За потерю газового рынка Европы расплатятся население и промышленность в РФ?

Дата публикации: 19.10.2023

Государство за счет повышения НДПИ на газ заберет у "Газпрома" 90% выручки, которую компания получит в результате опережающего роста тарифов в 2024—2026 годах. За счет этого налога, который фактически взимается с потребителей, бюджет планирует получить около 110 млрд руб. в год. В 2024 году оптовые цены на газ вырастут на 11,2% для всех, в том числе населения, кроме того, уже с 1 декабря 2023 года оптовая цена на газ будет увеличена на 10% для отдельных категорий промышленных потребителей. Рост тарифов чреват для платежеспособного спроса населения и для конкурентоспособности предприятий, вот только за что именно они платят? Подробности — в материале Накануне.RU.

Из рук в руки

Изначально повысить тарифы на газ для всех потребителей внутри страны предложила ФАС в середине года, однако повышение было больше запланированного, зато "не выше инфляции", что, конечно, очень удобно для любого увеличения ставок. И такая индексация тарифов, как это модно называть, должна пройти и в 2024, и в 2025 годах, что в целом можно оценить как опережающая индексация.

В Минэнерго идею поддержали, отметив, что такая мера позволит обеспечить сохранение текущих коммуникаций по поставкам газа, а также провести их модернизацию, так как около 30% коммуникаций находятся в эксплуатации более 40 лет. Да и газификация всей страны все еще не проведена, к 2030 году (!) уровень газификации регионов ожидается на уровне только 82,9%. История с затянувшейся газификацией тянется уже долгие годы, но вот, кажется, власти придумали, как ускорить процесс — собственно, взять больше с потребителей.

Минфин в это время ломает голову, как бы пополнить бюджет — и вот оно, спасение прямо перед глазами. А почему бы не повысить налог на добычу полезных ископаемых для газовиков? Таким образом в ведомстве надеются получить более 90% той выручки, которую "Газпром" получит от повышения тарифов, а это около 110 млрд руб. Конечно, это меньше 1% от годового бюджета страны, но Минфин, судя по всему, пытается собрать с России по нитке.

Собственно, в Госдуме и не скрывают, что нацелены прямо на "Газпром" и на изъятие его выручки от повышенных тарифов. Так, на заседании комитета по бюджету и налогам разгорелся спор о том, как это скажется на тарифах для населения. Замминистра финансов Алексей Сазанов пытался объяснить, что законопроект о повышении НДПИ за тарифы не отвечает, он наоборот догоняет это повышение, но как-то слабо верится, что газовый гигант так просто отдаст миллиарды рублей и махнет рукой на дополнительную выручку, которая вот-вот могла ему достаться.

"В данном случае мы не обсуждаем, вводить или не вводить индексацию — она уже введена, просто здесь решается вопрос — нам изымать эти дополнительные доходы, которые "Газпром" получит, или не изымать в федеральный бюджет", — заявила на заседании первый зампред комитета Ольга Ануфриева.

А вот цели теперь ставятся под вопрос — если в Минэнерго заявляли о поддержке сетей, модернизации и проведении новых, то в Минфине цели изъятия не раскрывают.

"Эти деньги целевые, я не могу вам озвучить. Если вы попросите на закрытых совещаниях у Антона Германовича [Силуанова], он ответит, куда это пойдет. Это деньги абсолютно умышленно целевым образом пойдут на определенные нужды", — отчитался замминистра финансов Алексей Сазанов.

Кроме того, возникают вопросы и по поводу нагрузки на потребителей. Если на комитете Сазанов говорил про индексацию цен на газ на все категории потребителей, то уже на первом чтении в Госдуме формулировки были несколько иными:

"Действительно, источником выплаты дополнительной надбавки НДПИ будет являться дополнительная индексация тарифов на газ для промышленных потребителей, но эта дополнительная индексация не затронет ЖКХ, производителей электроэнергии и население".

Возможно, замминистра финансов просто запутался в индексациях, но тем не менее, факт того, что "Газпром" просто повышает тарифы, а получаемые с потребителей деньги ловкостью рук, теперь уже по закону, будет изымать государство в бюджет — остается фактом. Но тут уже даже в "Единой России" понимают главный подводный камень законопроекта.

"Если у газовиков цены увеличивается, это же все равно ложится в цены для населения. Вы же умный человек, вы же понимаете, что это все автоматом пойдет в тарифы для населения … Нам что люди-то скажут? У нас ведь выборы в марте", — предупреждал на заседании комитета по бюджету и налогам депутат Игорь Шубин.

