С третьего захода. В Евросоюзе выбрали кандидатов на четыре ключевые должности

Дата публикации: 09.07.2019

После, казалось бы, провальных переговоров, долгих дискуссий и подковерных договоренностей руководство стран ЕС выбрало кандидатов на четыре ключевые должности в своем союзе.
После выборов в Европарламент, которые состоялись в конце мая, на повестку дня объединенной Европы встал вопрос - кто теперь возглавит ведущие органы объединения: Еврокомиссию, Европейский совет, европейскую дипломатию, а также Европейский центральный банк.

Главным камнем преткновения стала центральная должность в иерархии европейской бюрократии - пост главы Еврокомиссии. Еще задолго до нынешних кадровых баталий фаворитом считался представитель блока консервативных европейских партий Европейской народной партии (ЕНП) немец Манфред Вебер. Он не только был лидером крупнейшей фракции в Европарламенте, но и являлся протеже Ангелы Меркель. Правда, «народники» подкачали на прошедших выборах в Европарламент, потеряв значительное количество голосов. Но тем не менее они оставались в большинстве в новом составе Европарламента. К тому же нынешний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер открыто заявил, что хотел бы видеть своим сменщиком именно Вебера.

Проблема заключалась в том, что его не хотели видеть в главном руководящем европейском кресле несколько лидеров стран, и прежде всего президент Франции Эммануэль Макрон. Сам французский президент заявлял, что речь ни в коем случае не идет о франко-немецкой вражде, и даже риторически предлагал возглавить Еврокомиссию Ангеле Меркель. По данным немецких СМИ, на саммите G20 в Осаке представители стран ЕС, входящих в «двадцатку», договорились не номинировать Вебера, после чего переговоры зашли на новый круг.

Во второй попытке уже Эммануэль Макрон выдвинул три кандидатуры на пост главы Еврокомиссии: главного переговорщика от ЕС по «брекзиту» француза Мишеля Барнье, представителя «Европейских социалистов и демократов», второй по величине фракции в Европарламенте, нидерландца Франса Тиммерманса и датчанку Маргрет Вестер - еврокомиссара по вопросам конкуренции. Однако ни один из них не получил необходимой поддержки европейских лидеров. В первую очередь «погорела» кандидатура господина Тиммерманса, которого прочили в главы Еврокомиссии. Ее «подожгли» представители Восточной Европы - Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, которые заявили, что голландец неоднократно негативно отзывался о «восточниках». Экстренный саммит ЕС 30 июня, на котором лидеры должны были прийти к компромиссу, завершился безрезультатно.

Казалось, Евросоюз идет на полных парах к политическому кризису. Однако два дня спустя, неожиданно для экспертов и аналитиков, главы государств и правительств объединенной Европы пришли к согласию, причем по всем четырем кандидатурам. Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен выдвинута на пост главы ЕК, на котором она сменит Жан-Клода Юнкера. И. о. премьера Бельгии Шарль Мишель сменит Дональда Туска в кресле главы Европейского совета, председательствующего на саммитах Евросоюза. И. о. министра иностранных дел Испании Жозеп Боррель стал кандидатом на должность главы дипломатии ЕС, занимаемой сейчас Федерикой Могерини, а директор-распорядитель Международного валютного фонда француженка Кристин Лагард получит должность главы Европейского центробанка вместо Марио Драги. В сентябре все эти назначения утвердит Европарламент, к исполнению своих обязанностей они приступят с 1 ноября.

Таким образом, больше крупных политических потрясений по теме кадровых назначений в ближайшие месяцы в ЕС не ожидается, если только в Европарламенте не случится нечто совсем непредвиденное. В июле евродепутаты и лидеры ЕС разъедутся на каникулы, а Урсула фон дер Ляйен должна будет начать формировать новый состав Еврокомиссии на основании кандидатур еврокомиссаров, которые ей представят страны ЕС.

Достижение компромисса на саммите стало неплохим результатом, учитывая глубину противоречий между разными странами Евросоюза. Во-первых, соблюден баланс между ведущими странами ЕС - Германией и Францией, каждая из которых получила своего человека во главе одного из ключевых институтов, занимающихся внутриэкономическими вопросами сообщества. Во-вторых, в руководстве Евросоюза представлены все три ключевые наднациональные политические силы сообщества: фон дер Ляйен представляет христианско-демократическую Европейскую народную партию, Мишель - либералов, Боррель - социалистов. В-третьих, соблюден гендерный баланс, причем женщины впервые в истории возглавят наиболее влиятельные институты сообщества - Еврокомиссию и Европейский центробанк. Единственным недостатком в глазах европейских лидеров является отсутствие в этой четверке руководителей институтов ЕС выходцев из Восточной Европы, ведь и спикером Европарламента в минувшую среду был избран итальянец Давид-Мария Сассоли от «Прогрессивного альянса социалистов и демократов».

С этим выводом в целом согласны и эксперты. Так, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули полагает, что формально позиции Германии в ЕС усилятся. С другой стороны, француженка Лагард на посту директора ЕЦБ и представитель франкоязычной общины Бельгии Шарль Мишель уравновешивают представителей Германии в европейском руководстве, отмечает специалист. «Даже когда немцы не возглавляли Еврокомиссию (а это длилось десятилетия), вес Германии был существенен и без всякого поста главы Еврокомиссии, - считает Тэвдой-Бурмули. - Скорее всего, кандидатура фон дер Ляйен - это номинальный реверанс в сторону Германии, крайне важный для немецкого руководства. ФРГ сейчас находится не в лучшей форме в силу внутриполитических осложнений».

А вот научный директор Германо-российского форума Александр Рар подвергает критике сам процесс выборов руководства ЕС. «Людям, которые шли на выборы во всех европейских странах, обещали, что на этот раз решение будет не бюрократическим, а демократическим. Однако на деле никакого демократического решения не было». Все наглядно показывает, что ЕС не демократизируется, а европейским парадом полностью командуют главы национальных правительств, а не европейские институты, считает эксперт. «Это немецко-французский сговор - выдвинуть на руководящие посты подходящих для себя людей, которых фактически никто не ожидал увидеть на этих местах», - указывает Рар.

В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин полагает, что при новом руководстве ЕС Москве нужно быть готовой к «достаточно продолжительным и порой изматывающим дискуссиям, возможно, очередным нелепым обвинениям в духе Терезы Мэй». «Улучшения во взаимопонимании России и ЕС ожидать точно не стоит. По-прежнему в Евросоюзе правят бал силы, настроенные скептически к нашей стране. И диалог будет представлен с достаточно жестких позиций, насколько хватит задора у фон дер Ляйен», - считает политолог.

Источник публикации: Spbvedomosti.ru