Константин Бабкин: Мы готовим почву для поворота в экономической политике

Дата публикации: 04.06.2014

«Снижение налогов способно продвинуть страну вперед. Пока мы наблюдаем дальнейшую деградацию регионов», – уверен Константин Бабкин, сопредседатель Московского экономического форума, президент Промышленного Союза «Новое Содружество». Почему в России нет разумной налоговой политики и как эксперты МЭФ планируют улучшить ситуацию в стране, Константин Бабкин рассказал в интервью «РР».


– Константин Анатольевич, на состоявшемся в марте Московском экономическом форуме шла речь о снижении налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики. Почему МЭФ выделяет эти сегменты промышленности как в первую очередь нуждающиеся в облегчении налогового бремени?

– Несырьевое будущее России – это идея, которая объединила экспертов на Московском экономическом форуме. У России есть огромный потенциал, но ей не хватает разумной экономической политики. Она должна быть нацелена на созидание и развитие несырьевого сектора. Если данная сфера будет развиваться, исчезнет масса проблем, среди которых – безработица. Произойдет развитие экономики, люди будут богатеть, страна станет привлекательнее, можно даже сказать, могущественнее. Россия сможет тратить больше средств на социальную составляющую.

Инициативы, высказанные на МЭФ, направлены на развитие несырьевого сектора, и главный шаг, который необходимо сделать для достижения поставленных целей, – снижение налогов и ввод инвестиционных льгот. Таким образом, предполагается, что предприятия, которые вкладывают средства в развитие производства – покупают станки, производят научные исследования, инженерные разработки, – будут платить меньше налогов или не будут подвергаться налогообложению.

– Каковы, на Ваш взгляд, причины неразумного налогообложения в России?

– Наше правительство в целом руководствуется ложными установками. Можно почитать труды экономистов, посмотреть на деятельность министров, и сразу станет понятно, что для них важны международные рейтинги, членство в ВТО, подавление инфляции, накопление стабфонда. Другими словами, их интересует то, что с развитием производства никак не связано. Зачастую их ценности противоречат несырьевому развитию и созиданию. Несырьевое развитие не является приоритетом развития для правительства, и это печально. В условиях кризиса государство повышает кредитные ставки, не стимулирует развитие промышленности.

Некоторые члены Правительства делают все, чтобы Российская Федерация превратилась в сырьевой придаток Запада. Они готовы на все ради того, чтобы добывалось больше нефти и газа, которые без остановки в нашей стране летят за рубеж. Правительство повышает налоги, загоняет сельское хозяйство в угол, лишает смысла созидательную деятельность в России. Сегодня народ «подсаживается на сырьевую иглу», лишаясь возможности еще где-либо работать. Такая экономическая политика недружественна России. И это необходимо исправить.

– Поддерживают ли предложения экспертов МЭФ в правительстве?

– Пока заметного отклика мы не наблюдаем. К сожалению, практика показывает, что инициатива, не одобренная правительством и правящей партией, имеет мало шансов на успех. Поэтому мы подготавливаем почву для того, чтоб в экономической политике произошел серьезный поворот. Когда каждый будет знать, что изменение экономического курса возможно и необходимо, эти изменения произойдут. Сейчас важно продолжать нашу работу в усиленном режиме.

В настоящее время существует концепция закона об увеличении льгот. Мы уже передали ее в Государственную Думу, но пока не наблюдаем ответной реакции. Над данным законопроектом работает партия «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым. С руководителем фракции «СР» сотрудничает также эксперт МЭФ по налоговой политике, автор многочисленных публикаций по этой теме Михаил Абрамов. У него есть конкретные предложения по налоговым стимулам для предприятий.

– По словам Михаила Абрамова, в существующей методике расчета НДС заложены большие возможности для уклонения от уплаты налога. Как эксперты МЭФ предлагают изменить систему НДС?

– Действительно, сегодня учет НДС совершается косвенно. На предприятиях существует большой документооборот, эта масса бумаг создает большое количество лазеек, через которые можно уходить от уплаты. Вести учет НДС необходимо прямым методом. Нужно упростить налоговый учет – в этом и состоит основная идея экспертов МЭФ. Также необходим ввод дифференцированной уплаты НДС. Существует определенная закономерность возврата НДС экспортерами сырья. Чтобы стимулировать производство, предлагается снизить для экспортеров НДС. Нефть должна оставаться в России, чтобы энергоносители стоили дешевле, чем на мировом рынке.

– Повлияют ли данные изменения на показатель собираемости НДС, который в настоящий момент не превышает 50%?

