Из жизни правительственного дурдома

Дата публикации: 07.10.2013

Насколько можно судить, высокопоставленным чиновникам в Правительстве, без устали рассуждающим о социальной ответственности государства, модернизации, инновационном рывке и прочих высоких материях, и вправду нечем заняться. В последнее время они демонстрируют какую-то совершенно необъяснимую с точки зрения здравого смысла повышенную активность. Особенно это касается инициатив в области налогового законодательства и бюджетной политики. Мало того, что России в лучших традициях 90-х годов предстоит пройти через бюджетный секвестр (планируется урезание госрасходов федерального Правительства на 5-10% по «незащищённым статьям» бюджета, про которые президент не упомянул в предвыборных обещаниях и майских указах), так ещё полным ходом идёт процесс перекладывания социальных обязательств государства на плечи самих россиян. Стране также придется пройти через дефицитные региональные бюджеты, а также фронтальное повышение налогового бремени.

На фоне сильнейшего за последние 4 года спада производственной, инвестиционной и потребительской активности в отечественной экономике остаются «островки надежды». По крайней мере, радует позитивный настрой правительственных чиновников, которые, несмотря на трёхкратное падение темпов роста экономики (с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013г.) и скатывание отечественной промышленности в кризисное состояние (спад в обрабатывающем комплексе достигает 0,2%, а грузооборот на железнодорожном транспорте и вовсе достиг 2,9%) умудряются весело и беззаботно шутить. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович, отвечающий в Правительстве Медведева за уже успешно проваленную чиновниками модернизацию и инновации, в конце сентября умудрился блеснуть чувством юмора и весьма «удачно» пошутил по налоговому вопросу.

Сначала на экономическом форуме в Сочи он предложил выровнять ставки по НДС и НДФЛ на уровне в 15%, отметив, что это «было бы красиво». Именно внутренней красотой и внешним изяществом вице-премьер объяснил свою позицию. А, затем, когда указанное заявление вызвало переполох не только в СМИ, но и в самом Правительстве, высокопоставленный чиновник с улыбкой на лице заявил, что он просто-напросто пошутил. И не более того. А пресс-служба Правительства поспешила успокоить – по их мнению, Аркадия Дворковича не совсем правильно поняли. По мнению пресс-службы Дмитрия Медведева, это была всего лишь безобидная «игра слов» - якобы журналисты не смогли понять гениальную шутку вице-премьера и исказили смысл его слов.

И действительно, подумаешь, чиновник в ранге вице-премьера Правительства, курирующий вопросы социально-экономического развития и ответственный за модернизацию отечественной экономики, решил немного пошутить. Причём умудрился пошутить ни много ни мало двумя основными видами налогов, которые, за исключением НДПИ и экспортных пошлин на нефтегазовое сырьё, обеспечивают большую часть поступления в бюджетную систему России. Ведь с формальной точки зрения ничего страшного не произошло.

Весьма красноречива аргументация Дворковича, почему имеет смысл выровнять ставки по НДС и НДФЛ на уровне 15%. Никакого макроэкономического или финансового обоснования он дать не удосужился – это просто «было бы красиво». И всё. Судя по всему, именно собственными предоставлениями о прекрасном руководствуются российские бюрократы при принятии решений.

Дворкович недвусмысленно предложил снизить ставку по налогу на добавленную стоимость с сегодняшних 18% на 3 процентных пункта. Отметим, что НДС одинаковым бременем ложится как на высокорентабельные отрасли низких переделов (добыча сырья, металлургия, нефтехимия и т.д.), так и на едва сводящие концы с концами остатки наукоёмких производств. В то время как ставка по налогу на доходы физических лиц должна была вырасти на 2 процентных пункта.

Важно отдавать себе отчёт в том, что платежи по НДС становятся неподъёмной ношей именно для наукоёмких и инновационных производств, которые создают готовую продукцию высоких переделов с большим удельным весом добавленной стоимости. В частности, это касается наиболее высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, обладающих высоким мультипликатором добавленной стоимости, которые в расчёте на единицу сырья создают 8-12 единиц добавленной стоимости. Речь идёт, прежде всего, о станкостроении, приборостроения, производстве электронного оборудования, инвестиционном и транспортном машиностроении, ракетно-космической промышленности, производстве авиационной техники, судостроении и других отраслях промышленности, объём производства продукции в которых в настоящий момент в силу масштабной дезинтеграции и деиндустриализации народного хозяйства в 5-10 и даже 20-25 раз ниже, чем в 1990-1991гг.

Именно в указанных отраслях наукоёмкой промышленности наибольший вклад в формирование добавленной стоимости вносят затраты на оплату труда высококвалифицированной, хорошо подготовленной и профессиональной рабочей силы. И именно по этим производствам больнее всего бьёт НДС, размер платежей по которому напрямую увязан с создаваемой добавленной стоимостью. И если для сырьевых гигантов и торгово-посреднических операций, практически никак не связанных с развитием научно-технического потенциала и отраслевой диверсификацией промышленности, НДС не является критическим (у первых спрос на сырьё низко эластичен от цены и слабо зависит от наценки, а вторые), то для едва дышащей на ладан отечественной несырьевой индустрии НДС является камнем на шее. Камнем, который подрывает и без того крайне низкую (если не сказать отрицательную) конкурентоспособность готовой и промежуточной продукции (прежде всего, с инновационной компонентой) отечественных товаропроизводителей.

