В России треснул социологический градусник

Дата публикации: 17.09.2013

Провал социологических служб на московских выборах будет иметь долгосрочные последствия. Сегодня социологи признают, что их авторитет в глазах общества подорван. Теоретически это означает, что социологи могут лишиться новых коммерческих заказов. Не исключено также появление в стране новых социологических центров. Ведь бизнес и власть фактически лишились авторитетного измерителя мнений. Опрошенные эксперты добавляют, что результаты соцопросов иногда действительно вызывают у населения скепсис – особенно в том случае, когда власти пытаются с помощью опросов оправдать проведение тех или иных реформ.
«Россияне все меньше доверяют своим снам», – объявил вчера через агентство Интерфакс авторитетный Левада-Центр. Однако еще меньше доверяют россияне в последнее время социологам. Об этом пишет президент одного из социологических центров – фонда «Общественное мнение» (ФОМа) – Александр Ослон.
В конце минувшей недели на официальном сайте ФОМа Ослон указал на трудности прогнозирования результатов выборов и на то, что любое несоответствие социологических исследований реальным данным сразу же снижает авторитет социологов. Заметим, снижает доверие и полное соответствие социологических опросов данным ЦИКа, которые он объявлял после весьма сомнительного голосования. Как бы то ни было, Ослон пишет: «Общественное мнение – штука жесткая. Если кто-то выкрикнул: «Акела промахнулся», а другие голоса подхватили, то даже если Акела не совсем промахнулся или совсем не промахнулся, никто уже не крикнет чего-то иного. В лучшем случае имя сменится с Акела на Алека и будет раздаваться какой-то иной выкрик типа «Акела проворовался».
Между тем социологи играют в стране важнейшую роль. Ведь без них трудно узнать отношение граждан к налоговой или пенсионной реформе, потребительские предпочтения, планы населения улучшить жилищные условия. Но если ссылки на данные опросов уже вызывают смех, то как можно оценить степень поддержки тех или иных реформ? Если ссылки на ФОМ или Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) становятся дурным тоном, то как еще можно планировать объемы сбыта товаров или услуг?
Кроме того, политики и законотворцы часто продвигают свои инициативы именно с опорой на результаты исследования общественного мнения. Так, с помощью соцопросов глава Минтруда Максим Топилин пытался доказать позитивное отношение россиян к проводимой пенсионной реформе. Ссылаясь на масштабное исследование, проведенное Левада-Центром и ВЦИОМом, Топилин сделал вывод, что министерство идет в правильном направлении (см. «НГ» от 17.07.13). И здесь были важны не только сами результаты опросов, но и интерпретации социологов.
Так, социологи заключили, что большинство граждан считают несправедливой примерно одинаковую пенсию людей с разным трудовым стажем. Отсюда чиновники сделали вывод, что можно резко поднять стаж, необходимый для получения более или менее достойного размера пенсий. Из опросов, правда, следовало, что граждане мало осведомлены о запланированной реформе и озвучивают свое мнение фактически наугад. Но этот факт чиновники стараются не педалировать.
Принципиально важными были и опросы населения относительно тех проблем, которые волнуют его в наибольшей степени. Довольны ли граждане качеством медицины или, допустим, услуг ЖКХ, согласны ли они на легализацию оружия и запрет курения в общественных местах, планируют ли они делать в ближайшее время крупные покупки или будут откладывать деньги на черный день, обременительны ли для них коммунальные тарифы и т.п. Все эти данные очень важны для государственного управления. Конечно, напрямую результаты соцопросов в бюджетные проектировки и макроэкономические прогнозы правительства не ложатся, однако они всегда находятся в поле зрения руководства страны, которое при удобном случае может сослаться и на «мнение населения». Также важны и коммерческие опросы для бизнеса, которому важно узнать отношение граждан к тому или иному бренду, к продукции той или иной фирмы.
Опрошенные «НГ» аналитики и предприниматели в основном согласны с тезисом, что вне зависимости от качества социологические исследования действительно воспринимаются населением с некоторой долей скепсиса. «Конкуренция между социологами снижается из-за отсутствия ярко выраженной конкуренции в политическом поле. Одно дело – конкурентный политический процесс, когда подсчет голосов проходит прозрачно, в борьбе участвуют несколько партий и ярких лидеров. Тогда участие социологов необходимо для корректировки политических кампаний и напрямую сказывается на результатах. Другое дело – если результат часто заранее известен. Тогда социологи выполняют немного другую роль. Ведь лояльные социологи могут рассчитывать на благосклонность власти», – рассуждает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
«Принимая бизнес-решения, я не слежу за опросами ведущих социологических служб страны. Я реагирую на опросы в одном случае – если правительство ссылается на них, проводя реформы. Например, по социологическим опросам получается, что предпринимателей волнуют институциональные реформы и не волнуют вопросы вступления России в ВТО. Для меня очевидно, что соцопросы производятся тенденциозно, вопросы ставятся некорректно. Плохо и то, что правительство, принимая решения, основывается на опросах. В экономике нельзя руководствоваться соцопросами. Необходимо опираться на конкретные факты, а не на мнение обывателя. Тем более практика показывает, что мнение обывателя зачастую неправильно истолковывается», – отмечает президент промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин.
Гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский замечает, что социолог, как и любой наемный специалист, крайне зависим от заказчика, который оплачивает работу: «Один заказчик хочет получить от социологов достоверную информацию о реальном мире, что нередко требуется в бизнесе, маркетинге, непубличной политике. А другому заказчику может потребоваться, наоборот, скрыть истинное положение дел и выдать желаемое за действительное. Социологи способны удовлетворить оба типа запроса. При этом запросы первого типа весьма часто получают гриф «Секретно» и хранятся заказчиком в тайне от конкурентов. Тогда как запросы второго рода, наоборот, активно вбрасываются в СМИ (для того и предназначены), что и укрепляет убежденность публики в том, что социология – это разновидность пиара».
Директор проектов ФОМа Людмила Преснякова в беседе с корреспондентом «НГ» пояснила, что, во-первых, нельзя путать «жанры» собственно опроса и прогноза, а во-вторых, когда опрос охватывает большое количество людей, то вполне естественно, что некоторые граждане, ориентирующиеся на свой круг общения, могут не согласиться с результатами исследований. Отсюда – иллюзорный повод для недоверия. По мнению Пресняковой, в любом случае, каким бы ни был скандал вокруг конкретных исследований, социологи не останутся без заказов. «Самостоятельно бизнес вряд ли начнет массово делать исследования – это работа трудная, затратная, требующая особых компетенций», – полагает эксперт.
Однако Преснякова не исключает, что наверняка будут появляться новые социологические центры: «Сейчас, может быть, хорошая волна для этого. Но вряд ли быстро кто-то из них сможет выйти на уровень наиболее крупных социологических или маркетинговых центров».

Источник публикации: Независимая газета