Дата публикации: 21.02.2014
Сразу отметим, что нижеследующий перечень шагов и мер основан на взглядах ортодоксальной экономической науки, сформулированных Адамом Смитом, и предполагает, что главной целью государственной политики является развитие национальных производительных сил.
Если совсем коротко, то эта цель сформулирована в самом названии труда А. Смита – «Богатство наций»: прирост «богатства», а не ВВП (последний может успешно расти за счет опустошения природных кладовых страны или в результате строительства современных «пирамид»1 - офисных небоскребов, стадионов, концертных залов, и т.д., и «нации», а не государства (в котором все основные экономические активы сосредоточены в зарубежных оффшорах и которое управляется министрами и губернаторами, предусмотрительн
Почему мы настаиваем именно на этом перечне шагов и мер? Потому что во всех предлагаемых правительством и разрабатываемых около-правительс
Наша цель иная: для начала – пока просто затормозить это скольжение страны к пропасти, а затем начать потихоньку отползать от ее края.
Что значит «сползание в пропасть»? Перечислим только очевидные факты.
Первое. Из примерно 84 млн. трудоспособных граждан России более половины для государства просто не существуют: оно их не видит как работников и налогоплательщик
Российские власти заявляют, что Россия нуждается в иммигрантах, значит этот баланс (или дисбаланс?) и дальше будет только ухудшаться (или улучшаться?).
Второе. Практически все крупные российские собственники своих детей «выращивают» за рубежом, и для России они станут безусловными иностранцами, как по духу, так и по паспорту. При этом уже сейчас практически все основные значимые предприятия России принадлежат иностранным офшорным и неофшорным фирмам – т.е., являются предприятиями иностранного капитала. Да, пока больше «по форме», но очень скоро – и по факту (как сказано выше).
Третье. Россия как государство является «федерацией», т.е., союзом земель, территорий и наций, многие из которых между собой не совсем ладят и все вместе – дружно или не совсем – не любят центральные власти. Таким образом, Россия вернулась к домонгольской эпохе, но в еще более худшем варианте: без единства в вере и с полным комплектом рисков практически по всей ее границе.. достаточно указать население с российским гражданством в Абхазии, Южной Осетии и в Приднестровье, 201 дивизию на афганской границе Таджикистана, не говоря уже о Крыме и Украине в целом. Между тем, Первая мировая война началась из-за обострения межнационального конфликта в Австро-Венгрии, а Вторая мировая война – из-за стремления Германи вернуть себе прусские земли, отторгнутые от нее несправедливым Версальским миром (и России еще повезло, что Англия и Франции все же решились объявить войну Германии – независимо от того, чем они при этом руководствовалис
А Россия все еще владеет частью Пруссии, сохраняет за собой Сахалин и все Курильские острова и удерживает реквизированные у Финляндии территории к северу от Санкт-Петербурга (кстати, в недавних дискуссиях относительно блокады Ленинграда ни разу не прозвучало, что блокада-то было немецко-финской!
Но у нас рядом есть вполне натовская страна – Турция. А представим себе, что Турция вдруг захочет восстановить свой суверенитет над Крымом - на что имеет полное и законное право, поскольку по условиям уступки ею этой территории России последняя не имеет права передавать Крым и остальные территории бывшей Оттоманской империи никакой другой иностранной державе). И что тогда будет делать Россия? Подвергать атомным бомбардировкам Стамбул и турецкие курорты? А если население Чукотки или Калининграда на мирном референдуме решит отделиться от Р-Федерации и вступить, соответственно, в Ю.С. Союз или в Немецкий Бунд, то бомбить будем своих или сразу Вашингтон и Берлин?
Да. Пока все эти вопросы – только на бумаге, но точно также все выглядело и в преддверии обеих мировых войн. Ведь о Хельсинкских соглашениях, провозгласивших незыблемость границ в Европе, никто уже и не вспоминает. Да, европейцы сейчас не хотят мждуусобных войн – но Югославию разгромили самым наглым образом. А к России у них всегда особе отношение. Гитлер уничтожил многие миллионы русских и более трети населения Белоруссии, а Германия признает только Холокост в отношении евреев (но при этом помалкивает в отношении шествий бандеровцев и прибалтийских фашистов, как раз особенно отличившихся в преследовании евреев на своих территориях).
