя исторически сложившуюся в стране ситуацию массового правового нигилизма, правоохранительная и судебная система часто выполняет обратную правоохранительной функцию – охраняет профессиональных правонарушителей и «борется» со случайными нарушителями закона. Судебная система стала настолько «независимой» от общества, что нередко стала лениться даже обосновывать свои незаконные решения.
6. Экономика стала непрозрачной, наполовину серой, с большими черными дырами.

Возник замкнутый круг: условием выживания большинства частных предпринимателей, не получающих избыточную сырьевую или монопольную ренту, является лишь частичная уплата реально непосильных налогов, а такая «налоговая оптимизация» требует уплаты коррупционного налога, в свою очередь, средства для такого налога могут быть получены только путем «обналички» части дохода, что ведет к необходимости неуплаты налога, – далее по кругу. Любая попытка вырваться из этого замкнутого круга делает бизнес неэффективным и незащищенным.

Последствия всеобщей экономической криминализации общества:
• Феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую и социальную, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы и серьезно подрывает саму государственность России;
• Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции;
• Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. В результате, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, неэффективно используются бюджетные средства, из-за невыполнения бюджетных обязательств обостряются социальные проблемы;
• Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти, и необходимости жить «по понятиям»;
• Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция способствует несправедливому перераспределению средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране;
• Коррумпированность судебной системы и правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти, правоохранительной системе и финансовым возможностям, включая отмывание денег;
• Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов. Государственное мышление у ряда чиновников вытесняется интересами собственного обогащения и расширения властных полномочий. Уменьшается доверие к власти как таковой, растет ее отчуждение от общества, становится нормой политическая пассивность граждан;
• Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов. Увеличивается риск крушения развивающейся демократии по распространенному сценарию укрепления власти на волне борьбы с коррупцией;
• Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Причины повсеместной коррумпированности и экономической криминализации общества:
• Слабость демократических политических традиций и недостаточная выраженность политической воли к трансформации элитного консенсуса в сторону обуздания коррупции на всех уровнях. Отсутствие реальной политической конкуренции, которая всегда служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической и деловой сфере.
• Низкая организованность гражданского общества, отсутствие развитых механизмов влияния общества на власть, подконтрольность СМИ, неразвитость правового сознания населения, традиция следования не закону, а инструкции и начальнику.
• Экономическая нестабильность общества: обнищание населения и неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к правонарушениям (массовой низовой коррупции). Существенная дифференциация доходов между бизнесменом и чиновником в ситуации, когда за последним закреплено персонифицированное право принятия решений, провоцирует коррупцию.
• Неразвитость и несовершенство законодательства, избыточная свобода усмотрения чиновника, недостаточная эффективность контрольных институтов власти, слабость судебной системы.
• Ранняя стадия становления и самоорганизации предпринимательского класса России, самого заинтересованного в обуздании коррупции слоя населения. На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение правил рыночной игры, проводить демонополизацию. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель зачастую ищет ее у конкретных чиновников.
• Наследство тоталитарного периода истории: слишком медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, в частности, из-за сохранения на своих местах существенной части корпуса государственных служащих того периода. После разрушения номенклатурной советской системы в России так и не появилось современной системы отбора и продвижения государственных служащих.

Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

1.Финансово-экономические:
- несовершенство налоговой системы - до сих пор в России изымается в бюджет и государственные фонды около 40% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-35% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят более 60% всей его прибыли);
- несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
- продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику около 20% всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
- отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
- архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.).

2. Правовые:
- существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
- отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
- незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

1.Административные:
- отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на поиск негатива, а не развитие позитива;
- местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);
- безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
- высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

1.Общественно-политические:
- неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
- недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджетной системе (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
- социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основные цели выхода из коррупционно-криминального тупика:
• подведение черты под эпохой «дикого капитализма»
• завершение периода несправедливой приватизации
• легитимация бизнеса и оборота имущества
• легализация имущества сложившегося класса собственников
• системное закрепление института частной собственности
• ликвидация экономической и правовой основ коррупции и «правоохранительного террора»
• снятие с повестки дня вопроса «кто виноват»?
• устранение международных проблем для властных и бизнес-элит
• реальная борьба с коррупцией и теневой экономикой
• формирование ответственного правительства и гражданского общества на основе политики социального сотрудничества
• открытие широких возможностей для предприимчивых людей
• переход от состояния страха к позитивному настрою в обществе.

Основными в этой системе мер, на наш взгляд, должны стать следующие решения и мероприятия:
• проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $100 млн., оставив пострадавшей стороне право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
• одновременно с амнистией, в целях кардинальной борьбы с коррупцией и налаживания справедливого системного администрирования налогов, введение всеобщего декларирования имущества и доходов (в России и за рубежом) абсолютно всеми гражданами (умышленно сокрытое имущество подлежит конфискации по решению суда);
• компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», замораживания вкладов в Сбербанке, гиперинфляции и «приватизации» (возможно, компенсировать принадлежащими государству акциями банков и корпораций, что не приведет к инфляции);
• введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
• установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения, обеспечивающего активное развитие бизнеса и стремление граждан к высокопроизводительной работе;
• стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
• проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
• введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и работника, кредитора и заемщика;
• проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
• формирование неподкупной, справедливой, ответственной и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;
• ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
• законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. Совершенно очевидно, что все это возможно осуществить (и это действительно реально сделать в течение двух-трех лет) только при одном условии – желании высших должностных лиц, прежде всего Президента России, это сделать. Иная «борьба» с коррупцией лишь порождает новую коррупцию.

Источник публикации: http://viperson.ru