Деньги без бочки

Дата публикации: 22.01.2016

Российские чиновники не первый год трубят о необходимости слезть с «нефтяной иглы». И, казалось бы, в нынешних условиях, когда цены на нефть ежедневно бьют антирекорды, а бочка Brent опустилась ниже 30 долларов, у России просто не остается другого выхода. «Лента.ру» разбиралась, какая продукция в перспективе поможет реализовать эту мечту.

Минфин в сентябре прошлого года прогнозировал на 2016-й небывалое снижение доли нефтегазовых доходов в российском бюджете — до 21 процента, в то время как еще три-четыре года назад они стабильно превышали 50 процентов. Эксперт «Алор Брокер» Кирилл Яковенко отмечает, что проблема падения нефтяных котировок для России является скорее положительным стимулом для развития несырьевого экспорта, нежели шагом к крушению экономики. Он обращает внимание, что в последние два года доходы от несырьевого экспорта стабильно превышали объемы средств от продажи энергоносителей. Но происходило это не из-за роста популярности российской продукции за рубежом, а вследствие падения доходов от нефтяного экспорта.

Железный аргумент

Россия — один из крупнейших в мире экспортеров удобрений. Отечественные предприятия за 11 месяцев прошлого года увеличили выручку от продажи за границу калийных удобрений почти на четверть, по данным ФТС — до 2,8 миллиарда долларов. Еще 5,3 миллиарда долларов они заработали на азотных и сложных удобрениях. В январе-ноябре 2015 года иностранные покупатели приобрели около 29 миллионов тонн этой продукции у «Уралхима», «Еврохима», «Фосагро», «Акрона», «Уралкалия». Последний занимает до 15 процентов мирового рынка: лишь пятую часть он продает российским сельхозпредприятиям, остальное идет за рубеж.

Неплохие барыши приносит экспорт российским металлургам, некоторые предприятия продают за границу от 70 до 90 процентов своей продукции (например, «Норникель» и «Русал»). В 2015-м ощутимо выросли продажи за рубеж некоторых цветных металлов: алюминия — на 17 процентов, меди — почти вдвое (3 миллиона и 503,6 тысячи тонн). А вот поставки никеля на внешние рынки упали на 6 процентов. Российские предприятия экспортировали за границу за 11 месяцев прошлого года алюминия, меди и никеля в общей сложности на 10,8 миллиарда долларов. Экспортная выручка от продажи черных металлов составила 14 миллиардов.

Одной из наиболее перспективных статей российского экспорта также является продажа услуг в атомной сфере. Россия лидирует по количеству энергоблоков, сооружаемых за рубежом: в работе 34 блока. Портфель зарубежных заказов «Росатома» превышает 110 миллиардов долларов.

Тяжмаш рулит

В Минпромторге считают, что наибольшим экспортным потенциалом, помимо металлургии, обладают лесопромышленный комплекс, транспортное и энергетическое машиностроение, нефтехимия, производство и обработка драгметаллов. За 11 месяцев прошлого года Россия экспортировала древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 8,8 миллиарда долларов, а оборудования и транспортных средств — на 21,4 миллиарда.

На международном рынке работают такие гиганты тяжелого и энергомашиностроения как группа ОМЗ и «Силовые машины». ОМЗ выпускает оборудование для металлургической и горной промышленности, нефтехимии, атомной энергетики, буровые установки. Продукция поставляется, помимо стран СНГ, в Европу, на Ближний Восток, в Индию, Пакистан, Юго-Восточную Азию, Африку и Америку. «Силовые машины» производят узлы и агрегаты для тепловых, атомных и гидроэлектростанций и экспортируют их в полтора десятка стран. В портфеле компании — контракты на поставку оборудования для ТЭС и АЭС в Финляндии, Венгрии, Египте, Бразилии и других странах.

Интересуются за границей и продукцией российского авиастроения. Правда, пока ближнемагистральный Sukhoi Superjet-100 не может похвастать результатами Airbus и Boeing. Единственный крупный заказ на 20 самолетов сделала мексиканская InterJet, один Superjet эксплуатируется в Лаосе, на трех летает индонезийская Sky Aviation. Но шанс закрепиться на международном рынке у самолета есть: в мае Россия и Китай договорились о создании лизинговой компании, которая займется продвижением Superjet в КНР и в странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, в октябре «Гражданские самолеты Сухого» договорились о поставке 15 бортов ирландской авиакомпании CityJet.

Спустя месяц после подписания этого контракта вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что около 100 самолетов может приобрести в течение пяти лет Иран. Тогда же замминистра промышленности и торговли России Георгий Каламанов рассказывал «Ленте.ру», что Superjet интересуются иранские авиакомпании Taban Air и Zagros Airlines.

Источник публикации: LENTA.RU