Таким образом, мы видим, что Россия сама, усилиями своих властей и руководителей, поставила себя в чрезвычайно уязвимое положение – в национальном, в социально-эконом
И как все это можно описать – уже даже и не балансирование на краю пропасти, баланс можно удерживать, если есть за что ухватиться, на что опереться. И если мы воюем внутри страны, то можем ли мы рассчитывать, что чеченцы, например, будут стоять насмерть при очередной обороне Бреста или осаде Санкт-Петербурга
Итак, что мы сейчас видим в действительности
Нынешнее время – похоже, последний этап двух-ходовки, направленной на уничтожение нашего народа. На первом этапе, после 1917 года, были уничтожены казаки, священники и самостоятельные сельхозпроизводи
И что мы можем сделать в этих условиях? Обычно предлагаются два подхода. Первый – искать, кто виноват. Второй – изобретать все новые и новые подпорки для поддержания систем и моделей, заведомо не способных изменить ситуацию.
Мы предлагаем путь реализма – сложный, не без рисков, но обеспечивающий реальное улучшение ситуации при реализации каждого, даже только одного шага, включенного в наш план действий. А если удастся сделать сразу несколько шагов – то можно ждать мощного кумулятивного эффекта, существенно облегчающего реализации остальных, последующих шагов, мер и действий. Конкретно предлагается следующее.
1. Необходимо немедленно приступить к реализации программы реиндустриализац
2. Перенос основной части налогового бремени из сферы производства в сферу обмена и потребления (отмена НДС в сфере производства средств производства, введение НДС для предприятий финансового сектора, отмена налога на имущество, вначале – для сферы машиностроения, и далее – вообще для всех предприятий производственной сферы, отмена прямого налогообложения для сельскохозяйстве
3. Перевод добычи нефти и газа на «операторские контракты», при которых компании-операто
При этом принципиально важно, что эти «доходы» представляющие собой в реальности не «доходы», а просто возмещение утраты части национального богатства – ни при каких условиях не могут использоваться на погашение текущих расходов государственного бюджета. Правительству же будет предложено реализовать свою бюджетную политику на основе обязательного балансирования бюджет – его текущие расходы в каждом году должны точно соответствовать сумме его текущих доходов.
Фонд, формируемый за счет поступлений от продажи запасов из природных кладовых, используется для финансирования проектов, в первую очередь, в сфере инфраструктуры и на реализацию самоокупаемых инновационных проектов. Управление ресурсами фонда осуществляется Советом, подотчетным Государственной думе.
4. Одновременно реализуется программа радикального сокращения бюджетных расходов. Если взять за пример практику развитых западных стран, то такое уменьшение составит не менее 40 % - 50 %. В частности, следует исключить дублирование и избыточность в структурах государственных органов (устранить систему «двух правительств» - к примеру, в США нет премьер-министра
Одновременно следует существенно сократить состав и аппарат центральных ведомств – установив лимиты до 300-500 сотрудников для каждого министерства (как это было в СССР – когда министерства осуществляли реальные управляющие функции в отношении подведомственных им предприятий и организаций). Для сравнения можно привести пример Швеции, в которой большинство министерств имеет не более 150-200 сотрудников, а все их нужды эффективно обслуживает одно-единственно
Кроме того, в общегосударствен
Наконец, в целях общей оптимизации управленческой деятельности следует отказаться от бесплатной раздачи квартир чиновникам (в США, например, при смене президента меняется и примерно 3 тыс. высших чиновников, но никого из них – исключая самого президента - не снабжают государственной квартирой), сократить и упорядочить так называемые «социальные пакеты», отменить персональный транспорт вместе с персональными водителями (в той же Швеции, например, король, когда был помоложе, сам водил им же купленный автомобиль и никого не удивляет, когда глава министерства прибывает на работу на собственном велосипеде).3
5. Финансовой эффективности у нас явно недостает и в частном секторе: одних частных охранников под миллион (а ведь есть и государственная полиция – чем она тогда занимается?), у каждого мелкого гендиректора есть и свой персональный водитель, в частных структурах также трудится не менее 4-5 миллионов бухгалтеров и счетных работников, из которых не менее половины занимается исключительно составлением налоговой отчетности (для сравнения – в ФРГ один налоговый консультант легко справляется с составлением налоговых отчетов для 40-50 предприятий, в Финляндии многие малые предприятия вообще не имеют дела с налоговой инспекцией – для последней вполне хватает отчета банка, которые ведет счета предприятия-нало
6. Поражают также и суммы затрат на оплату труда чиновников и управляющих госпредприятиями
7. Общим местом стала и неэффективность госсектора в целом. Вначале чиновников то загоняли в советы директоров госкорпораций, то выводили оттуда. Результат, как мы видим, стабильный рост непроизводительн
Сейчас отрабатывается новая модель – так называемого «государственно-
Наше предложение – создать Корпус (государственных
Такие инспектора могли бы служить в составе КФК сроком не более 15 лет, их карьера в этом период замыкается исключительно рамками КФК, но зато после выхода из состава Корпуса по выслуге лет и при условии сохранения безупречной репутации эти люди могли бы смело рассчитывать на получение самых высоких постов как в государственном аппарате, так и в частном секторе.
