Итоги внешнего управления: 6 лет назад был принят закон о РАН

Дата публикации: 03.10.2019

В МИА «Россия Сегодня» прошла пресс-конференция президента РАН. А.М. Сергеев ответил на вопросы журналистов об итогах шести лет реформы Российской академии наук, о результатах и перспективах преобразований. Президент РАН объявил о публикации результатов опроса академиков, членов-корреспондентов и профессоров РАН. Цель опроса — сформулировать, как реформа сказалась на РАН, на состоянии науки, фундаментальных исследованиях и определить ключевые действия для эффективного научного развития страны. В итоге было получено общее мнение ученых о федеральном законе «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук...». Результаты опроса будут представлены на всех уровнях государственной власти. 

В начале конференции А.М. Сергеев высказал свое мнение о недавнем докладе комиссии РАН по противодействию фальсификации и лженауки: «Комиссия опубликовала на портале результаты, несогласованные с профильными отделениями. На данный момент отделения анализируют полученную информацию, и существует обратная связь с комиссией. После того, как будет проведен анализ, мы на совете РАН опубликуем результаты. Если выяснится, что кандидаты были неправильно затронуты такими формулировками, то им принесут извинения».

На пресс-конференции академик выразил необходимость, чтобы в перечне предметов деятельности РАН появился пункт о проведении научно-исследовательской деятельности: «В прошлом году по новому закону РАН были даны новые полномочия. Это полномочия по стратегическому планированию и прогнозированию не только в научно-технической сфере, но и в социально-экономической. Для их реализации нужен ресурс. РАН представила свои предложения по увеличению финансирования для их реализации. Мы активно сражались на разных уровнях, и результат сражений неутешителен. Было получено небольшое финансирование по отношению к изначальному запросу. Это связано с тем, что по уставу РАН мы не являемся научной организацией. В основные виды деятельности РАН не входят научные исследования. Именно поэтому в государственном задании РАН нет статьи проведения научных исследований, а в Академии наук не работает ни одного научного сотрудника. Мы считаем важным, чтобы в основных видах деятельности  РАН появилась статья о проведении научно-исследовательской деятельности».

Президент РАН прокомментировал опрос, отразивший оценку научным сообществом состояния российской науки по прошествии шести лет реформы.

«Большинство ученых считает, что состояние дел в РАН ухудшилось. Большинство ученых, которое участвовали в опросе, на вопрос «Как повлияла реформа РАН на науку?» ответили отрицательно. В 10 раз меньше учёных, которые считают, что положительно. Необходимо проанализировать эти данные. Результаты также констатируют существенную региональную разницу в настроениях и в состоянии поддержки фундаментальных исследований».

Александр Сергеев отметил, что остро стоит вопрос научных кадров: «Мало молодёжи остаётся в науке. Ученые не работают в регионах, а переезжают в центральную часть России. Те меры, которые применяются, чтобы удержать молодых учёных в регионах, — недостаточны». 

Опрос показал мнение  сотрудников РАН о положении  российской науки по сравнению с передовыми наукоориентированными странами. Половина участников опроса считает, что российские ученые удерживают паритетный уровень исследований. Однако по производному критерию отечественная наука проигрывает. 

А.М. Сергеев отметил, что опрос отразил, как учёные оценивают правильность направления, в котором движется наука: «Значительная часть учёных представляет те приоритетные направления, в которых их науки должны развиваться. Существуют школы и возможности двигаться вперёд. Но вместе с тем, небольшая часть учёных понимает те долгосрочные цели, которые поставлены перед учёным нашей страны».

По результатам опроса 80% учёных считают, что могут влиять на государственную научную политику. «Учёные любят, когда с ними советуются о проведении реформ. И негативно воспринимают, если реформы фиксируются сверху без альтернативы. В последнее время ряд существенных решений в отношении науки принимаются без обсуждения с учёными. Во всем мире принято советоваться с научным сообществом во время крупных преобразований. Нам обязательно нужно возвращаться к этой практике — к широким научным обсуждениям. В этом случае научное сообщество будет работать эффективнее. У нас в стране нет других учёных. Важно заботиться о том, чтобы наш интеллект чувствовал себя комфортно в России», — отметил Сергеев.

На пресс-конференции президент РАН рассказал об основных преобразованиях, которые необходимо провести: «Очень важны затраты на обеспечение рабочего места ученых. На каждого научного работника в стране приходится сто тысяч долларов финансирования в год. К сожалению, все эти цифры даются по паритету покупательной способности (ППС). В науке мерить затраты на ученых таким образом неправильно.  В России научное финансирование в 10 раз меньше, чем в передовых странах. С существующим уровнем отставания войти в пятерку стран по науке невозможно».

В числе предлагаемых мер по развитию фундаментальной науки — обновление инструментальной базы. «Необходимо улучшить научную инфраструктуру. РАН выступала за то, чтобы этот показатель был основным и вошел в Национальный проект «Наука». Мы поддерживаем поиск средств для обеспечения наших ученых современным инструментарием. В науке очень многое определяется владением современным научным инструментарием».

Второе предложение связано с дебюрократизацией науки. 90% участвующих в опросе говорят о том, что необходима дебюрократизация науки. Ученые не должны быть заняты отчетностью, которая идет сверху.

Сергеев также отметил необходимость привлекать средства в науку из частного сектора: «Финансирование науки идет из бюджета (70%) и от частного инвестора (30%). Но опрос показал, что это соотношение ухудшается. Ученые оценивают финансирование 80 к 20. Это тревожный факт. РАН совместно с Министерством науки и высшего образования прикладывают большие усилия, чтобы эти средства увеличивались».

Сергеев ответил и на вопрос об этапе развития Менделеевского фонда: «Мы договорились с частными инвесторами о финансировании фонда. Сейчас прорабатывается юридический вопрос, как фонд будет функционировать. Мы рассчитываем на государственно-частное финансирование. Важно присутствие государственной доли — это знак поддержки со стороны государства. Проект — насущная необходимость, поскольку будет поддерживать российских ученых в крупных международных консорциумах».

В завершении пресс-конференции А.М. Сергеев высказался о новом законе о науке: «Сейчас нет спешки в принятии закона о науке, поскольку он ничего концептуально нового не принесет. Мы решили подождать год, увидеть результаты реализации Национального проекта. И с учетом новой системы координат решим, как должен выглядеть закон».


 

Источник публикации: Научная Россия