Тем не менее, комитет одобрил законопроект к первому чтению, пусть и не единогласно — против или воздержались лишь несколько членов комитета, среди которых была и Оксана Дмитриева. В беседе с Накануне.RU она объясняет, что принятие такого законопроекта чревато тем, что будет просто замкнутый круг индексации и изымания выручки, когда "Газпром" будет повышать тарифы, чтобы компенсировать убытки, а государство будет изымать эту "компенсацию" в бюджет, и чтобы снова компенсировать "изъятие", тарифы снова будут расти.

"Я считаю, что это неправильная мера, потому что фактически это забирается не у "Газпрома", не у естественного монополиста, это забирается у всех потребителей — и у населения, и у предприятий за счет увеличения тарифа. Естественно, это превратится в замкнутый круг, поскольку будет мультипликационный эффект для издержек у всех, это будет провокация инфляции издержек", — уверена депутат, экономист Оксана Дмитриева.

А за что платим?

Примечательно, что в законопроекте есть и другие меры — повышение акцизов на табак и алкоголь, сокращение дисконта к марке "Brent" для расчета нефтяных налогов и некоторые другие меры, которые уже заложены при формировании бюджета на следующие годы. Иными словами, Минфин уже все посчитал и изъятие выручки на газ прикрыл другими мерами, которые нужно принять, а значит, нужно принять и растущий НДПИ.

"Законопроект направлен на мобилизацию дополнительных доходов в федеральный бюджет и на исполнение поручения президента в части снижения влияния на экономику РФ приостановления отдельных положений международных договоров в области налогообложения", — так необходимость законопроекта объяснила Ольга Ануфриева.

То есть международные договоры приостановили, расплачиваться за это будут потребители внутри страны. Кроме того, как известно, газовый рынок Европы оказался потерян в последние несколько лет, что тоже ударило и по газовому гиганту (отчего он и полез в кошельки внутренних потребителей), и по бюджету (отчего власти полезли в кошелек газового гиганта). Сокращение газового рынка оказалось огромным — если в 2021 году Россия поставляла в Европу около 160 млрд кубометров газа, то в 2022 году объемы постепенно сократились до 80 млрд "кубов", а в конце 2022 — начале 2023 и вовсе до 20-25 млрд.

Если с нефтью, углем, нефтепродуктами дела обстоят проще — их можно загрузить на танкер и отправить в другую точку мира, то с газом все сложнее — ему нужна труба. Либо это должен быть сжиженный газ, но таких апробированных технологий у России пока нет, мы можем сами строить малотоннажные, среднетоннажные СПГ, но не крупные, объясняет эксперт.

И полностью перекрыть поставки газа в ЕС поставками в Китай не получится по ряду причин.

  • Во-первых, потому что много лет планируемый проект "Сила Сибири-2", на который делают ставку власти, все еще не обрел понятных очертаний в подписанных государствами документах.
  • Во-вторых, даже если это случится, все равно время постройки займет, как считает Игорь Юшков, в лучшем случае года три.
  • В-третьих, трубопровод не будет сразу загружен максимальными объемами, так как Китаю столько не нужно. "Сила Сибири-1" наращивает объемы постепенно, примерно по 5 млрд кубометров в год, но это не максимум проектной мощности — КНР наращивает поставки по мере увеличения потребления.

Поэтому июньские планы вице-премьера Александра Новака за 7 лет нарастить российский экспорт на Восток до 170 млрд "кубов", а также слова Владимира Путина в интервью китайскому изданию о перспективных планах по газовым контактам и "Силе Сибири-2" кажутся пока слишком оптимистичными. Вероятно, можно предположить, что все это время внутренние потребители будут расплачиваться за потерю европейского газового рынка.

Вместо этого, как считают эксперты, "Газпром" мог бы нарастить газификацию внутри страны, но это для него такой "нерентабельный проект в долгую", а деньги нужны здесь и сейчас. Что касается бюджета, то и там есть масса других вариантов, как пополнить казну за счет газового монополиста, а не за счет тех средств, которые он выуживает повышением тарифов.

"Если вопрос в пополнении бюджета, то можно найти другие источники, в том числе у естественного монополиста, в частности прибыль, которая может не распределяться на дивиденды, а идти непосредственно в бюджет, не только та часть, которая приходится на долю государства, но и вся остальная. Ведь это монополист с госучастием — можно всю отчетность посмотреть, всю себестоимость и издержки. Опять же, пополнение бюджета можно было обеспечить за счет изъятия прибыли в той или иной форме у естественных монополистов, не раскручивая инфляцию, не создавая дополнительные издержки у всех потребителей", — резюмирует Оксана Дмитриева в беседе с Накануне.RU.

Автор:

Евгений Иванов



"То есть сокращение со 160 до 20-25 млрд кубометров. Понятно, что мы на эти 140 млрд просто сократили добычу, перенаправить этот газ никуда не получится, потому что речь идет именно о газопроводных поставках", — объясняет в беседе с Накануне.RU аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

Источник публикации: Накануне.ru