– Безусловно, повлияют, и в лучшую сторону. Мы предполагаем, что уменьшится количество уклонений от уплаты налогов, соответственно, возрастет их собираемость. Также если данные изменения будут происходить на фоне снижения налога на прибыль, на заработную плату, произойдет снижение отчислений в пенсионный фонд, если народ будет видеть, что государство не стремится забрать у него последнюю копейку, то собираемость будет расти. До 100% собираемости мы, конечно, не доберемся, но уровень ожидается гораздо более высокий: порядка 8090%.

– Расскажите, с какими проблемами сегодня сталкиваются налогоплательщики?

– Налоговая схема, существующая в России, несколько сложна. Основная трудность в том, что в основном все налоги платят юридические лица. То есть человек, который работает на предприятии, получает заработную плату с учетом всех налогов, которые за него заплатила компания. В других странах действует иная схема: работодатель выдает на руки всю сумму, и налоги платит каждый работник самостоятельно.

Эта схема является более простой, потому что существующая система предполагает существование нескольких видов отчетности: бухгалтерский учет для внутреннего потребления, налоговый учет для сдачи в налоговую полицию, управленческий учет. Бухгалтерский и налоговый учеты слабо связаны с реальными бизнес-целями предприятия. В том случае, если предприятие имеет зарубежных инвесторов, учет необходимо вести по международным стандартам финансовой отчетности. Все эти учеты создают лишнюю работу для специалистов предприятия.

Однако если учет на предприятиях будет вестись по европейским стандартам, это позволит избавиться от многих проблем. Прежде всего, предприятию нужно будет вести всего один учет вместо трех-четырех. Налоговый инспектор не будет больше гоняться за недобросовестными предприятиями и гражданами, он, скорее, станет кем-то вроде налогового консультанта, помогающего гражданам заполнять декларации. Налоговая система станет более понятной.


– Как планируется достичь прозрачности налоговой системы?

– Необходимо упростить всю документацию, перевести ее в электронный вид и сделать так, чтобы граждане сами платили налоги, потому что это будет выгодно всем.

Наше правительство преследует в этом направлении ложные цели и уделяет внимание не тому, чему надо.

Необходимо перенимать опыт зарубежных коллег. Страны Запада стали сильными именно потому, что учились друг у друга. Нам необходимо смотреть, как живут другие, принимать полезное и отвергать неприемлемое. Существует масса стран, которые имеют более эффективную экономическую политику. Чтобы в России экономическая политика также стала разумной, необходимо внимательно изучить опыт зарубежных стран.

– В других странах распространены специальные льготные условия для регионов. Можно ли применять подобную практику в нашей стране?

– Россия – это страна, на территории которой различаются и климатические, и географические условия. Задача государства – корректировать развитие всех регионов. Государство должно быть своего рода дирижером, под контролем которого находится весь оркестр.

Налоговые льготы для отдельных регионов могут быть важным и эффективным инструментом, направленным на их развитие. Сейчас ведется много разговоров о развитии Крыма, Дальнего Востока, Сибири. Но все это выливается в создание государством очередных госкорпораций в этих регионах.

На самом деле, масштабные государственные инвестиции не дают реального толчка, деньги тратятся неэффективно. Если бы налоги для предприятий снизили или отменили, граждане задумались бы о том, чтобы переехать, перенести свое производство на Дальний Восток, например. Снижение налогов освободило бы бухгалтеров, налоговых инспекторов, на предприятие смогли бы прийти новые люди. Все это двинуло бы страну вперед. Пока же мы наблюдаем только деградацию в регионах, но необходимо знать, что все могло бы быть наоборот.

Стоит отметить, что Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФ, сначала хотел отменить налоги в Крыму, однако этот процесс замяли. Сейчас государство будет тратить огромные деньги на проекты, которые дадут намного меньший эффект, чем отмена налогов. Наши идеи слышат, повторяют, но мы пока не видим их реализации.

– Какие прогнозы Вы можете сделать относительно изменения экономического курса России?

– Сегодня миллионы людей хотят изменений. Они понимают, что так жить нельзя. В стране сегодня существует масштабный экономический кризис. Смена курса необходима и возможна, но когда она произойдет – сложно сказать. Это может случиться через неделю. Может быть, для этого потребуются годы. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы в России существовала разумная экономическая политика. Мы готовим кадры, идеи, нормативные документы. Когда страна готова будет поменять экономический курс, у нас для этого будет все необходимое.

– Спасибо за беседу, Константин Анатольевич!

Источник публикации: Регионы России