Пленарная конференция №7
20 марта 2013

МГУ

Тема: «Сельское хозяйство России: дорожная карта развития»

Игорь Абакумов, генеральный директор ЗАО «Крестьянские Ведомости»

Я хочу поблагодарить организаторов Московского экономического Форума за возможность услышать выдающихся экспертов, сравнить точки зрения и выступить. Мне была предоставлена честь модерировать конференцию о развитии агропромышленного комплекса России. Главной темой конференции было обсуждение дорожной карты развития сельского хозяйства, которую предоставил уважаемый Константин Бабкин.

Выступления профессоров Бориса Фрумкина (заведующий сектором АПК, Института экономики РАН), Анатолия Алтухова (академик-секретарь отделения экономики РАСХН), Давида Эпштейна (профессор Санкт-Петербургского государственного университета), Виктора Ефимова (ректор Санкт-Петербургского аграрного госуниверситета) и представителей реального сектора, руководителей выдающихся агропромышленных хозяйств (один – из Сибири, второй – из Подмосковья) Василия Мельниченко и Павла Грудинина, значительно расширили диапазон разговора, который позволил эту дорожную карту довести до звона основ аграрной политики России.

Почему я не говорю «новой аграрной политики России». Потому что документа, на котором было бы написано «Аграрная политика России» на сей день просто не существует. Между тем продовольствие – это стратегическое оружие XXI века. Это оружие влияния на отдельного человека, на семью, на страну, на целые континенты. Если страна владеет этим оружием – она влиятельна в мире.

Мы предполагаем, что именно это имел в виду Президент России в своем послании Федеральному собранию. В этом документе глава государства отвел целых пять на достижение продовольственной безопасности страны и выхода российского продовольствия на мировые рынки. С этой точки зрения мы и размышляли о ситуации -хватает ли у нас ресурсов, что необходимо сделать, что имел в виду Президент?

Дорожная карта сельского хозяйства как раз и предполагает, что это и есть серьезная попытка реализовать задачу продовольственного доминирования России в мире. Если ставить такую задачу развития продовольственного доминирования в мире, и достижения Россией такой степени влияния, то желательно разработать шаги к этому. Поскольку шагов не прослеживалось, мы и посвятили этому свое обсуждение.

Россия может, должна стать одним из центров продовольственного влияния на планете. Но для этого с достаточной глубиной нужно проанализировать шаги. Не буду их все перечислять. Но самое главное - начинать нужно с признания того, что АПК является особым сектором экономики, требующим особого режима финансирования. Там принято во всем мире.

Требуется новая индустриализация в интересах сельского хозяйства, чтобы породить в сельском хозяйстве платежеспособный спрос, который подстегнет развитие всех отраслей промышленности, начиная с легкой промышленности, заканчивая тяжелой промышленностью, металлургией, машиностроением, авиастроением и так далее.

Однако мы не успели рассмотреть кооперативные пути развития АПК страны. В качестве примера приводился пример нидерландской модели сельского хозяйства. Это страна с территорией меньше Московской области. Там всего 40 тысяч фермеров и нет ни одного крупного агрохолдинга, который принадлежал бы частным лицам. Но эта страна – второй в мире экспортер продовольствия, после США.

Председатель Руслан Семенович Гринберг сказал, что мы работаем в режиме тостов сегодня. У меня тост – дай Бог, этот Форум был не последним.

Решение конференции Сельское хозяйство России: дорожная карта развития

Три кита Дорожной карты развития сельского хозяйства России

Необходимо менять государственную политику, в том числе в области сельского хозяйства. Как?

Наиболее точно ответ изложен в Дорожной карте развития сельского хозяйства России. Это своего рода программа действий, реализация которой позволит России выйти на новый уровень – кардинально изменить уровень жизни селян, повысить их доходы в 2,8 раза.