Чиновничий оптимизм

В последнее время в Правительстве вообще наблюдается заметное улучшение эмоционального фона. Причём чем хуже обстоят дела в отечественной экономике, производственном секторе и финансовой системе, тем более приподнятое настроение у отечественных чиновников, тем больше энтузиазма в их действиях и речах. Они наперебой рассуждают о высоких материях и сулят построить светлое будущее чуть ли ни к 2020г. – не утихают разговоры про модернизацию, инновации, нано- и биотехнологии, силиконовые долины и Сколково, привлечение иностранного капитала (до 97% которого приходится на иностранные кредиты и займы), интеграцию России в мировое сообщество (на правах сырьевого придатка и рынка сбыта для готовой продукции ТНК) и т.д.

Судя по всему, это защитная реакция – своего рода шоковое состояние, когда неадекватное поведение и истерический смех являются рефлексивной защитной реакцией организма человека на шоковое состояние. Чего стоит хотя бы заявление министра финансов Антона Силуанова, сделанное им в конце июля 2013г. во время экономического форума в Санкт-Петербурге. Глава Минфина как бы невзначай заявил, что Правительство меняет механизм приобретения иностранной валюты Минфином. И этот шаг якобы не спровоцирует девальвацию рубля. Практически одномоментно российский рубль обесценился по отношению к американскому доллару на 40 копеек, а в течение нескольких дней упал с 32,5 до 33,4 рублей за доллар.

Шутливое настроение и задор Дворковича не поддержали и коллеги по Правительству, которые вообще не смогли дать внятного объяснения откровениям вице-премьера. Судя по всему, это была импровизация высокопоставленного чиновника – он просто озвучил вслух свои мысли и выдал желаемое за действительное. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев заверил, что не в курсе об озвученных Дворковичем инициативах. "Давно обсуждается идея одноставочного НДС, — пояснил глава МЭР — Она может обсуждаться в разных вариантах, одним из которых является взимание НДС по эффективной ставке, что означало бы для некоторых плательщиков снижение".

Стоит сказать, что в настоящий момент, кроме стандартной ставки в 18%, в отношении социально значимых товаров — хлеба, молока, рыбы, мяса, овощей, а также детской одежды и обуви — действует ставка НДС 10%. А медикаменты и вовсе не облагаются этим налогом. Именно эту льготную ставку готов обсуждать отвечающий за налоги глава Минфина Антон Силуанов. На форуме в Сочи ученик Алексея Кудрина предложил обдумать возможность сокращения списка товаров, на которые распространяется десятипроцентный НДС. По его словам, на этой льготе федеральный бюджет теряет больше 100 млрд руб. в год. "Я бы вместе с депутатами рассмотрел возможность инвентаризации этих льгот", — указал глава Минфина, подчеркнув, что это его личное мнение.

Если учесть, что по льготной ставке НДС облагаются прежде всего социально значимые товары (некоторые продукты питания, а также реализуемые в столовых продовольственные товары, товары для детей, а также целый ряд медицинских товаров и услуг), то это означает, что министр финансов в угоду удушающей политике «кудринизма» и фискального фетишизма готов поставить под удар наименее социально защищённые и наиболее уязвимые категории граждан России – пенсионеров, ветеранов труда и войны, граждан с плохим здоровьем, детей, многодетные и неполные семьи и т.д. Это очень по-кудрински и по-гайдаровски – политика макроэкономической стабилизации и затягивания поясов требует жертв. Даже если таковыми станет самая бесправная и без того ущемлённая часть общества.

При этом надо сказать, что сама по себе идея снижения размера ставки НДС при одновременном повышении ставки по налогу на доходы физических лиц прекрасно демонстрирует глубинную сущность проводимой в России социально-экономической политики и мотивацию правящей бюрократии. Вместо того, чтобы сократить масштабы махинаций и злоупотреблений с незаконным возвратом НДС (потери бюджета на этом достигают 1 трлн. рублей ежегодно), а также повысить ставку НДС для высокорентабельных экспортноориентированных сырьевых производств, извлекающих сверхприбыли за счёт эксплуатации природно-сырьевой ренты, правительственные чиновники предлагают повысить налогообложение рядовых граждан. Притом что даже согласно официальным данным Росстата, у 72% россиян средние душевые доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24,5 тыс. рублей), а 60% граждан относятся Институтом социологии РАН к бедным и нищим категориям.

Стоит сказать, что Россия мало того, что является, пожалуй, единственной страной в мире с крупной экономикой, где применяется плоская шкала налогообложения доходов граждан, так ещё и благодаря масштабному уклонению от уплаты налогов, активному использованию оффшоров для налоговой оптимизации, применению схем с дивидендными выплатами (доходы по ним облагаются по ставке в 9%) и прочим манипуляциям реальная эффективная ставка на доходы наиболее состоятельной части общества, концентрирующей в своих руках свыше 40% совокупных доходов, составляет не 13%, 6-8%. А иногда она оказывается и вовсе в отрицательной зоне с учётом всевозможных налоговых вычетов, компенсаций и налоговых льгот, получаемых бенефициарами от репатриации обратно в Россию тех капиталов, которые были первоначально вывезены за рубеж, отмыты и легализованы в оффшорах, а затем, сменив прописку, возвращены в Россию под видом иностранного капитала. К слову сказать, на долю такого рода «иностранных инвестиций» приходится от 65 до 70% поступающих в Россию из-за рубежа инвестиций.

