Оживить сельские территории России

Дата публикации: 08.04.2014

Необходимые первоочередные меры Правительства России для приостановления разрушения сельских территорий и минимализации угрозы продовольственной безопасности страны.

Для нас, сельских жителей, экономика сельского хозяйства – это значительно больше, чем просто работа и заработок денег. Это наша среда обитания почти 30 млн. граждан России.

И мы считаем, что достойны того, чтобы было обеспечено качество обитания жителей сельских территорий. Чтобы они могли быть самодостаточными во всех сферах жизнедеятельности.

Кроме производства сельхозпродукции, сельская территория имеет свою главную задачу, которая заключается в воспроизводстве нашей национальной культуры, наших традиций, нашей исторической идентичности, духовного и нравственного кода нации.

Государство просто обязано принять разумную аграрную политику. Правительство должно понимать, что те точечные меры, которые в настоящее время реализует Министерство сельского хозяйства очень даже недостаточны и в корне не эффективны. Главное, что они не несут в сельские территории дух развития, и препятствуют становлению основного правила жизни – справедливости.

Чтобы выполнить пороговые значения доктрины продовольственной безопасности надо вкладывать в село 700-800 млрд. рублей ежегодно.

Наверное ни Минфин, ни даже Президент не смогут в ближайшее время поменять бюджетную политику. И все же эти средства можно обеспечить за счет принятия следующих решений:

1. Доступ к минеральным удобрениям для повышения продовольствия земель и урожайности в целом.

В каждом районе земледелия организовать площадки приема, хранения и распределения минеральных удобрений среди землепользователей. Эту функцию должны взять на себя производители минеральных удобрений в партнерстве с землепользователями и государством.

Довести использование удобрений с нынешних 20 кг до 60 кг действующего вещества на 1 гектар пашни.

Согласовать на уровне Минсельхоза цена и объемы поставок минеральных удобрений по регионам.

В настоящее время монополии производителей минеральных удобрений завышают цены кратно. (Пример: отчетная цена завода 5 300 рублей за 1 тн. селитры. Потребителю селитра достается 11 500 – 14 900 рублей за 1 тн.)

Без жестокого контроля государства невозможно наладить справедливые отношения в ценовой политике производителей минудобрений.

Вопрос настолько серьезен, что можно рассматривать национализацию заводов минеральных удобрений, в случае несговорчивости минеральных миллиардеров, продающих за рубеж стратегическую продукцию.

Такая стратегия обеспечит сельхозтоваропроизводителям около 12 млрд. рублей экономии оборотных средств и прибавку урожая на уровне 30%.

2. Доступ к горюче-смазочным материалам (ГСМ).

Предлагаем убрать с цены ГСМ предназначенной для сельского хозяйства дорожные акцизы и налоги. По справедливости. Трактора и комбайны не ездят по дорогам, а работают в поле. Этот очень существенный факт, позволит сохранить оборотных средств около 30 млрд. рублей.

3. Доступ к электроэнергии.

Установить предельную цену электричества для сельхозпроизводителей и иного производства в сельской местности 2 рубля за 1 кВт. (в настоящее время цена 1 кВт для крестьян 5-7 рублей. Промышленная энергия обходится в 2-3 рубля за 1 кВт.) Эта мера сильно поможет развитию животноводства и кормопроизводства.

4. Газификация сельских территорий.

Ускорить газификацию сельских территорий (в настоящее время 50% сельских населенных пунктов не имеет газа). Территории в которые газ заводить нецелесообразно, обеспечить эквивалентную цену электроэнергии 70-80 копеек за 1 кВт (1 м3 газа – 9,5 кВт электроэнергии)

5. Установить федеральные субсидии на приобретаемую технику для сельского хозяйства на уровне 40% от цены и выплачивать субсидию по факту приобретения техники и оборудования непосредственно крестьянам

Только такой мерой поддержки можно ускорить техническую модернизацию сельхозпроизводства.

6. Доступ к финансовым ресурсам.

Создать финансовую структуру, обеспечивающую кредитование сельхозпроизводств минимально возможной процентной ставкой. Например, ставки Центробанка + не более 2% банковская надбавка. Условия кредитования сделать более простыми и доступными для крестьян. Отсрочки платежей должны быть не менее 2 года по капитальным затратам.

7. Справедливое и равное отношении государства к разным формам и статусам сельхозтоваропроизводителей. (малые, средние и крупные).

Переориентировать программы создания мегакомплексов (свино-, птице-, КРС и т.д.) на организацию семейных ферм (30-60 коров, 100-150 овец или коз и т.д.)

Практика показала, что агрокомплексы в большинстве своем не оправдали финансовую эффективности. Они не несут в сельские территории идею развития, а зачастую являются губительными для жизни окрестных сел и деревень. На 2014 год просроченная кредиторская задолженности компаний «Мираторг», «Сибагрогрупп», «Valihop», «Русагро», «Белагрокорм» составляет от 18 до 100 млрд рублей. Сейчас около 70-80% субсидий и дотаций Минсельхоза достаются крупным агрохолдингам.

8. Доступ к кадрам.

Нехватка специалистов – это удавка на пока очень тонкой шее сельхозпроизводства. Через 3-5 лет полный коллапс с механизаторами, инженерами, механиками, агрономами и зоотехниками.

Производство просто будет остановлено. И эту задачу решаем совместно с государством, восстанавливая училища сельских специалистов.

9. Наложить мораторий на банкротство сельхозпроизводителей и иных производств в сельской местности, имеющих статус градообразующих, на период выполнения Доктрины продовольственной безопасности России.

10. Усилить работу органов МСУ в сельских территориях с целенаправлением на развитие сел и деревень через организацию местных экономик. Способствует социализации сельского населения на территории жизнедеятельности. Стимулировать работу общественных организаций, в том числе посредством привлечения их к целевым программ территориального обустройства, развития и управления. Перераспределить налоговые отчисления в местные бюджеты.

11. Сельская кооперация.

При условии решения вышеперечисленных задач, сельхозтоваропроизводители будут самостоятельно нацелены на развитие кооперации всех видов: Кредитная, сбытовая, потребительская. В нынешнем состоянии сельской экономики и взаимоотношений с государством, кооперация настоящая невозможна.

В результате принятия разумных и справедливых для всех крестьян решений и забот государства мы получим слудующие результаты к 2020 году:

· Сбор зерна – 145-150 млн. тн.

· Производство мяса – 10 млн. тн.

· Производство молока – 50 млн. тн.

· Производство сахара – 6 млн. тн.

Россия сможет при потребности обеспечить экспорт продовольствия:

· Зерно – 30 млн. тн.

· Сахар – 1,5 млн. тн.

· Растительное масло – 1,2 млн. тн.

· Картофель – 4 млн. тн.

· Мясо – 1 млн. тн.

Без радикальных мер по поддержке развития аграрного сектора следует ждать ускоренного обезлюдивания села, подрыва агроресурса, базового промышленного производства, образования очагов социальной напряженности.

Наши предложения несут предназначение в восстановлении разрушенной части российского общества – малых городов и сельской цивилизации.

Создание стимулов для заселения опустошенных российских территорий.

Богатство села и независимость Российского государства в эффективном и образованном человеческом капитале. Благосостояние и спокойствие городов России – в богатом и обустроенном российском селе.

Сопредседатель

общественного движения

народов российской земли

«Федеральный сельсовет» Мельниченко В.А.

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