Степан Сулакшин: Российская экономическая политика не спешит возвращаться на рельсы самостоятельности

Дата публикации: 03.03.2015

В 2015 году России предстоит столкнуться с серьезными экономическими трудностями, и сегодня ресурсов для легкого выхода из кризиса практически нет. В преддверии участия в 25-26 марта в Московском Экономическом Форуме, посвященном выработке предложений, способных изменить структуру экономики, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, профессор Степан Сулакшин рассказал о том, в какой мере политика правительства и Центрального банка России обеспечивает решение назревших проблем:

– Экономическая политика российских властей, прежде всего, правительства и Центрального банка России, строго говоря, является антироссийской политикой. Ее либерально-космополитическая доктрина заложена 20 лет назад и с тех пор не менялась. Основные постулаты и целевые ориентиры этой политики заключаются в том, что российская экономика существенно деформируется в отраслевом отношении в сторону добычи и экспортной поставки сырья, главным образом, западным развитым странам. Поэтому протекционистская, неотъемлемая от государственных задач таможенная политика давно была модифицирована для вывоза сырья, продукции первого передела, металлургических слябов и заготовок, необработанной сырой нефти, газа, руды, удобрений, необработанной древесины.

Таким образом, структура экспорта за многие годы свелась к гипертрофированным сырьевым поставкам с низкой удельной добавленной стоимостью и, соответственно, к уменьшению, буквально до единиц процентов в доле экспорта, машинотехнической продукции, продукции химической промышленности, транспортного машиностроения, станкостроения и т.д. Что бы ни говорилось о реиндустриализации, о модернизации, это происходит и в настоящее время.

Существует важный экономический показатель – ширина отраслевого спектра выпуска и инвестиций, который в настоящее время продолжает сокращаться. Сегодня инвестирование становится более адресным, в приоритете остаются сырьевые отрасли и отрасли, занимающиеся первичной низкопередельной переработкой.

Второй существенный момент, касающийся так называемой российской экономической политики – это организация поставок в Россию продукции с высокой добавленной стоимостью, конечной сборки и конечного потребления. Импортизация потребительского и инвестиционного рынка России в некоторых товарных группах достигает практически 100%. Это поставка компьютеров (99%), программного обеспечения (94%), продовольствия (на уровне 30%), труб, а также транспортных средств: самолетов, вагонов и локомотивов и т.д. Это означает, что происходит системная реконструкция российской национальной экономики.

Для подобного рода реконструкции российские политики принимают системные меры. Главнейшие из них можно назвать: во-первых, производится сокращение российского суверенного денежного оборота примерно в 4–5 раз. Вместо рублевого оборота российская экономика и российский ВВП поддерживается валютным несуверенным оборотом путем сокращения эмиссии Центрального банка РФ. В итоге рублевая масса к ВВП составляет уже всего 42%, тогда как оптимальное соотношение равняется примерно 150%, как в Китае и других быстрорастущих экономиках стран мира.

Во-вторых, российский Центральный банк осуществляет политику торможения развития реального сектора России. С этой целью он формирует ставку рефинансирования и ключевую ставку по формуле «инфляция плюс».

Инфляция – это ценовой индекс для потребительских товаров. Развитие экономики происходит не на потребительском рынке, а на инвестиционном, где приращиваются основные фонды, где складываются рабочая сила, энергия, технологии, логистика, управление и рождается добавочная стоимость. Для этого необходим кредит инвестиционный, безналичный. Этот кредит российский Центральный банк фактически уничтожил, поскольку с учетом реальной рентабельности секторов отраслей высоких норм переработки и ставки рефинансирования кредит недоступен. В лучшем случае российский бизнес в этих отраслях берет кредиты за рубежом в валюте, что означает постепенный и необратимый переход на западные стандарты, комплектации и оборудование, а в конечном итоге – на некомпенсируемую зависимость от иностранного валютного кредита. Запад, придумавший эту разрушительную деформацию для российской экономики, естественно, перешел к санкционному режиму и перекрыл доступ на рынки финансового капитала за рубежом. В результате развитие российской экономики фактически прекращается. Останавливаются предприятия, замораживается выпуск продукции, люди увольняются.

Никакого выходы из этой ситуации не будет, пока политика Центрального банка России, которая по существу является антигосударственной диверсией, подпадает под квалификацию статьи 275 Уголовного кодекса «Государственная измена». Но принимая во внимание то, что Центральный банк России и президент страны эту политику в последнее время настойчиво воспроизводят и утверждают, что она единственно правильная, нужно понимать, что Россию ждут более тяжелые экономические проблемы. Правда, есть надежда, что понимание все-таки на высшем уровне появится, ставка рефинансирования будет устанавливаться иначе, а объемы кредитного портфеля в системе коммерческих банков России восстановятся. Налогообложение будет регулироваться, государственные субсидии будут преференцированы для отраслей конечной сборки высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью, а производство и экспорт необработанного сырья, напротив, будет сдерживаться.

Совершенно очевидный нереализованный резерв России – переработка сырья на месте. Кроме того, текущая операционная прибыль от экспорта может быть направлена на создание не новых экспортных труб, а на создание в стране нефтегазохимической отрасли с последующим вывозом продукции с высокой добавленной стоимостью. Налоговые регуляции должны сделать выгодным производство самолетов, а не титановых болванок, которые с удовольствием потребляет Boeing. Килограмм этой титановой болванки стоит в сотни раз меньше, чем килограмм «Боинга». Иными словами, российская экономическая политика на сегодня предельно ошибочна, системно опасна для страны, представляет из себя контрроссийский проект, который был разработан в 90-е годы западными странами, имевшими тогда большие возможности по форматированию российской политики.

Сегодня Россия восстанавливает свой суверенитет, президент Путин поворачивает страну на рельсы самостоятельности. Политическая решимость видна, но пока совершенно не заметны изменения в финансовой сфере и реальном секторе экономики, включая промышленную политику. Правительство пока демонстрирует предельную беспомощность, что вытекает из анализа антикризисного плана, в котором ставка делается на внешние инвестиции, что было ошибкой все эти годы. Поэтому в сложной ситуации грустный диагноз сосуществует одновременно со сдержанным оптимизмом и надеждой, что санкции заставят страну перестроить свою государственно-экономическую политику на суверенный, современный и результативный вариант.

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