Торгово-промышленная палата РФ
23 апреля 2021 года в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось совместное заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике по теме «Как сбалансировать доходы государства, инвестиции и экономический рост?».
В заседании приняли участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, член комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева, главный редактор портала КМ.РУ Андрей Паршев, руководитель центра аграрных проблем Института США и Канады РАН Олег Овчинников, генеральный директор консалтинговой компании «Аудит Груп» Юлия Георгиева, председатель Совета директоров ПАО «Пневмостроймашина» Анатолий Павлов, президент Российской Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров, плавный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов, генеральный директор АО «ТАУРАС-ФЕНИКС» Светлана Данилина, действительный государственный советник 1 класса Аркадий Самохвалов.
В ходе заседания были обсуждены следующие вопросы:
• Как стимулировать рост производства в условиях дефицита бюджетных средств?
• Таможенно-тарифные инструменты – как защитить национальное производство и не навредить экспортерам?
• Как и кто должен регулировать территориальную дифференциацию производства и как стимулировать рост инвестиций в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, далекими от доступа к сырью и потребителю?
• Какие меры стимулирующей промышленной политики помогут решить проблему развития станкостроения и компонентной базы (двигатели, гидравлика, мосты, подшипники и т.п.)?
• Меры импортозамещения для IT отрасли (предлагается распространить налоговый маневр на IT-подразделения отечественных заводов, производящих софт для «умной» техники).
По мнению участников заседания, ключевой задачей в развитии экономики по-прежнему остаётся привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Решение этой задачи в приоритетности стимулирующих, а не фискальных функций денежно-кредитной, налоговой и таможенно-тарифной политики государства.
Снижение уровня изъятия денег из экономики позволит привлечь в реальный сектор дополнительные инвестиции и стимулировать экономический рост, что в перспективе позволит резко увеличить и доходы бюджета.
Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении подробно остановился на предложениях, как сбалансировать доходы государства и экономический рост, а также рассказал рецепт оздоровления экономики.
«По официальным данным, в нашей стране последние три года бюджет был дефицитным, но если мы посмотрим на Фонд национального благосостояния, то увидим, что за последние пять лет он увеличился на 8,3 трлн рублей. У нас огромный профицит бюджета - 4 трлн. рублей.
В России нет дефицита бюджетных средств, у нас переполнен резервный фонд, у нас огромные золотовалютные резервы Центробанка РФ и эти деньги – а это сотни миллиардов долларов – находятся за рубежом, работают на другие экономики, и при этом профицит бюджета сохраняется. Когда нам говорят, что денег нет — это лукавство», — отметил председатель Совета.
По мнению спикера, для того, чтобы создать условия для развития несырьевого сектора, нужно снизить налоги, вернуть резервный фонд в нашу страну и снизить ключевую ставку ЦБ – все это наполнит нашу экономику деньгами, привлечет ресурсы в реальный сектор и даст ресурсы для инвестиций.
Константин Бабкин высказал конкретные предложения по созданию эффективной налоговой политики в РФ:
- Необходимо отменить налоги и сборы для зарплат ниже уровня бедности, что позволит поднять зарплаты на 43%;
- Необходимо вернуть доказавшую свою эффективность в 1999–2001 гг. инвестиционную льготу по налогу на прибыль;
- Требуется радикального снизить налоги и обнулить ключевую ставку ЦБ РФ;
- В целях увеличения возможностей для стимулирования промышленного развития в субъектах РФ необходимо существенно реформировать систему распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетами.
Константин Бабкин уверен, что рецепт оздоровления экономики есть: «Потенциал у нашей страны и нашей экономики огромный, не хватает только трех простых вещей: разумной промышленной политики, правильной стимулирующей налоговой политики и правильной внешнеторговой политики.
Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза уверен, что главный фактор обеспечения экономического роста – инвестиции в основной капитал. В ближайшие годы России жизненно необходим экономический прорыв, в ином случае наша страна имеет высокие шансы стать страной третьего мира.
