Без промышленного производства у России нет будущего

Дата публикации: 04.09.2015

Авторская статья эксперта МЭФ Михаила Абрамова


Итоги действий власти за последние 25 лет подвел Минпромторг (http://lenta.ru/news/2014/07/10/import/): «во многих стратегических отраслях промышленности доля импорта в потреблении превышает 80 процентов, что создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом. При этом наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта составляет более 90 процентов), тяжелое машиностроение (до 80 процентов), легкая промышленность (до 90 процентов), радиоэлектронная промышленность (до 90 процентов), фармацевтическая и медицинская промышленность (до 80 процентов)».

Рост доли импортной продукции начался в 1991 году и продолжается до сих пор, дойдя до 80-90%. Соответственно, российская продукция на российском рынке составляет 20-10%. И эта доля сокращается с каждым годом, несмотря на призывы и указания Президента. Математики легко посчитают, когда эта доля будет равна нулю.

Если коренным образом не изменить экономическую политику правительства, ситуация будет ухудшаться и дальше, и задания Президента России не будут выполнены, как не выполнялись и в прошлом.

По мнению некоторых экспертов, главной причиной неудач является то, что модернизацию экономики не с того начали: необходимы радикальные институциональные преобразования, в том числе «полноценная политическая демократизация».

Это — не совсем так. Исследования ЦЭМИ РАН показывают, что ни одной стране с бедным населением не удалось обеспечить экономический рост и одновременно построить демократическое общество.

Нужны разумные законы, регламентирующие отношения в экономике, и власть, обеспечивающая их неуклонное исполнение. По этому пути шли оккупированные Германия и Япония, коммунистический Китай, диктаторские режимы Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Чили и др. По мере экономического роста строились и демократические институты.

У России множество проблем, но есть одно большое конкурентное преимущество перед другими странами — огромные резервы совершенствования управления. Даже их минимальное использование может в корне улучшить положение дел в нашей стране и вывести ее в число мировых лидеров.

Большие резервы можно найти в совершенствовании налоговой и таможенной систем.

Высокие налоги не дают развиваться реальному сектору экономики. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Другие уклоняются из принципа: «зачем платить, если можно не платить». Собираемость налогов в России не превышает 50%. Например, подоходный налог и социальные взносы в 2012 году были собраны с налоговой базы 21 трлн. руб., а учтенные потребительские расходы населения за тот же период составили 43,7 трлн. руб. Еще ниже собираемость НДС — она не превышает 30%.

Огромные потери несет бюджет при внешнеторговых операциях. Например, импорт России в 2011 году, по данным ФТС, составил 305,3 млрд. долл., а по данным стран-партнеров, они поставили в Россию в том же году товары на 612,2 млрд. долл.; экспорт России составил 516 млрд. долл., а объем нашей продукции, полученный покупателями — странами-импортерами, в 2011 году составил 1 трлн. 34 млрд. долл. Примерно половина экспорта и импорта идет «мимо кассы». Бюджет России недополучает около 2,5 трлн. руб.

Антикризисная программа правительства и принятый в декабре 2014 г. «Закон о промышленной политике в Российской Федерации» разработаны в рамках парадигмы, исключающей промышленное развитие России. Такие инструменты, как налоговая, кредитно-финансовая, таможенно-тарифная, банковская и судебная системы, в этих документах почти не задействованы. За налоги отвечает Минфин, за ставку рефинансирования — Центральный Банк, за таможню — ФТС, за цены на энергоресурсы — нефтяные и газовые компании, за стандарты — Госстандарт и т.д.; за отрицательные результаты развития российской экономики не отвечает никто.

Чтобы добиться результата, надо менять систему. И, в первую очередь, не политическую, а экономическую. Эта система была сформирована в 90-е годы и с тех пор остается неизменной. Прошлые правительства и обслуживающие их ученые реальную экономику не знали, не понимали и не пытались понять. С тех пор ничего не изменилось. Уровень некомпетентности сохранился. В результате, разрушены такие отрасли как станкостроение, подшипниковая промышленность, легкая промышленность и др.

Что надо делать конкретно для исправления ситуации, правительство не знает.

И оппозиция не предлагает ничего конкретного, кроме причитаний о коррупции, об отсутствии демократии и о необходимости построения институтов. Такие «мелочи» как налоговое и таможенное законодательство, порядок распределения природной ренты и др. оппозицию (и системную, и несистемную) не интересуют и не интересовали. Возможно, поэтому, находясь во власти, представители оппозиции не смогли обеспечить экономическое развитие России — создать современную промышленность и, в частности, машиностроение. А когда население не захотело за них голосовать (судя по рейтингам 1996 г.), они забыли о демократии и на выборах президента использовали те же механизмы, против которых теперь выступают.

Сегодня, в условиях снижения мировых цен на нефть, обесценивания рубля и экономических санкций, сохранение принятого курса угрожает экономической безопасности и политической стабильности России и может привести к катастрофе.

В работах ЭАЦ «Модернизация» (см. на сайте www.modern-rf.ru) предложены меры, большинство из которых сегодня в российском экономическом сообществе даже не обсуждаются, и которые, по мнению авторов (а также любого, кто с этими мерами познакомится), помогут власти решить многие стоящие перед ней проблемы. Разумеется, если власть хочет эти проблемы решать.

Источник публикации: ЭХО