Азбука не того вкуса

Дата публикации: 14.10.2016

Сферу розничной торговли продуктами питания все больше прибирают к своим рукам сетевые супермаркеты, вытесняя мелкие продовольственные магазинчики. Сети конкурируют только между собой, да и то во многих случаях эта конкуренция весьма условна. По сути, сети стали монополистами розничного рынка, а это, в свою очередь, приводит ко многим негативным последствиям.

Так, только в минувшем сентябре в отношении торговых сетей «Ашан», «Атак», «Оливье», «Азбука вкуса», «Метро», «Мираторг» Федеральной антимонопольной службой были возбуждены дела об административных нарушениях за отсутствие прозрачности с поставщиками. «Нарушения торговых сетей выразились в отсутствии информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, которую они должны были разместить на своих сайтах», — сообщила пресс-служба московского областного  управления ФАС России. В ведомстве добавили, что юридическим лицам, нарушившим закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», грозит штраф от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Продавать свои товары в торговых сетях с их огромным оборотом мечтают многие производители,но попасть на их прилавки зачастую по силам только крупным компаниям. И массовое возбуждение административных дел против торговых сетей Подмосковья наглядно подтверждаетжалобы фермеров и других малых и средних сельхозпроизводителей, что розничные монополисты отказывают им в договорах на реализацию продукцииили по надуманным основаниям, или требуют взяток за доступ к прилавкам.

«Крупные сети недоступны для небольших кооперативов, фермеров. Только входной билет туда стоит 200-300 тысяч рублей. Кроме того, товар нужно привозить расфасованным, упакованным. А для этого надо нанять фасовщиков, оборудование купить. Столько денег у нас просто нет», — сетует известный свердловский сельхозпроизводитель, председатель СПК «Галкинский» Василий Мельниченко.

Но самые серьезные нарушения продовольственных сетей – это торговля фальсификатом и некачественными продуктами, которые просто опасны для здоровья.И таких примеров по всей стране, к сожалению, множество.

Например, в Свердловской области самыми массовыми нарушениями, которые находят в сетевых продовольственных магазинах, — это продажа просроченных продуктов, нарушение условий хранения продовольственных товаров и неудовлетворительная работа холодильников. За подобные нарушения торговым сетям только за последние полгода было выписано штрафов более чем на девять миллионов рублей, сообщили в областном управлении Роспотребнадзора.

Аналогичная ситуация в Челябинской области. Там, к слову сказать, подобные нарушения были зафиксированы вмагазина всех продуктовых сетей, присутствующих в регионе. В Пермском крае первое место по количеству жалоб занимает «Пятерочка».А вХанты-Мансийском автономном округе люди, покупавшие салаты в магазинах сети «ОКей», заболели сальмонеллезом. Выписанный же за это массовое отравление штраф составил всего 54 тысячи рублей.

В Ульяновске недавно в «Ашане»продали партию заплесневелого  сыра, не пригодного к употреблению. А в Волгограде в одном из супермаркетов  того же «Ашана» покупатели обнаружили в мясном фарше чьи-то косматые волосы.  В Сыктывкаре несъедобные продукты были найдены в сети  «Пятерочка».

Еще чаще в торговых сетях можно нарваться на некачественные молочные продукты. Так, минувшей весной общественная организация «Росконтроль» поймала Danone на поставках в торговые сети некачественных и опасных для здоровья йогуртов. Судя по всему, ритейлеры брали негодную молочку от «уважаемого» поставщика без разбору и без проверки.

Нет никакой гарантии качества продуктов и в супермаркетах премиум-класса. Так, потребители уже давно жалуются на  столичную сеть «Азбука вкуса». «Не так давно купил кусок мяса в супермаркете «Азбука вкуса». Приехал домой, приготовил, съел. Через некоторое время мне стало плохо, боль в животе, диарея, температура. Оказалось – сильнейшее отравление», — сообщает покупатель «Азбуки».

Впрочем, это не редкость, когда крупные торговые сети переклеивают этикетки с датами упаковки и сроками хранения на скоропортящихся продуктах, используют просроченную продукцию в салатах, делают фарш из мяса с душком, а тушки непроданных вовремя кур жарят на гриле.

