Прорыв в экономике состоится только при осуществлении мегапроектов

Дата публикации: 08.04.2014

Мы собрались здесь в то время, когда нашей стране США и Евросоюз угрожают экономическими санкциями в связи с воссоединением Крыма с Россией. Представляется, что в таких условиях важно сконцентрировать наше внимание на тех внутренних возможностях, которые способны в случае введения санкций, преодолев внешние угрозы, привести к укреплению российской экономики. Особую остроту приобретает выбор из двух альтернатив: финансовая консолидация и экономический рост. Этот выбор из теоретического, разделившего экономистов на два лагеря, стал остро значимым в практическом плане. Сегодня, казалось бы, выбор сделан. О нем твердо заявил Президент Путин. По его словам, необходимо однозначно акцентировать внимание на экономическом росте и через развитие нашей экономики сохранить ее социальную ориентацию. Такой точки зрения придерживаются также академические и не только академические экономисты.

Однако нужно сказать прямо, что этот вывод предопределяет переориентацию макроэкономики на создание условий для экономического роста. Финансовая консолидация должна этому служить. Но в действительности никакой заметной переориентации политики нашего правительственно-финансового блока не наблюдается. Несмотря на неоднократную постановку вопроса, не происходит снижение ставки рефинансирования, в результате чего кредиты банков достигают заоблачных высот. Можно ли рассчитывать в таких условиях на ускоренный экономический рост, тем более что в случае применения экономических санкций против нашей страны они неизбежно приведут к ухудшению условий кредитования американскими и европейскими банками наших производителей.

В создавшихся условиях еще большее значение приобретает проблема выбора локомотива экономического роста в России. Безосновательны расчеты на то, что его роль в нашей нынешней действительности может сыграть малый бизнес. Конечно, малый бизнес очень важен, потому что он является источником занятости населения, производства комплектующих, товаров и услуг, необходимых населению. Но прорыв в экономическом росте может быть обеспечен только крупными компаниями, большинство из которых либо принадлежат, либо контролируются государством. Этот прорыв может состояться только при осуществлении мегапроектов, и – хочу это подчеркнуть – развитии наряду с ними ОПК, где на сегодняшний день сосредоточены значительные интеллектуальные возможности.

В нынешней ситуации еще большее значение приобретают связи ОПК с гражданскими отраслями промышленности. Мы много говорим, но до сих пор в структуре исполнительной власти нет центра, занимающегося этой важной проблемой. Создан, например, Российский фонд научных организаций, но почему он не может и не должен выполнять функцию советского государственного комитета по науке и технике – ГКНТ? Это сразу же решило бы много проблем.

Безусловно, экономический рост России должен происходить на инновационной основе. Но отсутствие развитой конкуренции сказывается в том, что частный предпринимательский сектор не проявляет должной заинтересованности в технико-технологическом прогрессе. Отсюда и несопоставимые с Соединенными Штатами и странами Европы положения частного сектора в НИОКР. Роль государства при этом не может быть просто провозглашена, что мы часто делаем. Необходимо неотложно выработать и принять проект государственного участия в технико-технологическом прогрессе нашей экономики, многостороннюю программу государственного участия.

Также очевидна необходимость кардинального улучшения организационно-управленческих мер по обеспечению экономического роста. Правительство зачастую ставит вопрос о пополнении доходной части бюджета за счет сокращения социальных затрат. Однако куда большие суммы лежат на поверхности и не активизируются. Почему правительственные финансисты не могут равномерно в течение года финансировать федеральные целевые программы? Или, например, кадастровая перепись выявила, что не известны 40 % владельцев всех земель. Этот факт оборачивается недополучением больших налоговых сумм, от чего главным образом страдают региональные бюджеты.

В связи с новой обстановкой особого внимания заслуживает проект развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Этот проект невозможно осуществить без участия стран АТР, которые, как известно, не примыкают к санкциям. Даже Япония на последнем экономическом форуме устами своего премьер-министра сказала, что они стоят за развитие экономических связей с Россией. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века, но до сих пор нет комплексного – хочу это подчеркнуть – плана решения этой задачи. Мы свидетели того, что вопрос перекладывается от одного министерства в другое, и предлагаются лишь частичные меры. Обстановка требует положить конец такой волоките.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на принимаемые решения по жизненно важным балансам без соответствующего обсуждения в экспертном сообществе. Назову некоторые из них. Очевидна необходимость, например, сбалансировать размеры нашей действительной потребности в подушке финансовой безопасности с необходимостью вкладывать заработанные на экспорте нефти, газа средства в экономическое и социальное развитие. Известно, что размер фонда безопасности – 7% от ВВП, но кто рассчитал эту цифру? Некоторые весьма опытные экономисты предлагают понизить планку до 5%, а остальные средства отдать на экономический рост. Или неустановленный баланс между необходимой для производства фиксацией тарифов и сохранением средств у нефтяных и газовых монополий для их технико-технологического развития. Или определение границ, которые нельзя пересекать в приватизации в области здравоохранения, образования, культуры.

Уважаемые коллеги, я хотел бы пожелать успеха нашему Форуму, призванному, как представляется, дать серьезные рекомендации по выводу нашей страны из нынешнего нелегкого положения. Спасибо за внимание.

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