Другими словами, чиновники вместо того, чтобы навести порядок в налоговой системе, повысить уровень собираемости налогов с сегодняшних 73% до среднеевропейских 85-87% (это дополнительные 1,3-1,5 трлн. рублей доходов), отменить налоговые льготы для нефтегазовых гигантов при разработке месторождений сырья на Арктическом шельфе и в Восточной Сибири, повысить налоги и пошлины на сырьевые производства за пределом ТЭК (металлурги, производители лесной продукции и удобрений также извлекают природно-сырьевую ренту и отчитываются о рекордных прибылях) и наступить на карман естественным монополиям решили пойти более понятным для сторонников вульгарного либерализма путём – залезть в карман россиянам.

При этом важно отдавать себе отчёт в том, что повышение НДФЛ практически никак не скажется на наиболее состоятельной части общества - представителях компрадорского сырьевого, финансового и торгово-посреднического капитала, а также сросшихся с ними коррумпированных чиновниках и криминальных структурах. Эта часть общества, именуемая в народе «оффшорной аристократией» и «рублёво-куршевельской тусовкой», как не платили налоги и выводили свои доходы в оффшоры, так и продолжит этим заниматься после повышения ставки по НДФЛ.

Под удар попадут 85-90% граждан России, которые не обладают не только необходимыми финансовыми ресурсами (подавляющая часть решает более близкие телу злободневные вопросы по текущему выживанию и оплате счетов за стремительно дорожающие услуги естественных монополий), но и элементарной финансовой грамотностью. Таким образом, ученики Гайдара в Правительстве в лучших традициях «рыночного фундаментализма» 1990-х годов в очередной раз решили залезть в карман рядовым россиянам и за их счёт компенсировать выпадающие из бюджета доходы в связи с нарастающей деградацией структуры российской экономики, усиливающегося кризиса в промышленности и дефолта паразитической модели «роста без развития».

Это в чистом виде политическое решение – правящая бюрократия действует по принципам уличных бандитов и гопников – она «трясёт» и выбивает деньги из кармана тех, кто не может дать сдачи и не в силах объединиться. Весьма показательно, что, если в Правительстве всё-таки решились заморозить тарифы на газ, электроэнергию и транспортные перевозки для промышленных предприятий (прежде всего для сырьевых гигантов), то для населения после долгих и мучительных согласований в высоких кабинетах власти принято решение таких поблажек не предпринимать. Это вполне объяснимо – сырьевые олигархи и естественные монополисты могут дать отпор. Более того, именно они и кормят многих высокопоставленных чиновников. А, как известно, рука, которая даёт, всегда выше руки, которая берёт. Безусловно, уровень профессиональной пригодности, адекватности и компетентности у российских чиновников катастрофически упал. Однако крайне сложно обвинить бюрократов в том, что они не понимают, что нельзя бить по руке своего работодателя и хозяина, который их содержит и чьи интересы в Правительстве они лоббируют.

Возникает такое ощущение, что правящая бюрократия по-прежнему пытается пойти по наименее трудозатратному и более понятному для них пути: залезть в карман наименее защищённой и наиболее бесправной части общества – т.е. в и без того полупустой карман рядовых граждан.

Селективная налоговая политика

Отметим, что в целом по итогам 2013г. суммарные доходы федерального бюджета России составили 12,85 трлн. рублей (чуть менее 21% ВВП). При этом свыше 1,88 трлн. рублей пришлось на НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на территории России, а ещё 1,65 трлн. рублей составил НДС на ввозимые на территорию России импортные товары, услуги и работы. Другими словами, на долю НДС пришлось порядка 3,53 трлн. рублей или 27,5% совокупных доходов федерального бюджета. Тогда как в абсолютном выражении размер поступлений в региональные бюджеты от НДФЛ по итогам 2012г. составили порядка 2,26 трлн. рублей. Если НДС является налогом федерального уровня и целиком поступает в федеральный бюджет, то НДФЛ распределяется на региональном уровне (60% уходит в регионы, а 40% в муниципалитеты).

Да, безусловно, нынешняя система налогообложения блокирует любые (пускай и слабые) попытки преодоления сырьевого проклятия и подъёма несырьевой промышленности. Да, действительно, единая шкала НДС как для нефтегазового комплекса, металлургов и лесной промышленности, так и для инновационно ёмких обрабатывающих производств на корню душит все стимулы для развития несырьевой промышленности. Стоит напомнить, что, если в целом по экономике средний уровень рентабельности производства по реализованной продукции не превышает 9,6%, а по активам 6,5%, то в обрабатывающей промышленности в целом он составляет менее 11,5%, в станкостроении и машиностроении не поднимается выше 9-11%, а в АПК и вовсе колеблется в диапазоне 6,5-7%. Тогда как в нефтегазовом комплексе рентабельность инвестиций и производства достигает 20-25%, в нефтехимии – порядка 30-35%, в естественных монополиях и ЖКХ – не менее 22%, в металлургии – порядка 15-17%, а в финансовом секторе и спекулятивных операциях с фиктивным капиталом и вовсе рентабельность может достигать 30-50%.

При этом важно понимать, что в высокорентабельных экспортноориентированных сырьевых производствах низких переделов существенная часть реальных прибылей выводится в оффшорные юрисдикции, отмывается и легализуется в налоговых гаванях, в результате чего в принципе не фиксируется ни в финансовой отчётности самих компаний, ни в официальных отчётах Росстата. Именно по этой причине официальная рентабельность в оптово-розничной торговле не превышает 1,5-2%, однако с учётом высокой степени оборачиваемости капитала (оборотный капитал прокручивается 10-15 раз в год) и того факта, что при оплате импортных контрактов существенно завышается стоимость товаров и совершаются прочие манипуляции, обеспечивающие вывод основной части прибыли в оффшоры из-под налоговой юрисдикции России, реальная рентабельность в торговле достигает 25-35%. К тому же зачастую федеральные торговые сети осуществляют закупки у аффилированных с ними крупных дистрибьюторов, а также прочих посредников и перекупщиков. Это позволяет им искусственно завышать свои издержки, минимизировать прибыли, уклоняться от уплаты налогов и уводить прибыли в оффшорные юрисдикции.

Достаточно сказать, что только по официальным данным Центрального Банка России из России в одном только 2012г. с нарушением действующего валютного, налогового, таможенного и прочего законодательства было вывезено свыше 50 млрд. долл. Эти цифры в интервью газете Ведомости подтвердил даже прежний глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев. По данным Платёжного Баланса России, за период 2000-2012гг. незаконным образом из России было вывезено порядка 400 млрд. долл. В действительности же, реальные масштабы незаконного вывоза капитала из России в 1,7-2 раза превышают официальные оценки ЦБ РФ и Росстата и достигают 80-100 млрд. долл. в год. Что эквивалентно четверти расходной части федерального бюджета России в 2012г. и 5% ВВП.

То же самое касается и сырьевых производств – подавляющая часть прибылей и активов выводится из России за рубеж и оседает в «налоговых гаванях». В силу чего реальные масштабы отдачи на вложенный капитал в низкопередельных секторах экономики и отраслях промышленности может в разы превышать официальные оценки, публикуемые органами государственной статистики.

Возвращаясь в вопросу об НДС, стоит сказать, что всё вышесказанное отнюдь не означает, что необходимо разом снижать ставку НДС для всех субъектов экономики. В научных кругах и экспертном сообществе многократно обосновывалась идея так называемого налогового манёвра, который бы позволил проводить узко целевую, селективную политику налогообложения, которая бы увязывала уровень налоговой нагрузки с объёмом создаваемой добавленной стоимости. Другими словами, наукоёмкие и высокотехнологичные производства обрабатывающей промышленности, связанные с развитием научно-технического и человеческого потенциала, создающие готовую продукцию высокой степени обработки, должны облагаться более низкими ставками НДС, чем сырьевые производства и отрасли низких переделов.

Это позволило бы оказать поддержку несырьевой промышленности, обеспечило повышение рентабельности наукоёмких производств, повысило рентабельность и отдачу на вложенный капитал в производственном комплексе, а также стимулировало переток капитала в реальный сектор экономики из добывающей промышленности, торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций. Необходимо ввести дифференцированные ставки налогообложения не только в рамках НДС, но также в рамках налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога.

Гораздо больший эффект могло бы дать полное освобождение от уплаты налога на прибыль с той части дохода организации, которая реинвестируется в производство и направляется на финансирование капитальных вложений в модернизацию и расширение производственных мощностей, техническое перевооружение производств, развитие технологий и финансирование НИОКР. Это дало бы мощный стимул для технического перевооружения производств, внедрения трудо-, эгнерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации инфраструктуры, а также замены трудоёмкого производства капиталоёмким и общего повышения уровня капиталовооружённости производства, что стало бы реальной предпосылкой для новой индустриализации и модернизации экономики.

Фискальный фетишизм разгоняет цены

Насколько можно судить, неуместными и недалёкими шутками Дворковича по налоговому вопросу деятельность чиновников не ограничивается. Буквально на днях, в конце сентября, президент Путин подписал закон, предусматривающий кратное повышение ставки акцизов на топливо, сигареты и алкогольную продукцию в период 2014-2016гг.

В соответствии с поправками в налоговое законодательство, в ближайшие три года акцизы на алкоголь, табачные изделия и автомобильное топливо будут только расти, раскручивая маховик инфляции издержек, вымывая деньги из и без того полупустых карманов россиян, а также загоняя отечественную деиндустриализированную экономику низких переделов в ещё более кризисное состояние. Отметим, что указанный федеральный закон был принят Государственной Думой 13 сентября 2013г. и одобрен Советом Федерации 25 сентября без каких-либо серьёзных обсуждений и согласований не только с общественными организациями (про рядовых граждан представители правящей «оффшорной аристократии», судя по всему, уже давно забыли), но и с представителями реального сектора экономики и промышленниками.