8. Несоразмерная затратность характерна для РФ даже и в секторе домохозяйств. Так, правилом у нас стало, что почти каждая городская семья располагает тремя объектами недвижимости: городской квартирой, дачей и гаражом. Но такое даже и в самых развитых странах могут позволить себе очень немногие. А для наших людей, и так имеющих весьма ограниченные доходы, содержание сразу всех этих трех объектов становится серьезной проблемой. Поэтому их так пугают и всякие разговоры о введении единого налога на объекты недвижимого имущества.
И самое главное – никого такое «изобилие» вовсе не радует. Надо непрерывно перемешаться между этими объектами, заботиться об их ремонте, защите от воров, и т.д. В действительности
Однако у нас власти все продолжают строить многоэтажки – в которых нормальный средний класс жить не будет (в Европе в таких домах живут только иммигранты), повсеместно строят так называемые «народные гаражи» (на Западе они называются крытые парковки и их никто не покупает – они используются исключительно для почасовой аренды), разрабатывают все новые проекты принудительного накопления средств на капремонт помещений и выдают все новые порции обещаний в отношении «легитимизации» дач и участков в садовых товариществах.
А ведь и вся проблема ЖКХ – острейшая! – связана именно с сетевыми системами обслуживания многоэтажных жилых зданий, жильцы-собственн
А Москва все идет своим путем – расширяет свою территорию новым «довеском» еще в две москвы, теперь уже забыли, с какой целью, строит новую кольцевую – по которой неизвестно, кто будет ездить (если, как сообщают, из Москвы собираются убрать все вклады транзитных грузов), застраивает пригородные лесные зоны – которые еще при советской власти специально оставили как «легкие города».
9. Иногда кажется, что в России власти намеренно отрабатывают все возможные тупиковые пути – чтобы только не взяться за разумное решение проблемы. В высшей степени это относится к проблеме пенсионного обеспечения.
На самом деле, правительственны
Все это государственные эксперты откровенно игнорируют и изобретают все новые и новые подпорки для системы, в принципе непригодной для существования. И госзаказ на эти проекты всегда находится – политики, одержимые популизмом, боятся сказать правду своему народу (как это сделал У. Черчилль в своей предвоенной речи: «Мне нечего предложить вам, кроме крови и пота… Но мы будем бороться и мы не отступим… И мы победим».
А честный ответ на проблему пенсионного обеспечения прост: если мы хотим высокие, «достойные» пенсии – для пенсионеров, то мы должны ввести высокие налоги на работников. А при таких налогах либо работники бросят работу, либо предприниматели закроют свои предприятия, либо и то, и другое вместе. Но тогда ни налогов, ни пенсий не будет вовсе. Тупик – или свет в конце туннеля, но это – свет встречного поезда.
