Технику из Европы укупить сложно

Дата публикации: 24.07.2014

Причин тому несколько – невысокая рентабельность большинства хозяйств, так что далеко не все в состоянии выделять значительные средства, как того требуют задачи технического и технологического перевооружения АПК. Свою лепту в процесс торможения вносит и девальвация рубля относительно евро и доллара. Еще одна причина – те крупные агрохолдинги, которые в различных формах способны дотянуться до субсидированных бюджетных денег из федеральной или региональной казны, уже в значительной степени насытили свои хозяйства современной техникой, как правило, импортного производства.

Именно эти структуры (опять же за государев счет) за последние 10 лет оказали поддержку производителям сельскохозяйственной техники Европейского Союза в размере $11 млрд. Большая часть этих средств поступила на счета производителей сельскохозяйственной техники и оборудования ФРГ и стран Бенилюкса. Немецкие компании продали в российский АПК машин и оборудования на $5,9 млрд, голландские и бельгийские – на $1,7.

Однако, по данным Ассоциации Росагромаш, начиная с 2011 года спрос на все импортные сельскохозяйственные машины падает. В частности, если в 2011 году в Россию было ввезено из Германии сельхозтехники на сумму $831 млн, то в 2012 - на $750 млн., в 2013 году - на 678. В 2014 году импорт машин из Германии также сократится и, по прогнозам Ассоциации Росагромаш, не превысит $550 млн. долл.

Но не только падением платежеспособного спроса объясняется сокращение импортных поставок сельхозтехники в АПК России.

По мнению директора Росагромаш Евгения Корчевого, за последние 5 лет произошел значительный прогресс в развитии собственного производства сельскохозяйственной техники. Российские производители самостоятельно разработали и освоили производство более 3000 новейших моделей сельхозтехники, модернизировали производство, повысили производительность труда и наращивают экспорт. Государство также стимулирует развитие производства. Утверждены Государственная программа развития сельского хозяйства и программа развития промышленности до 2020 года.

К сожалению, до настоящего времени многие зарубежные производители предпочитают напрямую ввозить технику в Россию или создают видимость производства за счет «отверточной сборки». При этом, в отличие от российских производителей, они требуют для себя всяческих льгот. Это несправедливо. Наша задача, создать равные условия для всех инвесторов, как российских, так и зарубежных.

Впрочем, несколько дополняя сентенции директора Росагромаш, можно сказать, что есть весьма позитивные примеры стратегических производственно-экономических действий зарубежных сельхозмашиностроительных компаний на российской территории. Взять хотя бы деятельность компании John Deer по углублению процесса локализации на заводе в Оренбурге.

Можно сказать, что там был продемонстрирован абсолютно хрестоматийный пример вхождения иностранного производителя в рынок России. Начав с отверточной сборки ограниченного числа моделей почвообрабатывающего оборудования, компания постепенно расширяла свое местное производство. А в связи с недавним пуском линий сварки и окраски, по сообщению Дмитрия Новгородова, директора филиала компании в Оренбурге, локализация производства перевалит за семьдесят процентов. А это вполне позволяет претендовать на участие в российских программах поддержки.

Впрочем, приведенный пример далеко не исключение. Сегодня в нашей стране активно работают практически все крупнейшие мировые производители сельхозтехники, такие как John Deere, New Holland, Claas. Осенью прошлого года промышленная группа "Русские машины" и американская корпорация AGCO подписали соглашение о создании в подмосковном Голицыно СП по выпуску сельхозтехники.

На этом фоне, по крайней мере, странными выглядят заявления ряда европейских производителей о некоей «дискриминации» в России.

Очевидно, они привыкли к тому, что наша страна до не очень давнего времени не слишком-то была заинтересована в защите интересов своей отечественной промышленности.

Так, ассоциация европейского бизнеса /АЕБ/ на днях выразила обеспокоенность «дискриминационным подходом» в отношении иностранных производителей сельскохозяйственной техники в России. Недовольство ассоциации вызывают, в частности, квотирование ввоза иностранных комбайнов и угроза введения "утилизационного сбора" для сельхозтехники. Об этом говорится в заявлении АЕБ.

В октябре 2013 года коллегия Евразийской экономической комиссии /ЕЭК/ установила квоту на ввоз зерноуборочных комбайнов и их модулей, которая для России на 2014 год составила 424 машины. Ограничение ввоза комбайнов на территорию стран Таможенного союза введено в качестве временной защитной меры сроком на три года в связи с резким ростом импорта этой техники в страны Таможенного союза /РФ, Казахстан и Беларусь/ в 2009-2012 годах.

"Введение подобной квоты нарушает принципы свободной торговли в целом: оно сопровождалось многочисленными нарушениями в ходе исследования и оценки состояния рынка комбайнов. Это привело к невозможности импортировать достаточное количество комбайнов к началу полевых работ. Ситуация вынудила некоторых ведущих производителей комбайнов обратиться в ЕЭК с просьбой отменить квоту", - говорится в заявлении АЕБ.

В ЕЭК пояснили, сообщило агентство ИТАР-ТАСС, что расследование, предварявшее введение временной защитной меры, "проводилось в строжайшем соответствии с нормами и правилами ВТО". "Все заинтересованные стороны принимали участие в данном расследовании", - добавил представитель ЕЭК. По данным ЕЭК, в течение 2009 - 2011 годов объем импорта зерноуборочных комбайнов в страны ТС в абсолютных показателях вырос на 19,9 проц. Эти тенденции в 2012 году усилились, что привело к значительной потере рынка и прибыли отечественными компаниями-производителями сельхозтехники. Кроме того, ранее в ЕЭК и российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" заявляли, что некоторые иностранные компании ввозят комбайны в обход квоты,увеличивая степень разукомплектования техники /разбирая на более мелкие узлы/.

В АЕБ также обращают внимание на то, что правительство РФ обязывает компании увеличить уровень локализации до 50% и выше, и "многие компании пытаются достичь этого уровня, но данный процесс требует продолжительного времени". "Дискриминационными" по отношению к иностранным производителям сельхозтехники в АЕБ также считают условия получения федеральных субсидий.

По мнению компаний-членов ассоциации, негативно скажется на работе иностранных производителей одобрение проекта постановления правительства РФ, предусматривающего, что производители комбайнов смогут получать паспорта на свою продукцию только в случае получения заключения от Минпромторга РФ о соответствии производственным спецификациям.

Ну, что тут можно ответить!

Защита собственного рынка – первейшая задача любого государства. Кто из россиян хоть раз пытался продать собственные изделия в Европе, хорошо знает, какими бюрократическими, техническими, экологическими заборами отгорожены они для проникновения наших компаний. При этом к месту и не к месту на Западе любят твердить мантры о «равной конкуренции», хотя многажды доказано, что в России в силу целого ряда обстоятельств оказывать такую поддержку собственному бизнесу, как это принято в Евросоюзе пока трудно.

Так что меры России по защите внутреннего рынка (которые, кстати, полностью укладываются в принятые в ВТО правила) как раз и выравнивают условия той самой пресловутой конкуренции. А то ведь можно договориться до того, чтобы потребовать от нас, как говорится в известной народной пословице, «Жену отдать дяде, а самому….»


Эксперт МЭФ Павел Улько 

Источник публикации: AgroNews