По объему ВВП в мире мы находимся на 6-м месте, в основном за счет населения, однако, показатель ВВП по ППС на душу населения отбрасывает нас на далекое 49 место, это очень низкий качественный показатель. Касательно экономического роста - последние 30 лет мы в 1,5 раза медленнее росли всего мира.
Уровень капиталовложений в российской экономике составляет 20,1 трлн. руб за 2020 год (лишь около 19% ВВП). Сравнивая эту цифру и количество свободных денег в стране (126 трлн. руб.), становится ясно, что у нас есть огромный инвестиционный потенциал. Пока же Россия остаётся страной-кубышкой, в которой государство изымает из экономики до 39.5% доходов в виде налогов и прочих сборов. В Китае, например, эта цифра составляет 22%.
Спикер предлагает ограничить изъятия государства из экономики (ежегодно на 0.5% ВВП).
«Экономический рост - есть функция инвестиций. Чтобы обеспечить 1% экономического роста, необходимо создать условия для 2% инвестиций», - подытожил глава Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.
Рассуждая о политике государства копить кубышку на чёрный день, член комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева высказала мнение, что «в чёрный день кубышка не сработает»: «Если средства ФНБ изъять в чёрный день, с точки зрения экономики это будет та же самая эмиссия. Деньги будут просто числиться не за правительством, а за Центробанком».
Расходовать средства ФНБ нужно на развитие экономики и реформы, а не на вертолётные деньги и прочие заглатывания дыр бюджета. По мнению Оксаны Дмитриевой, в первую очередь меры поддержки нужно направить регионам, т.к. пандемию привела к дефициту бюджетов у большинства из них.
Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, первый заместитель министра экономики в 1998-2000 гг., Аркадий Самохвалов предложил 4 основных направления для развития экономического роста – снижение зависимости от импорта и экспорта, установление преимущественного использования внутренних финансовых ресурсов для развития экономики, равномерное развитие регионов, а не только экономических центров, пересмотр финансирования социальной сферы: "Нужно вернуться к советской практике и централизовать планирование социальных расходов таким образом, чтобы население, независимо от проживания, понимало, что одинаково к нему относятся, независимо от места этого проживания, на Сахалине, в Иваново, на Кавказе».
Главный редактор портала КМ.РУ Андрей Паршев предложил свои варианты источников инвестиций в экономику – маневр бюджетными средствами, снижение налоговой нагрузки на бизнес для инвестирования высвобождаемых средств, обеспечение доступа к заемным средствам, эффективная таможенно-тарифная политика.
«Наша банковская система подобна тому телефону, который сделал Старик Хоттабыч, из самого лучшего мрамора: он очень красивый, но только он не работает», - отметил спикер.
Руководитель центра аграрных проблем Института США и Канады РАН Олег Овчинников рассказал о проблемах аграрной политики в обеспечении экономического роста: «Значительная часть средств поддержки в России вообще не попадает к сельхозпроизводителям».
Генеральный директор консалтинговой компании «Аудит Груп» Юлия Георгиева рассказала о мерах налоговой политики, которые планируется внедрить в ближайшие три года, с 2021-2023 гг.: «Ключевое изменение - реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий малых и средних предприятий».
Также планируется внедрение ряда новых цифровых систем: создание единого реестра населения, ведение института единого налогового счета, создание системы контроля за соблюдением валютного законодательства, внедрение системы «прослеживаемости» импортных товаров.
По мнению спикера, все эти меры приведут к еще большему налоговому и финансовому контролю бизнеса: «Поэтому наша задача, с точки зрения стимулирования инициатив по снижению налогов – не допустить данный перекос и не позволить бизнесу стать на колени окончательно».
