ЭкономиCOVID: воспитательный вирус из Китая

Дата публикации: 12.03.2020

Вспышка коронавируса начала распространяться практически из самого центра КНР. Сначала она затрагивала сам Китай, сорвав массовые мероприятия к Празднику весны и повлияв на работу транспорта, туризма и общепита. Из-за карантина новогодние каникулы в Китае продлились, а затем и вовсе затянулись более чем на месяц. Практически всё полуторамиллиардное население страны сидело по домам, очень редко выходя на улицу. Остановка нормальной работы на "мировой фабрике" сказалась уже на всей мировой экономике. За короткий срок мир смог осознать, что случится, если "захворает" Поднебесная, это наглядный пример и для США, ведущих с ней торговую войну. Но найдется ли "островок стабильности", если ситуация продолжит усугубляться?

Коронавирус, получивший название COVID-2019, оказался очень заразен. Смертность от него хотя и ниже, нежели у атипичной пневмонии, но всё же гораздо выше, чем у обычного гриппа. Надёжных лекарств от него нет, клинические испытания специальных вакцин начнутся лишь в середине апреля. Поэтому введение карантина оказалось единственным средством предотвратить дальнейшее распространение болезни. Уже сейчас очевидно, что эпидемию коронавируса в Китае удалось запереть в эпицентре – провинции Хубэй и городе Ухань.

Судя по текущей динамике заболеваемости, к середине марта в КНР может остаться лишь несколько сотен заболевших, нагрузка на медицину снизится, промышленное производство может уже к концу месяца достичь 80% от нормы, а к маю до этой же отметки дойдёт и потребление.

COVID-19 – не первая эпидемия, при которой в Китае вводится масштабный карантин. Ранее подобное случалось во время атипичной пневмонии в 2003 г. Научно-исследовательский институт при Народном банке КНР провёл исследование, в котором сравнил нынешнюю ситуацию с событиями 2003 г. 16 лет назад влияние эпидемии на экономику оказалось очень сильным, однако непродолжительным. Квартальный рост экономики КНР в 2003 г. был 11,1%, 9,1%, 10% и 10%, то есть он сумел довольно быстро нормализоваться после того, как распространение болезни пошло на спад.

Кроме того, особенного распространения эпидемия атипичной пневмонии достигла в провинции Гуандун и в Пекине, на которые приходилось 11,6% и 3,6% ВВП Китая. Сейчас очаг болезни пришёлся на провинцию Хубэй, доля которой в экономике страны в 2019 г. составляла 4,3% (собственно Ухань ещё меньше – всего 1,6%).

"Пэнпай синьвэнь" обращает внимание на то, что наибольшее падение экспорта пришлось не на период атипичной пневмонии, а на время финансового кризиса 2008-2009 гг. Поддержка банков в тот период позволила исправить ситуацию, однако обернулась большим количеством плохих долгов.

Доля экспорта в ВВП КНР(2020)|Фото:thepapper.cn

Фото:thepapper.cn

Как же будет в этот раз? Китайская экономика уже не растёт двузначными темпами, в последние годы КНР находился в стадии замедления экономического роста. Проблемы финансирования частных малых и микропредприятий становятся более серьезными. Эта эпидемия еще более усугубит положение большого числа предприятий, что приведет к ослаблению возможностей корпоративного погашения, напряженностям в цепочке капитала, обрыву и даже невозможности погашения.

И если в 2003 г. Китай только вступил в ВТО, что стало серьёзным подспорьем для его экспорта, то нынешние сложности в китайском народном хозяйстве проходят на фоне принципиальных разногласий с Соединёнными Штатами. Вашингтон, крупнейший торговый партнёр Пекина, начал против него торговую войну. В середине января была подписана первая фаза торгового соглашения, однако до полного окончания торговой войны ещё далеко.

И заметные потери вызвали даже домыслы о том, что возникновение вируса стало следствием применения бактериологического оружия, призванного спровоцировать в КНР экономический кризис. Однако эпидемия ударила и по американской экономике: Китай повременил с закупкой ряда товаров, которые обязался приобрести по итогам торговой сделки, а болезнь начала распространяться и по территории США, в Калифорнии из-за коронавируса ведён режим ЧС. Рост американской экономики в первом квартале этого года может замедлиться на 0,1 - 0,3%.

При этом эпидемия затронула и другие азиатские страны с развитым производством – Японию и Южную Корею. Крупнейшие компании последней – производители электроники Samsung Electronics и LG Electronics ограничивают совместную работу не только с Китаем, но и с Вьетнамом, который затронут эпидемией незначительно.

На первый взгляд, от происходящего могла бы выиграть Индия, также производящая немало экспортной продукции, но тем не менее она тоже зависит от экспорта из Китая. На поставки из КНР приходится 25% автомобильных запчастей, удобрений, 65-70% активных фармацевтических ингредиентов. В общем, разрыв производственных цепочек из-за карантина наносит урон всей мировой экономике.

По всей видимости, экономический ущерб от COVID-19 может быть выше, чем от атипичной пневмонии 2003 г. "Россия, например, теряет до 1 млрд руб. в день. С другой стороны, эпидемия идет на спад, возможно, в Китае скоро снимут ограничения на мобильность, и это будет сигнал для всех. Останутся очевидные очаги эпидемии за пределами Китая (Италия, Южная Корея, Иран), где карантинные меры оправданы. Но снимать ограничения на грузопотоки и пассажироперевозки, связанные с бизнесом, нужно всем и уже сейчас", – рассказал Накануне.RU главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский. Тем не менее делать окончательные выводы до публикации официальной статистики пока рано.

Эпидемия показала уязвимость всей мировой экономики, но не сможет положить конец росту протекционизма в США, так считает экономист Андрей Паршев. По его словам, происходит очередное волнообразное колебание между тенденциями глобализации и протекционизма. "Если мы возьмём экономическую историю не только XX, но и XIX веков, мы обнаружим периоды, когда сильные экономики продвигали идеи и практики либерализации внешней торговли, скажем, в начале XIX века это была Англия, но затем экономики, которые рассчитывали на какое-то развитие и которым мешала эта либерализация, вводили протекционистские меры и развивали собственную экономику. Потому что если есть какой-то товар на рынке и отлажено его производство, в этих условиях развить производство данного товара очень тяжело", – говорит он.

Сейчас немного парадоксальная ситуация, и как раз экономики, сильно продвигавшие идеи и практики либерализма, вынуждены защищаться. "Трамп нашёл благодарный отклик от своих сограждан, в первую очередь занятых в сфере реального производства. В Америке это довольно большой слой, у нас, кстати сказать, он гораздо меньше, вымер в значительной степени. Его противники пытаются затушевать именно эту главную проблему – то, что глобализация для Соединённых Штатов убивает рабочие места, потому что владельцы производств выводят их в регионы с низкими издержками", – отметил эксперт в беседе Накануне.RU.

Для России это очередной пагубный пример надежд на встраивание в чужие экономические модели – на фоне проблем, которые несет с собой вспышка коронавируса, РФ отказалась подписать продление соглашения с ОПЕК+ об ограничении поставок нефти, и снижение стоимости "черного золота" может стать для нас новым историческим испытанием. Доллар за короткое время рухнул до показателя в 73 руб.

Отчёт Госсовета (правительства) КНР за прошлый год и утверждение планов на текущий должны стать предметами рассмотрения сессии Всекитайского собрания народных представителей, но из-за вспышки болезни она перенесена на неопределённый срок. Китаист Николай Вавилов даже предполагал, что публикация статистики откладывается, чтобы скрыть провалы в экономике, однако предварительные данные Государственного бюро статистики показывают, что за прошлый год провала не случилось и экономический рост остался в плановых показателях в районе 6%.

Похоже, переворота или "гибридной гражданской войны" из-за эпидемии все-таки ждать не следует, однако как именно Китай станет возвращаться к нормальной жизни, и правда станет понятно лишь после сессии ВСНП. И за этим будет следить весь мир.


Автор:

Павел Мартынов








Источник публикации: Накануне.RU