Достигнуть таких показателей можно в том случае, если будут реализованы три основных блока Дорожной карты, каждый из которых включает ряд важных мер.

1) Развитие внутреннего рынка сбыта. Этот блок включает несколько ключевых предложений, к примеру, необходимость поддержки малоимущих граждан. Реализация этой меры влияет сразу на две цели: развитие производства (за счет повышения доходов крестьян) и развитие рынка (за счет обеспечения стабильного платежеспособного спроса на продукцию).

Стабильность цен на продукции сельхозпроизводства. Для крестьянина стабильность и предсказуемость цен по годам – залог успеха. В США государство гарантирует минимальную цену продукции для фермеров.

Введение ограничений на импорт (требования к продуктам питания, реализуемых в России) – это меры тарифной и нетарифной защиты рынка.

2) Стимулирование производства. Эти меры были основой аграрной политики ЕС до 80-х годов прошлого века, а у нас до сих пор отсутствуют. Это погектарное и поголовное субсидирование. Такой подход позволит значительно нарастить производство основных продуктов в предельно короткие сроки.

Для бурного развития производства сельхозпродукции в России необходимо обеспечить равные конкурентные условия с зарубежными компаниями-производителями. Это ставки по кредитам, налоговая нагрузка, тарифы на услуги естественных монополий, стоимость топливных ресурсов и т.д. В рамках данной меры предлагается отменить все налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства, которые, по некоторым оценкам, составляют до 9% выручки хозяйств.

Проведение внятной технологической политики. У нас до сих пор нет четкого понимания сколько и каких специалистов нужно готовить для отрасли, какая востребована сельхозтехника, какие агротехнологии применять. При этом внедрение ресурсрсберегающих технологий повышает производительность труда в 4 - 5 раз, снижает затраты на производство единицы сельхозпродукции в 1,5 - 3,0 раза.

3) Развитие экспорта. В стране наконец-то должна появиться политика государственного протекционизма. Сегодня это особенно важно, ведь Россия вступила в ВТО на дискриминационных для себя условиях и защищать российских производителей необходимо, в том числе на самом высоком государственном уровне.

Среди наиболее важных мер этого блока также выделю запрет введения эмбарго на экспорт сельхозпродукции. В 2010 году, когда у нас в стране был введен запрет на экспорт зерна, что привело к финансовым потерям фермеров на 100 млрд руб., а с учетом упущенной выгоды эта сумма превысила 183 млрд. рублей.

Чего добьемся?

С учетом имеющейся возможности в течение 4-5 лет вернуть в севооборот большую часть заброшенных из 41 млн. га земель, потенциал производства зерна достигнет 355 млн. тонн в год. Производство картофеля увеличится до 125 млн. тонн, овощей – до 52 млн. тонн.

Аналогичная ситуация будет складываться по мясу. Россия в течение 7 лет вернется по объему производства говядины к уровню 1990 года – 4,3 млн. тонн – рост составит 2,7 раза. По молоку потенциал производства составляет 98,7 млн тонн в год.

В результате реализации Дорожной карты качество жизни 40 млн. граждан России, проживающих на селе, кардинальным образом улучшится, Вырастут доходы в 2,8 раза – до 30 тыс. рублей в сегодняшних ценах.

И, наверное, самое главное. За счет реализации мер Дорожной карты нам удастся превратить сельское хозяйство во вторую крупнейшую отрасль в экономике России, практически сравнявшись с нефтегазовым сектором по доле в ВВП. Россия станет глобальным поставщиком сельхозпродукции и к 2020 году сможет прокормить 1 миллиард человек, что повысит авторитет страны и ее значимость в геополитической системе планеты.


Стенограмма

Решение "Дорожная карта развития сельского хозяйства Российской Федерации"

Презентации докладчиков
Константин Бабкин

Ирина Ермакова

Людмила Орлова

Рафхат Гайсин

Анатолий Алтухов

ПОДЕЛИТЬСЯ: