Нет повести печальнее на свете, чем мезальянс России с ВТО

Дата публикации: 09.09.2013

Если открыть Устав Всемирной торговой организации, то по прочтении первой же его страницы невольно задаешься вопросом, а заглядывали ли в этот документ, имеющий силу международного соглашения, российские переговорщики, и контролировал ли кто-либо их почти 20-летнюю деятельность по согласованию кабальных условий нашего вступления в эту организацию? А говорится в Уставе, в частности, следующее:

Стороны настоящего Соглашения (Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 1994 г.),

1. признавая, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;

2. признавая также, что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение развивающимся странам и, особенно, наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;

3. стремясь способствовать выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях;

4. решив создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
преисполненные решимости сохранять основные принципы и поддерживать цели, заложенные в указанной многосторонней торговой системе,
договариваются о нижеследующем: (далее изложены положения о структуре и функциях ВТО и обязанностях ее членов).

Если сказанное перевести на обычный язык, то официально продекларированной целью Всемирной торговой организации является распространение идей и принципов свободной торговли для стимулирования роста экономического благополучия стран, членов организации, но при условиях справедливой при этом конкуренции между ними. Эти условия должны обеспечиваться путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей. Однако при подписании соглашений с нашей страной о вступлении в ВТО всеми идеями и принципами стимулирования экономического роста и справедливой конкуренции при товарообмене, мягко говоря, пренебрегли, а по сути – их похерили.

Свобода торговли подразумевает ее либерализацию, в частности, за счет устранения или сведения к минимуму таможенных барьеров. Но при этом стимуляция экономического роста того или иного государства путем повышения жизненного уровня населения, обеспечения его полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития,требует обеспечения условий для справедливой конкуренции субъектов торговли.

Это не позволяет без оглядки снижать таможенные барьеры, руководствуясь лозунгом «Либерализация - превыше всего!». Ведь таможенные барьеры подобны плотине водохранилища с регулируемым стоком воды, которая спасает людей и места их обитания от разгула стихийных паводков. В нашем случае таможенные барьеры спасают то или иное государство от переизбытка импорта продукции, ввозимой по искусственно заниженным ценам, и развала вследствие этого их национальных экономик.

Под справедливой конкуренцией в общем случае следует понимать идентичность условий, обеспечивающих свободную и равноправную состязательность сторон.

К примеру, в спортивной борьбе идентичность условий состязательности обеспечивается правилами самой борьбы, в которых, в частности, регламентируется вес борцов – он должен находиться в границах той или иной определенной весовой категории. А как реализовывать основополагающий принцип ВТО - свободную и равноправную конкуренцию и добиваться для этого идентичности «весовых категорий» участников товарообмена? Ведь борьба «легковеса» и «тяжеловеса», исход которой заранее предрешен, может нанести громадный ущерб интересам той или иной страны и угрожать ее национальной безопасности, что тоже противоречит принципам ВТО.

В условия справедливой конкуренции входит также обязательность взаимного обмена товарами на рынках торгующих между собой стран. Однако подавляющее большинство российских товаропроизводителей пока не способно экспортировать свою продукцию из-за ее неконкурентности, что превращает внешнеторговую конкуренцию в игру «в одни ворота» - только на российском рынке.

В развитых странах власти долгие годы способствовали выращиванию и селекции собственных производителей конкурентоспособной продукции, увеличению объемов ее производства и насыщению внутреннего рынка, что обеспечивало рост занятости населения и тем самым увеличение бюджетных доходов. Для этого власти оберегали свои рынки от больших притоков импортных товаров установлением дифференцированных по величине и длительности ввозных пошлин и квот, и одновременно способствовали росту качества собственных товаров и снижению цен на них.

Когда рынки экономических лидеров оказались насыщены конкурентной продукцией собственного производства, эти страны для завоевания новых рынков сбыта создали ВТО. Организация, как отмечалось, предназначена, якобы, для свободной торговли на основе справедливой конкуренции. Однако справедливой конкуренции для всех не получается, так как ограничения, которые введены для новичков, являются дискриминационными. Чтобы достичь нынешнего экономического положения в своих странах, учредители ВТО долгие годы создавали для своих товаропроизводителей относительно тепличные условия. И правильно делали. Но, чтобы сохранить достигнутые преимущества, вновь вступающим в ВТО они запрещают оказывать такую же помощь своим товаропроизводителям. Так как ни по качеству, ни по ценам продукция новичков обычно не дотягивает до конкурентных показателей учредителей ВТО, то товары стран-учредителей заполоняют чужие рынки и гробят местных товаропроизводителей. В итоге так и не ставшие конкурентными отрасли многих стран гибнут, а самим этим странам уготована участь полуколоний. Спрашивается, для чего же руководство России стремилось вступить в ВТО?

Не ответил на этот вопрос и Дмитрий Медведев, выступавший в Госдуме с отчетом о работе правительства. Он заявил, что ВТО – не подарок, а конкурентных товаров у нас нет или совсем мало. Неужели этого нельзя было осознать за все время переговоров с ВТО, которые длились 19 лет, и не вступать в эту организацию? Ведь российские нефть и газ покупали за рубежом и без членства в этой торговой организации. Удельный вес минерального сырья и продуктов его переработки составил в 2012 г. в российском экспорте порядка 70%, различных видов металлов и металлопродукции, в основном первых переделов, – около 7%, продукции машиностроения… 5%. Других же конкурентных товаров у нас нет или совсем мало.В то же время в общем объеме импорта доля машин, технологического оборудования и транспортных средств составила свыше 53%, а потребительских товаров и продуктов питания – около 40%.

Различие «весовых категорий» субъектов международного товарообмена, которое проявляется различным образом, должно компенсироваться дифференциацией квот на импорт той или иной продукции и дифференциацией таможенных сборов при взаимном товарообмене, а также государственными дотациями в различных формах с учетом во всех этих случаях климатических, географических и иных особенностей стран, влияющих на экономические показатели производимой в них продукции. Компенсационные меры могут быть временными и действовать до выравнивания «весов» участников товарообмена, или постоянными при объективной неустранимости упомянутых выше факторов.

Критерии размеров компенсаций должны устанавливаться, исходя из условий достижения требуемого экономического роста стран - торговых партнеров, и соблюдения их национальных интересов и безопасности, о чем говорится в Уставе ВТО.

Однако ВТО потребовало от России существенного снижения господдержки, в частности, всего сельского хозяйства, ссылаясь на то, что высокий уровень господдержки якобы деформирует равновесие в рыночной конкуренции. Звучит это весьма лукаво, так как на себестоимость продукции в разных странах существенно влияют характерные для них климатические, географические и иные объективные факторы. Если их воздействие не компенсировать таможенным регулированием и господдержкой, то нарушается равновесность условий конкуренции.

Невзирая на эти обстоятельства и в нарушение целей и принципов ВТО, правительство России почему-то решило, в частности, вдвое сократить размеры господдержки сельского хозяйства – с 9 млрд. долларов в 2012 г. до 4,4 млрд. в 2018-м и последующих годах. Принято это решение, невзирая на то, что значительная территория страны находится в неблагоприятных климатических условиях, отличных от европейских, и поэтому сельское хозяйство является у нас весьма рискованной сферой деятельности.

Однако во всех успешно развивающихся экономических системах устойчивость в аграрной сфере обеспечивается именно за счет государственной поддержки. Например, в странах Евросоюза она составляет в среднем 20% от стоимости реализованной продукции, в Японии – почти 50%, в Норвегии – более 60%, а в России – почему-то менее 10%. Причем за годы «реформ» объем сельскохозяйственного производства в России сократился почти вдвое, а государственная поддержка аграрного сектора уменьшились в 10 раз. Иначе говоря, отечественный аграрный сектор перед вхождением страны в ВТО уже находился в ущербном состоянии, и, если не будут предприняты спасительные меры, он обречен на окончательный развал.

Помимо губительного сокращения государственных дотаций, переговорщики с ВТО подписали кабальные условия по ликвидации импортных квот и ввозных пошлин, что окончательно погубит остатки отечественного товарного производства. Первым ощутило на себе все прелести «свободной конкуренции» российское свиноводство.
В 2006-2012 годах в свиноводство было вложено примерно 300 млрд. рублей, в том числе свыше 200 млрд. в виде частично субсидируемых государством кредитов. За это время производство свинины в стране возросло до 2,743 млн. тонн, увеличившись почти на 70%. Рентабельность отрасли возросла в среднем до 25%, поэтому относительно высокая доходность позволяла рассчитывать на окупаемость реализованных проектов в течение 7-8 лет.

