Реальная доля теневой экономики в России может достигать 30% ВВП

Дата публикации: 30.08.2019

По данным Росстата, скрытая экономика составляет 12,7% ВВП. Эксперты рассказали о том, насколько эта цифра соответствует действительности и как государству выводить добросовестных предпринимателей из тени.

Росстат опубликовал данные об объемах теневой экономики в России за 2017 год. Ее доля составила 12,7% ВВП или 11,7 ТРЛН рублей. Это всего лишь на 3,3 ТРЛН меньше, чем все доходы федерального бюджета в 2017-м. Лидеры неформального сектора – рынок недвижимости, сельское хозяйство и рыболовство, а также строительство.

При этом, по данным Росфинмониторинга, за 2018-й доля теневой экономики составила 20% ВВП и превысила 20 ТРЛН рублей, что превзошло все предполагаемые доходы бюджета на 2019-й. Мы выяснили у экспертов, почему разнятся оценки скрытой экономики, насколько реальные цифры представляет Росстат и являются ли они критичными для государства.

КАК СЧИТАТЬ СКРЫТУЮ ЭКОНОМИКУ

Председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза отмечает, что теневая экономика подразделяется на несколько видов, некоторые из которых фиксировать практически невозможно:

— Теневая экономика – не всегда преступность, это разные виды экономики, которую Росстат не видит, ненаблюдаемой. Есть та, которая просто не предоставляет отчетность о ведении своего бизнеса. Это совершенно нормальный, законный бизнес – репетиторы, например. Есть экономика, когда само предприятие три четверти продукции ставит в отчетность, а одну четверть - нет. Не криминально, но не очень правильно. А есть криминальная экономика.

Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, завкафедрой финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Александр Хандруев также считает, что некоторые сегменты скрытой экономики недоступны для фиксации и анализа Росстатом. Кроме этого, ряд финансовых операций, используемых для отмывания денег, формально соответствует законодательству, а в реальности также находится в тени:

— Помимо теневой экономики есть еще так называемая серая зона. Теневая – это противоправная деятельность, но многие страны включают туда и уклоняющихся от уплаты налогов. Если взять в более широком смысле слова и все это туда включить, то возможно размеры теневой экономики в России выше, чем указано Росстатом. Надо знать методологию, по каким параметрам и показателям Росстат относил ту или иную сферу деятельности именно к теневому сектору. Очень трудно определить: могут совершаться операции, которые формально соответствуют законодательству, а в действительности являются фиктивными, например, вывод денег за рубеж. Якобы покупаются бумаги, заранее дается кредит компании, связанной с кредитором, и уже известно, что средства не вернут. Поскольку эта деятельность маскируется, то может быть так, что доля теневой экономики выше, чем это официально сообщил Росстат, но насколько – я не готов сказать.

Общественный уполномоченный по правам предпринимателей Александр Хуруджи полагает, что единственный способ определить масштабы скрытой экономики – ориентироваться на данные о потреблении.

— Мы можем посчитать экономику связанную с госсектором, экспортными сделками, госконтрактами и публичными компаниями. Все, что связано со стояночными комплексами, оффшорами, включая обнальные структуры, посчитать практически невозможно. Не говоря уже о том, чем живет наш народ на самом деле – рынки, стихийные ярмарки. Сколько процентов приходится на них, даже сложно представить, тут корректно считать по потреблению, – считает бизнес-омбудсмен.

СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ЦИФРЫ РОССТАТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Владимир Гамза полагает, что цифры Росстата не отражают реальную ситуацию в экономике. По его мнению, доля теневого сектора может достигать 25 – 30%. «Некоторые иностранные эксперты называют цифру около 40%, но я думаю, что она завышена», – считает эксперт. Александр Хуруджи также соглашается, что в тени находится не менее 20% ВВП.

При этом Гамза отмечает, что даже некриминальные сегменты скрытой экономики наносят вред экономической ситуации в целом:

—Теневая экономика вызывает общие отрицательные явления в связи с тем, что она имеет преимущество в конкуренции с нормальной экономикой. Последняя вынуждена стремиться к конкуренции с теневой путем создания неких скрытых элементов. Например, часть продукции не учитывать. Иначе, если нормальная экономика начинает платить все налоги, она становится неконкурентной.

На эту проблему обращает внимание и Александр Хуруджи. Он отмечает, что пока предприниматели, вышедшие из тени, не ощущают улучшения условий.

— Пока граждане считают, как только ты открылся государству, с этого момента ты стал прозрачен и тебе будут постоянно приходить налоги, с карточки постоянно будут списывать средства и в соответствии со 115 ФЗ блокировать счета без объяснения причин. Для них слишком много рисков перехода в белую деятельность, и те, кто переходил, хватаются за голову и говорят, что это сплошная головная боль.

КАК ВЫВОДИТЬ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЗ ТЕНИ

Владимир Гамза полагает, что если государство хочет, чтобы теневой экономики не было, то необходимо значительно облегчить налоговое бремя не только для самозанятых, а для всех представителей малого бизнеса. В связи с тем, что сегмент малого бизнеса в России достаточно небольшой, бюджет не пострадает от этих налоговых льгот:

— Нужно затянуть пояс и создать условия для предприятий, которые работают в прозрачной экономике. Я вас уверяю, что большинство тех, кто сегодня находится в тени, перейдут из нее. По одной причине: над ними всеми висит дамоклов меч ответственности, включая уголовную. Им всем не в радость платить взятки тем, кто их контролирует. Можно обнулить налоги для всего малого бизнеса – предприятий, ИП и самозанятых. И при этом сказать, что каждый год мы будем увеличивать на 1% налог и в течение, допустим, 10 лет доведем его до 10%. Потому что в нашей экономике все эти предприятия занимают очень маленькую долю и в целом бюджет от этого никак не пострадал. Зато у людей появился бы реальный шанс выйти из тени.

Александр Хандруев отмечает, что даже для оценки результатов эксперимента с самозанятыми нужно подождать несколько лет. Основная задача государства – не менять правила игры и налоговые условия для бизнеса.

— Налоговая система приобретает доверие в течение многих лет. Это касается не только самозанятых, но и налога на прибыль, даже НДС – повысили на 2%, а по факту на 11% люди стали больше платить. И это им не понравилось, они начинают искать пути, как обходить. Любое ужесточение условий вызывает ответные действия, направленные на то, чтобы найти новые способы ухода от налогов. Найти равновесную ставку – очень важная задача, – считает эксперт.

Бизнес-омбудсмен Александр Хуруджи полагает, что если государство сумеет обеспечить предпринимателям гарантии неизменных условий и прозрачных процедур отчетности, объемы теневой экономики могут уменьшиться вдвое за 10 лет:

— После нескольких пробных историй, таких, как введение самозанятых – няни, репетиторы – люди начнут сами говорить и писать, что переход в официальное русло позволил взять кредит в банке совершенно под другой процент, воспользоваться инструментами субсидирования. Люди поймут, что это экономически более выгодно. Предприниматели умеют считать свои деньги и начнут выходить из тени. Государство не сможет вывести их оттуда насильно. Здесь необходимо не столько стимулирование под страхом ответственности, сколько мотивация. Если говорить только о страхе, то люди придумают, как это обойти.

Источник публикации: dolgi.ru