Владимир Гутенев: нужно говорить о рисках утраты того, что мы имеем

Дата публикации: 08.12.2016

Мы видим деградацию международного права. Иллюзия относительно ВТО рассеяна. Мы понимаем, что необходимые меры протекционизма – это не защита только лишь внутреннего рынка, это поддержка наших экспортеров, это создание благоприятных финансово-экономических условий для развития национальной экономики.

И конечно, необходимо использовать окно возможностей, которое мы получили благодаря невысокому курсу рубля, благодаря кампании и программе импортозамещения.

Все эти установки достаточно четко артикулировал президент в послании Федеральному Собранию. Речь шла о высокотехнологичной промышленности, о его ядре – это оборонно-промышленный комплекс, – сельском хозяйстве, сельхозмашиностроении, и в первую очередь это человеческий капитал.

Что отрадно, что наша экономика готова к росту. Мы видим, как она эластично отзывается на меры стимулирования. Достаточно было дать субсидии машиностростоению, и мы увидели рост. Мы видим, как растет фарма – двузначные цифры. Мы видим, как идет импортозамещение в электроннокомпонентной базе, в авиадвигателестроении, в целом ряде других направлений, причем существует определенная мобильность вариации этих мер поддержки. В результате снижения потребительского спроса значительно сократился спрос на легковые автомобили, но такие меры поддержки как полное 100% субсидирование сертификации за рубежом нашего автотранспорта, компенсация до 80% логистических затрат при экспорте нашего автотранспорта даёт возможности, которые, мы видим, сейчас приводят к определенному росту. В первую очередь это сегмент грузовых автомобилей, но и в легковых автомобилях мы увидели, что по этому кварталу уже плюс один. Я думаю, что первый квартал 2017 года мы выйдем в легковом транспорте плюс 12-15.

Кроме того, хотел бы отметить такой важный инструмент, который должен заработать, это СПИК, специальные инвестиционные контракты, ускоренная амортизация, о чем неоднократно на этой площадке говорили. И именно в этой парадигме разрабатывались принципы стратегии, которые мы сегодня обсуждаем. Среди них есть дискуссионные, может быть, и то, что вряд ли главным приоритетом политики является новая индустриализация. Новые технологические уклады могут опираться на индустриализацию производства, но не вполне с этим согласен.

Что касается обратного налогового маневра, повысить экспортные пошлины на газ, нефть и прочее необработанное сырье, наверное, проще это по возврату НДС корректировать и мы должны всё-таки честно смотреть на пункт 4.2, который мы увидели, агропромышленная политика, где наоборот для сельскохозяйственной продукции необходимо отказаться от экспортных пошлин. Но Константин Анатольевич, мы же не говорим, что давайте мы откажемся от экспортных пошлин только по переработанному зерну. Давайте по макаронам пошлин не будет, а в зерне, допустим будет. Здесь необходимо проводить определенные параллели.

Что касается обеспечения реального сектора доступным кредитованием, мне кажется, что вести речь об 1% – это хотелось бы, а ещё лучше отрицательный процент, но для начала надо снижать ставку рефинансирования ЦБ до 3-4%, и ограничить аппетиты банков, маржинальную наценку в 1,5%, максимум 2%. В этих условиях, я бы их назвал китайскими, 5,5-6% – экономика получила бы существенный рывок.

Ну и практика отзыва банковских лицензий. Наверное, проблема не с отзывом банковских лицензий, а с тем, что надзорные органы ЦБ, банковское инспектирование, к сожалению, выявляют нарушения, когда дыры огромные, и АСВ, и ЦБ на санацию банков тратят неприлично большие деньги, которые должны были пойти в реальный сектор.

Теперь мне хотелось бы остановиться на нескольких позициях, заложенных в бюджет, и в какой-то степени мы отталкиваемся от того главного программного документа, который формирует экономическую парадигму – бюджета. Бюджетная политика на ближайшие три года, к сожалению, нацелена только на стабильность и прогнозируемость, удержание низких показателей – это большая проблема и неиспользуемые возможности. Ставить во главу угла ифляцию в 4% – это вне всякого сомнения ошибочный подход.

Это приводит к тому, что в условиях дефицита бюджета, его сокращения и жесткой монетарной политики, мы не можем адекватно кредитовать национальную экономику, и приводит к сжатию потребительского спроса, что является тяжелым фоном для развития нашей экономики.

Кроме того, рассматривая в том числе в экспертном сообществе, мы должны отмечать, что урезание инвестиционной составляющей бюджета приведет к тому, что и Фонд развития промышленности как основной драйвер, который на возвратной основе предоставляет ресурсы, не может полноценно отвечать тем запросам, которые существуют у нашей национальной экономики.

В заключение хотел бы остановиться на таком важном сегменте, я уже говорил, что ядром высокотехнологичной промышленности является оборонно-промышленный комплекс. Мы сейчас говорим о рисках неиспользованных возможностей. Но на мой взгляд, нужно говорить о рисках утраты того, что мы имеем. Эти риски касаются ОПК, в частности системы ценообразования при гособоронзаказе. Порочная практика – 20% плюс 1%. 20% на то, что ты делаешь сам, 1% на то, что ты получаешь по кооперации, наценка приводит к тому, что предприятиям выгоднее организовывать на своей базе не всегда эффективные производства. В результате мы получаем рентабельность по ГОЗ всего 4-5%, только лишь предприятия, которые участники Военно-технического сотрудничества и за счет экспорта имеют большую выручку, могут выводить общую рентабельность на 15-20%, все остальные предприятия вынуждены существовать в парадигме крайне низкой рентабельности, которая не позволяет не только не обеспечить достойной зарплатой, но не позволяет проводить технического перевооружения полноценного, не позволяет осуществлять перспективные и поисковые исследования.

В условиях, когда после 2019 года объемы ГОЗ сильно сократятся, когда мы должны идти не по пути конверсий – по этому пути мы уже ходили, это завершалось всё сковородками и соковарками – необходима диверсификация ОПК и производства высокотехнологичной гражданской продукции. Президент сказал – 30%. На самом деле, нужно говорить о более амбициозных планах. В этих условиях важная задача при формировании стратегии, Константин Анатольевич, прошу это учесть, рассматривать элемент ценообразования в том числе и по ГОЗ как важнейший элемент сохранения ядра высокотехнологичной промышленности и его конкурентоспособности.