Согласно подписанному президентом закону, в 2014г. ставка акциза для алкоголя крепостью более 9 процентов составит 500 рублей за литр, в 2015г. — 600 рублей, а в 2016г. превысит планку в 660 рублей. Для алкоголя крепостью менее 9 процентов ставка акциза составит 400 рублей за литр в 2014г., а затем повысится до 500 рублей в 2015-м и достигнет 550 рублей в 2016г. Для сравнения, в текущем году акциз на алкоголь крепостью до девяти процентов определена в 320 рублей за литр, свыше девяти процентов — в 400 рублей за литр.

Другими словами, за ближайшие 3 года по сравнению с 2013г. ставка акциза на крепкий алкоголь волевым решением правящей бюрократии будет повышена более чем в 1,65 раза, а на алкоголь малой крепости – в 1,72 раза.

Аналогичный вектор движения и в налогообложении табачной продукции. Если ещё в 2013г. ставка акциза на табак составляла 1 тыс. рублей за килограмм, то в 2014г. она будет повышена в 1,5 раза (до 1,5 тыс. рублей), в 2015г. достигнет 1,8 тыс. рублей, а в 2016г. превысит планку в 2 тыс. рублей. Таким образом, ставка акциза будет повышена без малого в два раза.

Да, безусловно, перед Россией как никогда остро стоит проблема массовой алкоголизации населения и табакокурения. Принимая во внимание, что оба недуга являются формой наркотической зависимости, уместно говорить о наркотической эпидемии. По потреблению алкоголя на душу населения Россия на протяжении многих лет входит в первую тройку в мире (порядка 17-18 литров в год), а по относительному количеству курящих уступает лишь небольшому количеству слаборазвитых стран.

Повышение акцизов на табак и спиртосодержащую продукцию автоматически спровоцирует удорожание алкоголя и табачных изделий. Так, водка, которая продается ниже минимальной цены, определённой Росалкогольрегулированием (РАР), автоматически считается нелегальной. 1 июля 2012г. минимальная розничная цена бутылки водки была повышена с 98 рублей до 125 рублей за бутылку. Однако уже в 2014г. бутылка подорожает до 250 рублей. Если в ближайшее время на произойдёт пересмотра ранее принятых решений и подписанных законов, то уже к 2015г. минимальная цена самой дешёвой пол-литровой бутылки водки превысит планку в 300 рублей.

Ещё более тяжелый удар будет нанесён по пивной промышленности – первый раз под каток пивовары попали в 2010г., когда акциз был повышен сразу в 3 раза — с 3 до 9 рублей за литр. В настоящий момент акциз составляет 12 рублей за литр, а к 2015г. Правительство планирует без малого удвоить его - довести до 22 рублей. Это эквивалентно приблизительно 5 дополнительным рублям, которые государство вытащит из кармана рядовых граждан за каждую пол-литровую банку или бутылку пива. Однако ещё больше озабоченности у пивного лобби в настоящий момент вызывает другой вопрос — с 1 июля 2012г. пиво официально признано алкогольным напитком. Что означает автоматическое введение жёстких ограничений на рекламу пива и места его продажи.

То же самое касается табака - в 2007г. акцизы для подавляющего большинства марок сигарет составляли 4 рубля 30 копеек в розничной цене пачки сигарет. В 2011г. удельный вес акциза поднялся уже до 16 рублей 40 коп. В 2014г. в связи с ужесточением налоговой нагрузки на акциз будет приходиться порядка 36,8 рублей, а в 2015г. с каждой реализованной в рознице пачки сигарет государство будет изымать в пользу бюджета (т.е. в карман чиновников и финансирующие модернизацию в США и ЕС резервные фонды) порядка 44,2 рублей.

С этим соглашаются и в Правительстве: «Предполагается, что розничная цена пачки сигарет в низкоценовом сегменте поднимется с 16,5 рубля в 2011 году до 40 рублей в 2014 году. Цена наиболее популярной марки сигарет вырастет соответственно с 36 до 61 рубля за пачку», — сообщается на сайте Минфина.

Совершенно очевидно, что повышение ставок акцизов с целью удорожания алкогольной продукции и табачных изделий давно назрело. Необходимо радикально ужесточать меры по борьбе с наркотизацией и алкоголизацией населения, а также ограничивать табакокурение. В настоящий момент в России бутылка водки стоит как бутылка молока.

Однако сложно поверить, чтобы российские чиновники, превратившие государственную службу в действенный инструмент личного обогащения и безнаказанного казнокрадства, вдруг проснулись и озаботились здоровьем россиян. Тем более если речь идёт о чиновниках, которые являются верными учениками и идейными последователями российских «младореформаторов» - Чубайса, Гайдара, Ясина, Мау, Кузьминова и других инициаторов «шоковой терапии» и «макроэкономической стабилизации», обернувшейся для России в 1990-е годы социально-экономической катастрофой, разрушением несырьевой промышленности, деградацией научно-технического потенциала и вымиранием 12-15 млн. россиян.

По какой-то неведомой причине правительственные чиновники долгие годы закрывали на ввоз на территорию России из-за рубежа экологически вредных и даже опасных для здоровья россиян продуктов питания (от 50 до 80% ввозимого в РФ продовольствия не соответствует не только упразднённым советским ГОСТам, но даже европейским стандартам качества и экологичности). Их не волнует повальное нарушение законодательства в области охраны труда (достаточно вспомнить взрывы на шахтах Юбилейная и Распадская). Муки совести не мешали правительственным чиновникам заниматься приватизацией бюджетной сферы и коммерциализацией социальных услуг, превративших ранее бесплатные и гарантированные государством услуги (образование, здравоохранение, курортно-санаторные мероприятия и т.д.) в непозволительную роскошь для 75% россиян, чьи душевые доходы ниже среднего показателя по России.

Удивительным образом ученики Гайдара и Чубайса, которые сегодня якобы озаботились здоровьем россиян и даже за счёт кармана самих граждан России борются за их долголетие, умудрились разработать и реализовать людоедскую монетизацию льгот, которая спровоцировала скачкообразный рост платности социальных, трансопртных и медицинских услуг для социально незащищённых категорий граждан (пенсионеров, ветеранов труда и войны и т.д.). Напомним, что эта монетизация льгот вывела на улицы российских городов порядка 5 млн. граждан.

Эти же чиновники разрушили единую энергосистему России, спровоцировав 8-кратный рост цен на электроэнергию за последние 12 лет, и приватизировали ЖКХ, легализовав криминал и безостановочный рост цен на услуги первой необходимости. Отметим, что цены на жилищно-коммунальные услуги в России за период 2000-2012гг. только по официальным данным Росстата выросли в 13-15 раз, а в ряде регионов скачок цен составил 20-25 раз. И сегодня эти же самые правительственные чиновники пытаются объяснить проявление фискального фетишизма и социального дарвинизма заботой о здоровье россиян! Это самое банальное лицемерие и попытка сделать хорошее лицо при плохой игре.

Безусловно, необходимо повышать цены на табак и алкоголь, делая его менее доступным как для общества в целом, так и для молодёжи. Однако никто про это не вспоминал вплоть до того момента, пока не произошёл дефолт «экономики трубы» и исчерпание паразитической модели «роста без развития», а бюджет не стад рассыпаться буквально на глазах под грузом взятых в предвыборный период социальных обязательств, коррупции, бегства капитала, сворачивания производств, снятия с учёта 550 тыс. индивидуальных предпринимателей, упадка в обрабатывающей промышленности, усиления зависимости от импорта и разрастания убытков от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии и рынка сбыты для продукции международных корпораций (официально 100-110 а реально 150-200 млрд. долл. ежегодно).

Судя по всему, реальные мотивы Правительства гораздо проще и понятней – как правильно отмечал экс-председатель Правительства Михаил Фрадков, «в России не Минфин для Правительства, а Правительство для Минфина». Перефразируя эту фразу, уместней было бы сказать, что в современных реалиях вся Россия и все её граждане трудятся во благо Минфина и его представлений о том, какой должна быть налогово-бюджетная политика. Такое ощущение, что вся страна и вся экономика в целом стали придатком Минфина, который продолжает на них ставить всё новые разрушительные по своим последствиям эксперименты и опыты. Россия превратилась в подопытного кролика для испытания удушающей политики «кудринизма».

Да, действительно, можно было бы обвинить российских бюрократов, которых в народе всё чаще именуют «оффшорной аристократией», «ликующей гопотой» и «правящей тусовкой», в желании ограничить масштабы алкоголизации и наркотизации населения, если бы не одно но. Правительственные чиновники намерены повысить ставки акцизов не только на алкоголь и табак, но и на нефтепродукты, что автоматически повлечёт за собой удорожание всех производимых на территории России товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ. Повышение акцизов затронуло не только алкогольную продукци

Согласно тексту законы, граждан России и промышленников в ближайшие годы ожидает безостановочный рост цен на ГСМ, никоим образом не связанный непосредственно с ситуация на рынке топливных ресурсов. Удорожание ГСМ будет происходить, прежде всего, в силу неудержимого желания Минфина увеличить доходы бюджета любой ценой. Даже если ради этого придётся пожертвовать и без того крайне низким уровнем жизни подавляющей части россиян, уничтожить остатки несырьевой наукоёмкой промышленности и обеспечить ещё более масштабную деиндустриализацию и дезинтеграцию экономики.

Так, ставка акциза для бензина «Евро-4» в следующем году будет увеличена до 9,92 тысячи рублей за тонну, а в 2015 и 2016 годах — до 10,8 тысячи. Акциз на топливо «Евро-5» предполагается повысить в 2014 году до 6,45 тысячи рублей за тонну, в 2015 году — до 7,75 тысячи, а в 2016 году довести его до 9,5 тысячи рублей. В 2013 году акциз на бензины «Евро-4» и «Евро-5» составляет 8,6 тыс. рублей и 5,1 тыс. рублей соответственно.

Даже в Правительстве вынуждены признать тот факт, что повышение акцизов на топливо спровоцирует удорожание бензина на АЗС для конечных потребителей на 1,4-1,6 рублей за литр. Это эквивалентно порядка 4-5% от средней розничной цены на топливо в России. Именно настолько подскочат цены на топливо только благодаря усилиям Правительства, которое, судя по своим действиям и риторике, всё больше напоминает не орган государственной власти, исполняющий волю народа и отстаивающий национальные интересы, а надзирателя или колониальную администрацию, призванную обеспечить метрополии (экономически развитым странам, а также транснациональным корпорациям США и Европы и международным банкам) их безбедное существование за счёт России.

