Парламентарии о реформе системы госуправления

Дата публикации: 20.11.2017

Начну с того, что практически со всеми предложениями ЦСР в данном случае я согласен, что со мной бывает редко. Но при этом я не вижу в них ничего нового.

Сокращать чиновничий аппарат нам предлагают едва ли не каждый год, после чего количество чиновников практически всегда растет. Возникает вопрос: почему так происходит? А происходит так потому, что в стране создана бюрократическая система, и законы Паркинсона часто работают независимо от желания людей. Однажды в Госдуме я напомнил коллегам о грустной шутке 30-х годов: полстраны сидит, а полстраны ее охраняет. И добавил, что сейчас это должно звучать по-другому: полстраны работает, а полстраны ее контролирует. Причем, соотношение явно меняется в пользу контролирующих.

Контрольные процедуры раздуты до беспредела, но порядка от этого больше не стало, а стало только больше бюрократии. К примеру, российский учитель занимает первое место в мире по затратам времени на разного рода бюрократические процедуры. Примерно та же ситуация и с российским врачом. А на пациента выделяется при этом, у разных категорий врачей, от 11 до 19 минут!

Поэтому мне представляется, что вопрос заключается не только в механическом сокращении аппарата. При сохранении тех же функций и механическом сокращении аппарата мы получим только еще более неэффективную систему управления. Нужно серьезно менять функции аппарата, а это означает в том числе и серьезные изменения в законодательстве. Нужно расширять возможности самоуправления и ограничивать возможности бюрократического управления в стране. Именно это, на мой взгляд, должно лежать в основе реальной реформы госуправления.

Нельзя пытаться все человеческие отношения зарегулировать с помощью бюрократических процедур, в особенности в сфере образования, медицины и культуры. Здесь преобладающая регуляция – это не право, а мораль. Вот если мы будем из этого исходить, мы сократим количество разного рода регулирующих актов, и дадим людям возможность нормально, свободно дышать, руководствуясь соображениями элементарной нравственности и справедливости.

Могу также отметить, что не вижу ничего нового в тех качествах, которые Алексей Кудрин и его центр почему-то относят к чиновникам «нового типа». Инициативность, ответственность, внимание к людям – это элементарнейшие требования к любому чиновнику в любой более-менее цивилизованной стране. Ничего нового здесь нет.

Что же касается ответственности министров, то в нормальной политической системе министры всегда отвечали за последствия своих действий, вплоть до их увольнения. В частности, недавно президент Путин объявил о неполном служебном соответствии одному из федеральных министров. Я не знаю, сколько денег получил центр Алексея Кудрина за разработку этих новых документов. Но думаю, что их можно было бы разработать и на общественных началах, не затрачивая на это государственных средств.

Источник публикации: Regions.ru