Но на Западе есть и позитивный опыт решения этой опыта. Используя этот опыт, мы предлагаем для России следующее: а) установить единую и равную для всех государственную пенсию, в размере ориентировочно 120-150 дол., платить ее исключительно при достижении пенсионного возраста и все затраты по ее выплате взять непосредственно на государственный бюджет, без взимания каких-либо пенсионных налогов; б) определить льготные условия для формирования ведомственных и корпоративных фондов, которые бы обеспечивали дополнительное пенсионное обеспечениесвоих работников; в) установить систему налоговых льгот для сбережений граждан, используемых для их самостоятельного личного пенсионного страхования (посредством заключения договоров с частными страховыми компаниями); г) разработать и внедрить систему льгот для накопления средств граждан на долгосролчных вкладах в частных банках.
Вот все эти основные меры. В результате их применения один человек может получать одновременно до четырех пенсий. И к этому добавим, что в основе всего этого порядка изначально была заложена идея страхования. А это означает, что государство может так построить свою политику, что все больше людей к концу их трудовой деятельности станут настолько состоятельными, что им пенсия и вовсе не понадобится – т.е., страховой случай вовсе не наступит. К примеру, я лично надеюсь, что наши олигархи не будут заполнять заявления на выплату им пенсий.
И, наконец, есть еще старый и совсем не оригинальный способ пенсионного обеспечения: вырастить, воспитать и направить в жизни таких детей, такого количества и качества, что им будет вовсе не в тягость, а в радость, взять на себя полное обеспечение своих родителей. Может, это и фантастика, но помечтать невредно. А на самом деле, по-человечески – этот самый достойный способ обеспечения себя в старости, и разумное государство, заинтересованное в приросте как количества, так и качества своих граждан должно было бы ориентировать народ свой именно в эту сторону. Но пропаганда экономической самостоятельност
10. Наконец, нам пора выбираться из ловушки, в которую сами себя загнали, потребовав приема России в ВТО как развитой страны. Это был прямой обман, ни по каким объективным параметрам на статус «развитой страны» мы не тянули и не тянем. Погнавшись за ложным пафосом («участие в разного рода саммитах «семерок» и «восьмерок») мы попали под массу всяких требований и ограничений и заранее лишили себя всех положенных нам льгот. И к тому же выставили себя по посмешище всему миру, показав фокус, который явно не удался: Китай, в экспорте которого почти все – готовая продукция – развивающаяся страна, а Россия, которая экспортирует почти исключительно сырье – страна развитая.
И кто выиграл от этого вранья? Минэкономразвити
И само вступление в ВТО, разумеется, нам никак не помогло. Наоборот, Россия фактически даже не удержалась в точке где-то между развитыми и развивающимися странами, и сейчас, в лучшем случае, просто дрейфует в диапазоне между развивающимися и слаборазвитыми странами. А на самом же деле, если «очистить» российскую статистику от данных, показывающих распродажи наших природных богатств, то для России объективно следовало бы открыть особую рубрику – «страны с деградирующей экономикой».
Отсюда можно сделать только один вывод: хватит нам обманывать весь мир (себя-то нам обмануть не удастся), тем более, что от этого мы только теряем. Реально нам сейчас надо потребовать от ВТО перевода России в категорию «развивающихся стран» (и даже это – для России аванс), с соответствующим пересмотром всех условий, требований и ограничений, вытекающих из присутствия нашей страны в этой организации. Правда, сейчас уже слышны голоса, что ВТО и так уже на ладан дышит, и если не «де-юре», то «де-факто» потеряло немалую долю своего влияния (и своей эффективности). Но, на самом деле, для нас это – слабое утешение. Возможно, в отношении санкций против США или Китая ВТО и вправду оказывается мало эффективной, но Россия, как всегда – особая статья. На Россию можно навалить все, что угодно, и эффективные менеджеры из Минэкономразвити
Чтобы все расставить по своим местам в этом – и во всех остальных вопросах, нужна только воля. Конкретная воля конкретно президента РФ – а она у него есть.
Источник публикации: Пресс-служба МЭФ
Актуальные новости
12.04.2024 Материалы МЭФ-2024 доступны на сайте!
03.04.2024 Поздравляем Оксану Дмитриеву с Днём Рождения!
28.03.2024 Эдуард Бояков: России нужно вернуть лидирующие позиции
25.03.2024 Обеспечение безопасности на Московском экономическом форуме
25.03.2024 Роберт Нигматулин: Бедность — это плата за бездарную экономическую политику
22.03.2024 Телеканал ОТР - партнёр МЭФ-2024!