Высокопоставленные чиновники, превратившиеся в особенную касту неприкасаемых небожителей, живущую в параллельной реальности, решились на повышение акцизов в конце мая; тогда же было принято решено, что ставки налога на бензин «Евро-4» будут повышены для наполнения дорожных фондов. Однако, в соответствии с Бюджетным Кодексом России, доходные и расходные ведомости бюджета не соотносятся между собой и налоги не имеют целевого назначения.

Другими словами, всевозможные транспортные налоги и дорожные сборы хоть и пропагандируются как инструмент создания фондов для финансирования развития транспортной системы, однако на деле тратятся на какие угодно цели и задачи Минфина: начиная от финансирования коррупциогенных «олимпийских строек» и саммитов АТЭС и заканчивая списанием задолженности стран третьего мира перед Россией (более 118 млрд. долл. за период с 2000 по 2012гг.) и обслуживанием государственного долга (свыше 360 млрд. рублей ежегодно).

То, что повышение акцизов на алкогольную продукцию и табак не обусловлено внезапно проснувшейся любовью и заботой правящих властей о рядовых гражданах наглядно свидетельствует и тот факт, что наряду с повышением акцизов на нефтепродукты чиновники намерены поднять акцизы на автомобили. Стоит сказать, что про самых бедных и обездоленных россиян по данному вопросу в Правительстве всё-таки вспомнили – видимо, принято волевое решение не рубить сук, на котором сидят, и не портить отношения со своей электоральной базой. Так, автомобили с двигателем мощностью до 90 лошадиных сил акцизом не облагаются.

По-настоящему заметные акцизы будут взиматься с автомобилей и мотоциклов с двигателем мощностью свыше 150 лошадиных сил. К 2014г. размер ставки акциза повысится с нынешних 285 рублей до 332 рублей за 1 л. с. Таким образом, новый автомобиль или мотоцикл с двигателем мощностью, к примеру, 200 л. с. станет дороже на 9,4 тыс. рублей. Для владельцев более мощных автомобилей удорожание составит порядка 20-30 тыс. рублей. В частности, это касается тех россиян, которые приобретают внедорожную технику в силу объективных природно-климатических и географических причин.

Хотя важно даже не это – гораздо важнее другое. В принципе не понятно, почему внутренние потребители топлива (т.е. граждане России и промышленные предприятия) вообще обязаны платить хоть какие-то сборы и акцизы за потребление нефтепродуктов, произведённых из нефти, залегающей на территории России. Ведь совершенно очевидно, что поступления от акцизов направляются не на финансирование природоохранных мероприятий, а либо изымаются из экономики и вывозятся в резервные фонды за рубеж. Либо разворовываются самими коррумпированными чиновниками. Либо направляются на уплату процентов и тела кредита по займам. В лучшем случае эти средства вкладываются в «олимпийские стройки».

Бензин продолжит дорожать и впредь

Ещё больший удар по карману россиян и бедственному положению в промышленности нанесёт пресловутый «налоговый манёвр» в топливно-энергетическом комплексе - совершенно внезапно ученики Гайдара и Чубайса в финансово-экономическом блоке Правительства решили снизить размер экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Президент России Владимир Путин в начале октября 2013г. подписал поправки в Налоговый кодекс, которые касаются новой формулы расчета НДПИ на газ, а также положения о поэтапном снижении экспортных пошлин на нефть при повышении НДПИ на нефть. Согласно документу, принятому Госдумой 20 сентября и одобренного Советом Федерации 25 сентября, в 2014г. базовая ставка НДПИ на нефть будет повышена на 4,9% — до 493 руб. с 470 руб. за тонну. В 2015г. — на 7,5%, до 530 руб., а в 201г. — на 5,5%, до 559 руб. за тонну. Поэтапное снижение предельной ставки экспортной пошлины на нефть будет происходить с 60 до 59% от стоимости в 2014 году, до 57% — в 2015 году и до 55% — в 2016 году. Данные положения закона вступят в силу с 1 января следующего года.

Смысл манёвра состоит в том, что при формально одинаковом снижении размера экспортной пошлины и ставки НДПИ на деле Правительство обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджетную систему России. По подсчетам Минфина, «маневр» пополнит федеральный бюджет на 175 млрд. рублей. Это обусловлено тем, что в России добывается нефти больше, чем экспортируется – 517 млн. тонн против 240 млн. тонн соответственно. Другими словами, среднегодовой объём добычи нефти в 2,15 раз превышает объём экспорта.

Другими словами, в Правительстве предлагают оказать налоговую поддержку крупнейшим нефтегазовым корпорациям, которые и без того захлёбываются от притока нефтедолларов и не знают куда деть деньги, упростив им процедуру вывоза нефти на экспорт. И тем самым повысив рентабельность их продаж на внешнем рынке и обеспечив им дополнительные доходы. Одновременно с этим чиновники предлагают повысить цены на топливные ресурсы для внутренних потребителей – граждан России и промышленных предприятий.