Такое отношение к покупателям торговые сети позволяют себе не только в провинции, но и в столице. То есть, некачественная еда — это не исключение, а, скорее, норма, которая, кстати, не вчера появилась, а существует уже многие годы.Так, например, в Москве на интернет-портал «Наш город» с сентября 2014 по июль 2015 годов поступило около 700 жалоб от покупателей на сетевые магазины, и более половины из них — о торговле продуктами с истекшим сроком годности. В результате контрольные органы изъяли около 600 кг просроченных продуктов, а торговые сети, торговавшие протухшими продуктами: «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и другие, — были оштрафованы Роспотребнадзором.

И эта ситуация не меняется годами. Например, и пять лет назад в столице торговые сети массово торговали просроченной едой. По официальным данным, озвученным в ноябре 2011 года в Мосгордуме на круглом столе под названием «Качество и безопасность пищевой продукции на потребительском рынке столицы», качество продуктов на пути от производителя до прилавков столичных магазинов снижается почти в 50 раз.

«0,2 процента составляет доля некачественной продукции на стадии производства, при этом 9,5 процента продуктов питания в столичных магазинах не соответствует нормативам», — заявил тогда главный санитарный врач Москвы Николай Филатов.

По его словам, за первые десять месяцев 2011 года было забраковано семь тонн продуктов питания.

О еде сомнительного качества говорил и тогдашний заместитель главы департамента торговли и услуг Москвы Дмитрий Краснов.

«Согласно проведенному нами опросу, около 70 процентов москвичей жалуется на некачественные и фальсифицированные продукты питания», — подчеркивал Краснов.

Другими словами, 70 процентов москвичей тогда покупали некачественные продукты!

Как видим, если что и меняется в подходе торговых сетей к продаже продуктов питания, то только в худшую сторону.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков вообще считает, что в Москве большинство продаваемых в сетях продуктов — лишь условно съедобные. По мнению эксперта, если бы продавцы работали с производителями только качественной еды, то ситуация на продовольственном рынке сразу изменилась бы в лучшую сторону. Но ритейлеры, как и поставщики в основном конкурируют между собой только в цене. Впрочем, делает оговорку эксперт, нельзя сказать, что торговые сети совсем уж не следят за качеством продаваемых ими продуктов.

«Ритейлеры уже давно создают свои отделы контроля качества, но это совсем не помогает. Понятно же, что тестовые образцы от поставщиков всегда идеальны. Не секрет, что на производствах всегда есть специальная партия тестового товара — натурального и вкусного. Но вот как только тест пройден, поставлять начинают черт знает что», —  говорит Аншаков.

А недавно представители торговых сетей сообщили, что вообще не хотят отвечать за качество продуктов, которые продают в своих магазинах. Это заявление прозвучало в ответ на информацию о том, что Роспотребнадзор разработает поправки в федеральный закон, которые предполагают установление ответственности за изготовление и (или) оборот фальсифицированной пищевой продукции. По мнению ритейлеров, ответственными за некачественный товар на прилавках магазинов должны быть не они, а поставщики продукции.

Это заявление сетевой торговли, честно говоря, напоминает басню о лебеде, раке и щуке. Свою маржу за продажу товара они получать согласны, а вот отвечать за то, что продают — не хотят. Это, как если бы магазины электроники продавали непоказывающие телевизоры или автосалоны втюхивали бы неездящие автомобили, — мол,мы здесь ни при чем, нам главное продать, а претензии — к производителю.

А вот в Хабаровском крае все участники процесса: производители продуктов питания, поставщики, торговые сети, — нашли общий знаменатель своей совместной работы. Они решили подписать «Кодексдобросовестных практик», в рамках которого будут закреплены обязательства сторон по исполнению новой редакции закона «О торговле».

«Подписать кодекс планируют все участники рынка. Это 274 торговые сети и около 300 производителей продовольствия, которые возьмут на себя публичные обязательства добросовестно исполнять нововведения, быть максимально честными, выстраивать прозрачные и добросовестные отношения, не допускать необоснованного роста цен», — подчеркнул председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности края Николай Крецу.

По оценке экспертов, эта интересная инициатива хабаровчан заслуживает как минимум пристального внимания их коллег во всех остальных регионах страны.

Напомним, что 15 июля 2016 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О торговле», среди которых: снижение максимального размера вознаграждения торговым сетям с 10 процентов до 5 процентов, сокращение максимальных сроков отсрочки платежей за поставленный товар с 10-45 до 8-40 дней, а также запрет на создание дискриминационных условий для поставщиков продукции, ужесточаются штрафные санкции.

Вот только помогут ли эти изменения в законе исправить нездоровую ситуацию в продуктовых сетях? И гарантируют ли они появление качественных продуктов на столах россиян?

Источник публикации: Политика.ру