Константин Бабкин прокомментировал выступление Георгиевой и отметил, что если бы работа налоговых служб сопровождалась снижением налоговой нагрузки на население и бизнес — это «был бы лучший показатель их работы».
Генеральный директор АО «ТАУРАС-ФЕНИКС» Светлана Данилина затронула тему нехватки кадров: «Дефицит кадров в отрасли – серьезная проблема не только для нас, но и в других регионах».
Также Светлана Данилина подробно остановилась на мерах импортозамещения для IT отрасли. Спикер предложил распространить налоговый маневр на IT-подразделения отечественных заводов, производящих софт для «умной» техники: «Наш завод производит не только технически сложное фасовочно-упаковочное оборудование для пищевой промышленности, но и технологическое программное обеспечение».
Президент Российской Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров рассказал о проблемах отрасли: "Чтобы станкоинструментальная отрасль развивалась, нужен комплекс мер поддержки со стороны государства: "Мы же понимаем, что сегодня на внутреннем рынке нам сложно конкурировать с иностранными компаниями, у которых по 50-70-100 лет работы в рыночных условиях. Наши заводы только последние 10-12 лет, как-то пытаются развиваться, а до этого были 90-е годы, начало нулевых, все выживали. Нужны соответствующие протекционистские меры, которые бы помогали российским производителям на внутреннем рынке".
В заключение заседания участники ответили на вопросы из зала.
По итогам встречи сформирован проект решения, который после согласования будет направлен в адрес профильных министерств и в Банк России.
Среди мер, направленных на решение обозначенных в ходе заседания проблем, предлагается:
- законодательно установить в качестве ключевого принципа направления деятельности Банка России — стимулирование экономического развития и рост производства;
- разработать меры по популяризации IPO среди потенциальных инвесторов, а также профессиональных участников рынка, организовать проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения;
- провести анализ территориальной дифференциации регионов в контексте преимуществ и недостатков для ведения промышленной деятельности, для регионов, наиболее удаленных от источников сырья, потребителей, предусмотреть создание специальных экономических зон с льготным налоговым и таможенным режимом;
- дополнить Перечень НИОКР разделом «VII. Производство компонентов для продукции машиностроения», включив в него ключевые для машиностроительной продукции узлы (двигатели, гидравлика, мосты, подшипники и т. п.);
- в целях развития производства комплектующих внедрить механизм предоставления льготных займов промышленным предприятиям, успешно реализовавшим проекты по локализации промышленной продукции;
В отношении таможенно-тарифного регулирования предлагается по мере выравнивания условий конкуренции (снижение стоимости кредитных ресурсов, цен на сырье и электроэнергию, налоговой нагрузки и т.д.) проводить постепенное снижение уровня таможенной защиты.
По поводу мер импортозамещения для IT-отрасли необходимо учитывать, что на российских промышленных предприятиях также существуют подразделения, которые занимаются разработкой и реализацией IT-решений самого высокого уровня в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства дорог, с численностью в несколько сотен человек. Вместе с тем на такие подразделения налоговые льготы не распространяются, так как они не являются самостоятельными юридическими лицами. Указанная ситуация сдерживает развитие подразделений отечественных заводов, разрабатывающих софт для «умной техники», не позволяет в полной мере реализовать потенциал предусмотренных IT-отрасли налоговых льгот.
Для снижения налоговой нагрузки на бизнес и более справедливого распределения доходов участники заседания рекомендуют осуществить переход от текущей регрессивной шкалы налогов и сборов с фонда оплаты труда к прогрессивной шкале. Предлагается обнулить сборы с фонда заработной платы для самых низкооплачиваемых работников (средняя заработная плата — 13,5 тысяч рублей в месяц), для 1% самых высокооплачиваемых работников повысить уровень налоговой нагрузки до 45%.
Кроме того, профильные Советы ТПП РФ предлагают внести изменения в федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ, предусматривающие распространение налоговых льгот для IT-компаний на IT-подразделения отечественных производственных предприятий.