Видимо, это обусловлено тем, что конкурентоспособность российских нефтегазовых гигантов (прежде всего, пускай и частично, но принадлежащих государству Роснефти и Газпрома) на внешних рынках стремительно сокращается и реализовать свою продукцию им становится всё сложнее. Тем более в ситуации, когда страны Еврозоны находятся в состоянии экономической рецессии, а потребление энергоносителей сокращается практически повсеместно, за исключением динамично растущей экономики Китая. Поэтому повышать цены на экспорт и облагать его дополнительными пошлинами и сборами становится крайне затруднительно. Тогда как рядовые граждане России и представители производительного капитала, не имея альтернативы и свыкнувшись с безудержным ростом цен на все товары и услуги первой необходимости (продукты питания, газ, вода, отопление, ЖКХ, электроэнергия, транспортные перевозки и т.д.), гораздо спокойней и безболезненней переживут повышение цен на топливные ресурсы и ГСМ в целом.

Надо сказать, что в принципе не понятно, почему рядовые граждане России и отечественные промышленные предприятия вообще обязаны уплачивать хоть какие-то сборы за добычу полезных ископаемых. Согласно Конституции России (про которую в Правительстве, видимо, уже давно позабыли) чётко прописано, что народ России является источником власти и именно ему принадлежат все богатства (в том числе и природные ресурсы), находящиеся на территории России.

Однако это не мешает руководству Минфина безудержно повышать налоговое бремя за пользование тем, что и так по праву принадлежит всем гражданам России. Да, можно ввести НДПИ в дополнение к экспортным пошлинам при поставках энергоносителей и любого другого сырья за рубеж. Однако внутри страны природные богатства. Принадлежащие народу, должны доставаться гражданам по цене себестоимости добычи (плюс издержки на транспортировку и переработку) без уплаты каких-либо пошлин и сборов в бюджет.

Ситуация доведена до маразма – только по официальным оценкам Минэнерго и Минфина, в России в настоящий момент в структуре розничной цены на бензин и прочее топливо 55-60% приходится на всевозможные платежи в бюджетную систему: НДПИ, НДС, налог на прибыль, акцизы и т.д. Уже сегодня можно было бы как минимум в два раза снизить цены на ГСМ без каких-либо негативных последствий для бюджетной системы, если бы Правительство отказалось от разрушительной политики «кудринизма» и фискального фетишизма.

Выпадающие доходы можно было бы с лихвой компенсировать за счёт повышение ставок экспортной пошлины и НДПИ на экспортируемые ресурсы, а также за счёт общего оживления в промышленности и активизации экономической деятельности, что привело бы к увеличению налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет. К тому же в настоящий момент имеется подушка безопасности в размере 5,8 трлн. рублей (средства в Резервном фонде и ФНБ), ещё 860 млрд. рублей размещены Федеральным Казначейством на счетах в коммерческих банках, а 450 млрд. лежат без дела в виде нераспределённого остатка.

Возникает такое ощущение, что Правительство России действительно превратилось в колониальную администрацию, которая призвана исполнять три функции. Во-первых, обеспечивать сохранение за Россией статуса сырьевой колонии Запада, финансового резервуара экономически развитых стран и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций. А во-вторых, периодически проводить сеансы массового гипноза и нейролингвистического программирования, пространно рассуждая о модернизации, инновациях, новой индустриализации, социальной справедливости и построении светлого будущего.

Совершенно очевидно, что «налоговый манёвр» Правительства даст мощный толчок росту цен на топливные ресурсы, чем запустит раскручивание маховика инфляции издержек во всей экономике в целом. Только по итогам первых девяти месяцев 2013г. бензин в годовом выражении подорожал на 9%, а дизельное топливо на 11,5%. Хуже того, в одном только августе цены на бензин в России выросли на 3,1% в месячном выражении, что нисколько не помешало чиновникам сохранять оптимизм и лучезарную улыбку - министр энергетики Александр Новак на полном серьёзе заявил, что не видит оснований для рост цен на топливо.

Однако этот оптимизм дутый – реально в 2014г. только в связи с перераспределением налоговой нагрузки с экспорта нефти на её добычу и потребление внутри России бензин подорожает на 11-13%. С учётом повышения акцизов на бензин цены на топливо и вовсе рискуют вырасти на 15-16% даже при условии стагнации цен на базовое сырьё (т.е. на саму сырую нефть) и преодоления временно возникшего дефицита нефтепродуктов. Это же признают и представители нефтегазовых компаний – по оценке Вагита Алекперов, крупнейшего акционера и президента нефтяной компании «Лукойл», только в силу «налогового манёвра» и повышения ставки НДПИ внутри России бензин подорожает на 10-15% в 2014г.

Как всегда отличным настроением выделяются чиновники - министр энергетики РФ Александр Новак в рамках инвестиционного форума в Сочи заявил, что рост цен на топливо в результате "налогового маневра" в нефтяной отрасли в 2014г. составит 5-6%. Он усомнился в том, что рост может быть больше, и отметил, что Минфин, который прогнозирует более существенное увеличение цен, учитывал в своих расчетах еще и рост акцизов в 2014г., а не только результаты налогового маневра. Как бы там ни было, в России по итогам первых девяти месяцев 2013г. цены на бензин выросли как минимум на 9,5%. И это притом, что никакого повышение НДПИ и снижения ставки экспортной пошлины не произошло, акцизы росли не так быстро, а средние цены на нефтяную смесь Urlals и вовсе снизились на 3,5-4%.



Источник публикации: Авторская статья Владислава Жуковского