При сохранении привлекательности отрасли для инвестиций в ближайшие 5-6 лет промышленное производство свинины в соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы должно вырасти еще на 50-60% или более чем на 1 млн. тонн в живом весе. Если сохранятся прежними темпы развития отрасли, что возможно лишь при сохранении способствовавших ее росту экономических условий, то к 2020 г. можно будет достигнуть производства мяса свинины в количестве не менее 85% от ее потребления в стране. В результате импорт свинины с нынешних 1,2 млн. тонн, что составляет примерно 40% от общего ее количества, потребляемого в стране, сократится до 15%.

Однако после присоединения России к ВТО свиноводство оказалось самой незащищенной отраслью. Если средняя таможенная пошлина на сельхозпродукцию была снижена с 15 до 11%, то на свинину, поставляемую по квоте, пошлину вообще отменили. Пошлину на сверхквотную поставку снизили с 75% до 65%, при этом для сверхквотной свинины отменили прежде обязательный нижний предел пошлины - не менее 1,5 евро за килограмм. Пошлина на живых товарных свиней, ввоз которых не ограничили квотами, снижена в 8 раз - с 40 до 5%, кроме того, практически выведены за рамки квотного режима таможенного регулирования около 500 тысяч т импортных шпика и свиных субпродуктов. Отменили также адвалорную пошлину – процентную ставку, взимаемую с таможенной стоимости продукции, указываемой ее продавцом. С 2020 года квоты на свинину отменят и введут единую «плоскую» пошлину в 25%.

Благодаря существенному снижению ввозных пошлин значительно возрос сверхквотный импорт свинины, увеличившись в 2012 г. в сравнении с 2011 г. почти на 360 тысяч тонн или почти на 100%. При сохранении нынешнего положения сверхквотный импорт свинины возрастет оценочно до 600 - 800 тысяч тонн в год, т.е. в 1,5-2 раза больше квоты, а со свиными субпродуктами и шпигом – еще больше. В прошлом году импорт свинины и свиных субпрподуктов составил 1,231 млн. тонн. В пересчете на одного человека у нас суммарная импортная квота составляет почти 10 кг всех видов мяса, кроме того, импортируется еще 8 кг на человека сверх квоты. А в странах Евросоюза установлена квота для импорта всех видов мяса, исходя из 1 кг на человека. Похоже, переговорщики из Минэкономразвития и правительства об этом «не ведали».

Возросшие в прошлом году объемы импорта – почти на 360 тысяч тонн и одновременно увеличившиеся объемы собственного производства свинины – более чем на 300 тысяч тонн привели к значительному росту предложения товарных свиней и свинины на рынке. Но оно оказалось избыточным для отечественных мясоперерабатывающих предприятий, которые своими мясными продуктами практически полностью - на 95%, в частности, колбасами - на 99,6% удовлетворяют нынешний внутренний спрос. В результате цены на живых свиней и свиные туши буквально за полгода с начала действия условий ВТО снизились в среднем на 30% и оказались ниже себестоимости. Немалую роль в обвале цен сыграла искусственная дешевизна импортной свинины. Этому способствовал также значительный рост импорта мяса птицы – «конкурента» свинины. Казалось бы, потребитель должен выиграть от такой навязанной конкуренции. Однако свиное мясо в магазинах как стоило от 300 до 500 рублей за килограмм, так и стоит. И колбасы не подешевели.

Вот что рассказал на апрельском в этом году совещании в правительстве по вопросам животноводства губернатор Белгородской области Е. С. Савченко:

«В первом квартале текущего года в Белгородской области, где самое современное конкурентоспособное производство, затраты на производство 1 кг свинины составили 73,8 рубля, а цена реализации – лишь 58,2 рубля без НДС. Убыток – 15,6 рубля на 1 кг. Положение в птицеводстве тоже негативное. Ситуация усугубляется ростом нереализованных остатков мяса и складских остатков мяса птицы и свинины. По области они сегодня составляют по птице 32 тысяч тонн, по свинине – более 7 тысяч, итого почти 40 тысяч тонн – это в три раза больше, чем год назад. Поэтому запас финансовой прочности, особенно у мелких и средних товаропроизводителей, на сегодня практически исчерпан. Некоторые из них уже заявили о сбросе поголовья, сокращении рабочих мест, хотя мы эти намерения индивидуально с каждым разбираем и стараемся сдерживать, насколько возможно. Я думаю, что если ситуация не изменится, то с мая-июня начнётся неисполнение обязательств перед банками, кредиторами наших основных заёмщиков. Планируемые меры позволят ослабить напряженность в отрасли, но, думаю, не решат всё-таки коренных проблем».

В нынешних условиях возврат инвестиционных кредитов для многих, не интегрированных вертикально, компаний становится практически невыполнимой задачей со всеми негативными последствиями и для банковского сектора. Поэтому появление новых проектов, способных возместить выпадающие объемы и продолжить прирост отечественного производства в этих условиях становится невозможным. В силу неизбежного падения производства в личных подсобных хозяйствах (по данным Росстата - до 35% от общего объема), а также в старых неэффективных комплексах (около 20% от объема промышленного производства или не менее 450-500 тысяч тонн) общее производство свинины после его ожидаемого инерционного прироста в 2013-2014 годах в последующие годы неминуемо резко снизится. При этом свиноводству угрожает возврат к обвальному состоянию семилетней давности – уровню 2005 года. Иначе говоря, все невероятные усилия, затраченные в последние годы бизнес-сообществом и государством для снижения зависимости от импорта, окажутся напрасными.

Подобное ожидает всю мясную и мясоперерабатывающую отрасли. По прогнозу экспертов, при незащищенности от импорта к 2020 году вместо предполагаемого производства готовых мясных продуктов в объеме 3,5 млн. тонн валовой стоимостью свыше 800 млрд. рублей будет изготовлено только 2,5 млн. тонн, и отрасль окажется с деградирующей эффективностью и со старыми производственными активами, т.е. станет неконкурентоспособной. Стагнация отрасли чревата также снижением прогнозируемого ВВП на 200 млрд. рублей, потерей 25 тысяч рабочих мест и уменьшением бюджетных доходов. Таковы результаты деятельности переговорщиков с ВТО только по импорту мяса и мясной продукции (подробности в статье«Свиноводству в России угрожают ВТО, дороговизна кормов и африканская чума. Как без бюджетных денег спасти жизненно важные для страны мясные отрасли».– «Промышленные ведомости» № 3-4, апрель 2013 г.).

Отсутствие условий для справедливой, по правилам ВТО, конкуренции российской продукции мясной и мясоперерабатывающих отраслей на внутреннем и внешних рынках должно было стать весомым аргументом для исключения этой продукции из соглашений с ВТО.

Усиление кризиса российской экономики, вызванное ничем не оправданным вступлением страны в ВТО, не ограничится сельским хозяйством – его волна промчится по всем отраслям, в том числе связанным с сельским хозяйством технологическими и экономическими цепочками.

В последние годы в России был разработан и принят ряд стратегий и госпрограмм развития отдельных отраслей промышленности, предусматривающих технологическую модернизацию и наращивание отечественного производства. Успех их реализации полностью зависит от государственной поддержки и разумной защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Консервативные оценки показывают, что в случае реализации упомянутых стратегий и госпрограмм рост производства составит 1-2% в год в основных отраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности, 5-10% - в секторах машиностроения и легкой промышленности.

Однако членство в ВТО делает невозможным достижение таких темпов развития: российские инвесторы уйдут из реального сектора, а иностранные придут, чтобы скупить остатки разрозненных активов для полного устранения российских конкурентов. Начало их устранению было положено, как известно, «ваучерной» приватизацией. Очевидно, мезальянс с ВТО поставит крест на попытках вывести страну из затяжного экономического кризиса и освободить ее от «нефтяной иглы».

Как отмечалось, условия, на которых Россия присоединилась к ВТО, создают заведомо неравную конкуренцию с иностранными хозяйствующими субъектами, а принятые нами обязательства не приведут к декларируемым, ничем не обоснованным, выгодам. В частности, требования снизить дотации селу в отношении России были неправомерны - мы не можем их уменьшить не только в силу наших природных условий, но и потому, что еще не достигли технико-технологического и экономического уровня развития агропромышленного комплекса, необходимого для справедливой конкуренции.

По оценкам Минсельхоза, для ликвидации последствий вступления в ВТО сельскому хозяйству потребуются ежегодные субсидии как минимум в сумме 96 млрд. рублей и сохранение до 2020 г. нулевой ставки налога на прибыль. Судя по дискуссии на упомянутом апрельском совещании в правительстве по вопросам животноводства, ситуация с бюджетным финансированием сельского хозяйства в целом и животноводства, в частности, остается пока туманной.

По указанным выше причинам никакой надобности включать почти все виды продукции в соглашения с ВТО не было. Российские предприятия не готовы их экспортировать, что не только превращает торговую конкуренцию в «игру в одни ворота», противоречащую принципам этой организации, но и угрожает их существованию. По мере последующего сокращения и ликвидации до 2020 г. ввозных пошлин на все виды продукции, производство ее большей части, неконкурентной, будет все больше и больше сворачиваться. Ведь не ограничиваемый либо мало ограничиваемый таможенным регулированием импорт продукции, которую производят также и в стране-импортере, нередко порождает превышение ее предложения над внутренним спросом.

Если импортная продукция приводит к избыточному предложению и оказывается дешевле продукции страны-импортера, то внутреннее производство этой продукции сворачивается. К тому же, чтобы изничтожить конкурентов в стране-импортере цены на импортные товары поставщики станут искусственно занижать и их отечественные аналоги окажутся нерентабельными, как это произошло со свининой. Замечу, нефть, газ и электроэнергию исключили из соглашений с ВТО, очевидно потому, что они обеспечивают основную часть доходов в бюджеты.

Судя по статистике внешней торговли, могут быть заинтересованы в пребывании в этой организации, в какой-то мере, российские производители металлов и металлопродукции, а также минеральных удобрений. Экспорт калийных и азотных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ составляет в последние годы примерно 60% от общего их производства. Экспорт же готового проката черных металлов не превышает 12-13% объема его производства в стране. Таким образом, свыше 85% готового металлопроката потребляется сейчас внутри страны, на все производство которого затрачивается свыше 87% количества выплавляемой стали. Так как с ликвидацией ввозных пошлин сократится производство многих видов продукции, в том числе, в которых используется сталь, то и черную металлургию постигнет участь того же свиноводства, первым испытавшим губительные последствия соглашений с ВТО.

Даже приведенный простейший анализ показывает, что к 2020 г., когда начнут действовать в полную силу все требования ВТО по ликвидации таможенных барьеров в России, ее консолидированный бюджет может лишиться примерно половины нынешних налоговых поступлений. Если руководство страны намерено все же восстановить отечественную экономику, то необходимо, в первую очередь, добиться в судебном порядке аннулирования соглашений с ВТО, как противоречащих Уставу этой организации, и поэтому юридически ничтожных.

***
Втягивание нашей страны в ВТО сыграло и положительную роль. Многим теперь стала очевидна тяжелая наследственность органов исполнительной власти, ведающих экономическими вопросами: хроническая неспособность к деятельности и решению проблем в условиях рыночной экономики и международной конкуренции. Это следует даже не из кабальных соглашений с ВТО. Соглашения – всего лишь очередной этап 19-летних усилий по созданию и наращиванию порочного круга надуманных «либеральных» заморочек. Страна все эти долгие годы не может из него вырваться, потеряв свою былую экономическую мощь.

Если выявлены причины заболевания, обусловленные тяжелой наследственностью, то появляются надежды на спасение. Вполне возможно, что в Минэкономразвития, осознав многолетние хронические заблуждения, откажутся от гаданий на кофейной гуще, и совместно с Центробанком, Минфином, Минсельхозом и Минпромторгом заведут в качестве физической модели свиноферму с целью изучения и прогнозирования тенденций в экономике. А для окупаемости затрат свинину и субпродукты станут реализовывать в магазинах, которые откроют в министерских зданиях и Центробанке.

Зарплата одного лишь бывшего главы ЦБ превышала 1 млн. рублей в месяц, что намного больше, чем у президента страны. Поэтому, глядишь, за счет хозрасчетного содержания чиновников и деньги бюджетные сэкономятся, и польза для государства и общества немалая будет, причем не только финансовая, но также шкурами и щетиной. Да и чиновники упомянутых министерств, пребывая в штате свинофермы на грошовых окладах, возможно, малость азам экономики подучатся, так сказать, пройдут начальную практическую школу. Правда, времени для ликбеза почти не остается, к тому же их способности освоить даже краткий курс капитализма на примере свиноводства представляются весьма и весьма сомнительными.

Источник публикации: Промышленные ведомости