Жертвы дела «Югры»: «Мы прекрасно понимаем, что воюем с гидрой»

Дата публикации: 02.02.2018

Эксперт Московского экономического форума, руководитель группы «Превышенцы Югры» Николай Николаев рассказал, что вкладчики банка «Югры» больше не верят в то, что с Центробанком можно договориться. Больше они не готовы идти на компромиссы с главным финансовым регулятором страны.

Ситуация с банком «Югра» будет обсуждаться на круглом столе МЭФ - 2018 «Политика Банка России – как восстановить доверие к коммерческим банкам и запустить инвестирование реального сектора?». Как рассказал руководитель группы «Превышенцы Югры» Николай Николаев, он вместе с обманутыми вкладчиками «Югры» рассчитывает на помощь в неравной борьбе.

Николай Николаевич, что не устраивает Вас в политике, проводимой ЦБ?
– Нас не устраивает недоговороспособная позиция Банка России. И я сейчас даже не говорю о споре финансового регулятора с «Югрой», а именно об отношении к вкладчикам. Мы – вкладчики, которые сами по себе и не связаны с банками и их интересами. Но нами пренебрегают.

Как по последним данным обстоят дела с вкладчиками «Югры»?
– На сегодняшний день Центробанк не вернул по делу «Югры» ничего и не предпринял никаких действий, чтобы вкладчикам стало легче. Люди не получили ни рубля на сегодняшний день, и пока ничего хорошего не ожидается.
Почему Вы пришли к такому выводу?
– У нас были, допустим, сделаны депутатские запросы, где нам сам Центробанк сказал, что нас примет сам зампред Центробанка. Подтверждение у меня есть в виде документов. После чего к нам приходят на встречу второстепенные клерки.
Можете подробнее сказать, о чем идет сейчас речь?
– Сейчас объясню. У нас был депутатский запрос, где 9 депутатов Госдумы попросили главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину встретиться с вкладчиками банка «Югра» для того, чтобы скоординировать свои действия, обговорить все вопросы и т.д. На что ЦБ сказал, что, ясное дело, у Эльвиры Набиуллиной есть дела важнее, а вот на ее заместителя рассчитывать можете. Мы согласились. Нас попросили одновременно, чтобы мы никаких пикетов и митингов не проводили. Мы и вели себя предельно корректно. У меня есть аудиозаписи звонков, где они нам тоже об этом говорят.
Кто с Вами разговаривал?
– В частности с нами разговаривал руководитель приемной Центробанка. Мы пошли на их условия. Но мы приходим на встречу, и они отправляют к нам начальника отдела по работе с обращениями граждан, по сути человека, который ничего не решает, который идет уже с установленной руководством позицией. Когда ранее нам Центробанк ответил в письме, что встретится с нами зампред Центробанка. Получается, ЦБ РФ отказывается от своих слов и во исполнение депутатского запроса присылает людей, которые ничего фактически не решают. Либо они формально подходят к этому делу, либо… я не знаю, какие у них еще могут быть причины.
После таких контактов с ЦБ и попыток наладить с регулятором диалог, что Вы поняли?
– Я понял, что с Центробанком по-хорошему нельзя. Они понимают только язык давления. Притом давление это должно быть массированным и тотальным. Структура огромная, очень мощная: с самым большим штатом в мире по плотности населения и с огромными полномочиями. Поэтому мы прекрасно понимаем, что воюем с гидрой по большому счету.
И каким образом Вы тогда собираетесь бороться с ЦБ?
– Мы пытаемся привлекать все силы. И Торгово-Промышленная Палата РФ – это прекрасная площадка для объединения. Мотивов для недовольства политикой ЦБ в России хватает. Для бизнеса – кредиты конские. Наши предприниматели не могут конкурировать с представителями из других стран, где кредитная ставка в 2% и под 1%. Просто мы же все ровняемся на Европу, так давайте не пытаться внешне быть похожими, а институционально будем соответствовать. В частности, Центробанк должен быть заточен под развитие российской экономики. А он занимается на данный момент, если я правильно понимаю, тем, что обсуживает интересы бенефициаров Центробанка.
И что Вы предлагаете?
– С этим надо что-то делать. Потому что такая банковская политика не отражает интересов ни бизнеса, ни вкладчиков. Довольствуются схемой очень простой. Вы получили свою страховую часть – «до свидания». Все остальное: если вам что-то перепадет, это наша добрая воля. Это потрясающий просто беспредел. По «Югре» они посчитали социальный эффект. Дело в том, что «превышенцев», то есть тех, кто превысил страховой вклад, в общей массе на самом деле не так много. Они просчитали социальный эффект, поняли, что рисков больших нет, и поэтому можно так резко ввести временную администрацию, что и сделали. По этой же причине именно сейчас они нами не занимаются.
О каких именно рисках Вы сейчас говорите?
– Мы не сможем пригнать тысячи людей к Центробанку, потому что у нас столько не наберется. По Москве среди пострадавших по делу о «Югре» у нас наберется только человек двести. Мы рассеяны в городах России. ЦБ это заранее просчитал, поэтому по нашему банку они даже делать ничего не хотят. А по другим банкам они понимают, что если они там введут банкротство, то люди просто выйдут на улицу с вилами и сожгут банк. Будут приличные потери и протесты. Они этого допустить не могут. А по «Югре», поняв, что это небольшой региональный банк, его ликвидация им больших неприятностей не сделает.
«Югра» – тюменский банк?
– Изначально банк тюменский, потом получил прописку в Москве. Но долго пробыть в Москве ему не дали. Что самое интересное, похожая ситуация произошла с Татфондбанком, который в Татарстане. Тоже региональный классический пример банка, который также грохнули. Они понимают, что это проблема одного Татарстана. ЦБ тоже понимает, что как институт, он сможет съесть этот казанский банк и переварить. А вкладчики их вообще не интересуют. Топят регионы, конфискуя эти деньги у вкладчиков. Заранее они же там еще схемы прорабатывают.
В чем заключается схема?
– Если вкладчик незадолго до того, как ввели мораторий на лицензию, успел и забрал свои деньги, то он еще может оказаться должным Центробанку. ЦБ может подать в суд на Агентство по страхованию вкладов с тем, чтобы вернуть обратно деньги вкладчика в конкурсную массу, потому что по договору эти деньги должны лежать до конца вклада. Звучит это как полный абсурд, но уже многие говорят, что дело обстоит именно так. Это сумасшедшая схема, где Агентство по страхованию вкладов имеет уже больше 150 выигранных исков. Суды единогласно говорят: вкладчики, верните деньги обратно в банк, который обанкротился.
И вопрос на ретроперспективу: если бы у нас был совсем другой Центробанк, то какую бы политику он вел?
– Надо сначала понять, нужны ли вообще ЦБ коммерческие банки. Потому что сейчас складывается впечатление, что коммерческие банки ему не нужны. Если мы говорим о коммерческих банках, то надо понимать, чем они хороши. С ними легче договориться потенциальному кредитору. В коммерческом банке обычно более лояльные и понятные условия по кредитам.
Что на Ваш взгляд, Николай Николаевич, должен сделать Центробанк, чтобы кардинально изменить ситуацию?
– Центробанк должен выстроить очень понятную и прозрачную схему страхования сумм. Во-первых, коммерческие банки должны обслуживать еще и реальный сектор экономики, т.е. должны обслуживать интересы и юридических лиц. Если мы говорим про «физиков» (физические лица – прим. ред.), а они являются кредиторами в первую очередь, то эта категория вкладчиков может хоть что-то получить. Но юридическое лицо теряет полностью все. За последние 5 лет у нас Центробанк благодаря своей политике конфисковал у населения около 1 трлн рублей. Это у юридических лиц. Он должен сделать более понятную и предсказуемую систему. Более того, он должен страховать раз несет надзор.
На кого мы в этой связи можем ровняться?
– В Белоруссии, например, ЦБ на 100% страхует суммы, которые люди кладут в банк. Надо понимать, что Центробанк России несет надзор, и он видит в режиме он-лайн движение всех денежных средств, получая ежедневные сводки два раза в день от всех банков. У них, по сути, есть все данные, чтобы понимать, на какие проекты ушли деньги.
Насколько это возможно? Может дело в объеме обработке информации?
– У ЦБ РФ сейчас самый большой штат в мире и это очень важно понимать, потому что кто-то скажет, что это невозможно и тяжело осуществлять такой мониторинг. На самом деле это не так. Центробанк знает абсолютно все процедуры и это давно уже известно. Поэтому он должен как минимум гарантировать. То есть работа Центробанка должна заключаться не в слепом надзоре, а также и в ответственности.
Можете сказать, каким именно образом ЦБ России мог бы стать более ответственным перед своими вкладчиками?
– Как минимум, например, он может стать субсидиарным ответчиком по всем банкротствам. Например, ЦБ начинает процедуру банкротства банка, взыскивает все с банка, потом с собственников банка, а потом все, что не хватает, он должен сам компенсировать. И это будет честно по отношению к людям. По отношению к гражданам, которые ведут честную игру. Замечу, что в банк несут деньги люди, которые ведут честный бизнес. Они показывают открыто свои доходы, проводят прозрачные сделки и честно оплачивают с них налоги. Надо четко понимать, что это надлежащие и качественные налогоплательщики. И именно этих людей обдирают. Потрясающая логика просто.

Беседовала Ксения Ширяева