Дата публикации: 02.02.2015
Эксперт МЭФ Оксана Дмитриева: "Те, кто совершил ошибки при составлении текущего антикризисного плана, будут в них упорствовать – и сделают все возможное, чтобы об их промахах никто не узнал"...Уже весной горючее будет стремительно дорожать, а к 1 мая 2015 года цена за литр топлива АИ-95 достигнет 50 рублей. Об этом в интервью Autonews.ru заявил генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. Ранее аналитики нефтяной отраслипрогнозировали подорожание бензина до 50 рублей только к концу 2015 года. Новые данные передвигают этот срок на полгода вперед. Параллельно на рынке возникнет дефицит горючего.
Проще говоря, новая система стимулирует продажу нефти за границу, делая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок менее выгодными – отсюда рукой подать до возможного дефицита. Одновременно налоговый маневр повышает себестоимость нефти, что приводит к росту розничных цен. «Налоговый маневр был разработан в то время, когда ни о каком кризисе речи не было, - рассказал Танкаев. – Его цель состояла в том, чтобы несколько оживить российскую нефтеперерабатывающую промышленность. Но в тот момент, когда налоговый маневр принимали, ситуация уже изменилась кардинально. Фактически, в настоящее время этот закон работает во вред и нефтедобыче, и нефтепереработке в России».
Несмотря на это, налоговый маневр одобрил Совет Федерации и подписал президент Владимир Путин – сейчас документ имеет законную силу. Отменить нововведение предложила группа депутатов Справедливой России в составе Ивана Грачева, Андрея Крутова, Дмитрия Ушакова, Натальи Петуховой и Оксаны Дмитриевой. Парламентарии разработали так называемую альтернативную антикризисную программу, которую анонсировали в конце января: одним из пунктов стала отмена налогового маневра и принудительная заморозка цен на бензин. Согласно подсчетам авторов, отказ от снижения пошлин вместе с возвратом прежних ставок НДПИ привлечет в бюджет дополнительные 800 миллиардов рублей.
На данный момент полная версия этого документа недоступна общественности: Оксана Дмитриева обещала опубликовать ее на своем официальном сайте в понедельник, 2 февраля. Судить о сути предложений депутат предложила по краткому содержанию, которое раздали нескольким журналистам. Пункт о заморозке цен на бензин первая заместитель председателя комитета по бюджету и налогам озвучила только в разговоре с корреспондентом Autonews.ru – в письменном отчете эта мера не упоминалась.
«Заморозка тарифов есть в плане, она должна действовать весь 2015 год, чтобы сдержать инфляцию, - обосновала свою позицию Дмитриева. – У нас есть четкий план, в нем 80 с лишним пунктов, часть из которых подкреплена законами. Мы направим нашу программу письмом президенту и председателю правительства России, а также экономическому советнику президента Андрею Белоусову. Мы уже обговаривали этот вопрос с директором Института экономики РАН Русланом Гринбергом, а в середине февраля обсудим план на расширенном заседании ученого совета Института экономики с приглашением научной общественности. Более широкой аудитории мы поведаем наши предложения в рамках Московского экономического форума в марте. Головным органом по рассмотрению антикризисной программы в Госдуме станет бюджетный комитет».
Примечательно, что Дмитриева даже не надеется на прохождение своей программы через нижнюю палату парламента: все усилия депутат намерена направить на общественную дискуссию, а также на изучение документа внутри комитета без вынесения на общее голосование. «Вряд ли эта информация дойдет до премьер-министра или президента, - призналась Дмитриева. – У них даже не будет информации о самой возможности существования проработанной альтернативы. Те, кто совершил ошибки при составлении текущего антикризисного плана, будут в них упорствовать – и сделают все возможное, чтобы об их промахах никто не узнал».
Между тем, предложения профессора и доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой о принудительной заморозке цен на топливо не стали новым словом в российской практике: по словам Рустама Танкаева, после распада Советского Союза такие идеи высказывались регулярно и ни разу не приводили к желаемым последствиям.
«В настоящий момент мы проходим минимум годового потребления бензина и дизельного топлива, - отметил директор «ИнфоТЭК-Терминала». – С конца февраля потребление начнет расти. В то же время расширятся возможности продажи бензина на внешние рынки благодаря налоговому маневру. В результате в России образуется дефицит бензина. Если на это наложить фиксацию цен на топливо, это приведет к бензиновым кризисам во всех регионах России – дефициту бензина и неизбежному росту спекулятивных цен. Разумеется, повысятся не те цены, что официально укажут на заправках, а те, что выставят по темным углам – люди начнут покупать бензин на черном рынке».
«В прошлом году такая ситуация сложилась в Алтайском крае, где из-за дефицита бензина цены подскакивали до 50 рублей за литр при официальных ценах около 30. Вот чего можно добиться нерыночными методами, которые предлагают депутаты Государственной думы, - добавил эксперт. – Мы это проходили десятки раз с момента распада СССР. В Советском Союзе другой ситуации просто не было – дефицит бензина там был всегда. После распада СССР ударные бензиновые кризисы повторялись регулярно».
Наиболее благоприятной обстановкой для очередного топливного обострения становится финансовый кризис – к примеру тот, что произошел в 1998 году. «После кризиса-1998 дефицит бензина образовался в 50% субъектов Российской Федерации, - привел пример Танкаев. – В тот момент ситуация вышла на государственный уровень, была создана комиссия, в которую я входил. Комиссией руководил вице-премьер Аксененко. Потребление и поставки бензина удалось выровнять только после того, как цены перестали регулировать. То же самое бывало в нашей истории много раз. До бесконечности наступать на одни и те же грабли – это, мягко говоря, непрофессионально. То, что депутаты Госдумы не знают, как работает нефтяной рынок, и не в состоянии предложить что-то разумное – это нормально, ведь там нет нефтяников».
«Что касается налогового маневра, то мы много говорили о том, что он абсолютно несвоевременен и бессмыслен. Об этом рассуждали не только эксперты, но и люди, облеченные властью – к примеру, глава Роснефти Игорь Сечин. К этим словам никто не прислушался, - напомнил аналитик. – Инерция государственной машины вкупе с полным непониманием рычагов экономического воздействия со стороны экономического блока нашего правительства приводят к тому, что решения принимаются не исходя из ситуации и компетентности, а исходя из традиций и инерции. Налоговый маневр, конечно, нужно отменять».
Согласно заключению обозревателей нефтяного рынка, позиция правящей партии приведет к неминуемому росту рублевых цен на топливо. «Сейчас розничные цены на бензин в России в 5 раз ниже, чем в странах Европы – таких, к примеру, как Германия или Франция, - рассказал Рустам Танкаев в интервью Autonews.ru. – В Москве цена на бензин в розницу в полтора раза ниже, чем в Киеве. Эти данные легко проверить. Все это безобразие требует высоких таможенных пошлин – чтобы защитить внутренний рынок. С маленькими пошлинами, утвержденными в результате налогового маневра, бензин утечет из России».
«Много разговоров о том, что цена на нефть падает, а на бензин – растет, но сравнивать необходимо в одних и тех же единицах, - продолжил эксперт. – Если говорить о валютной цене бензина в России, то в январе прошлого года он стоил 88 центов за литр, а сейчас – 44 цента. Цена упала в 2 раза. Поскольку у нас обесценилась национальная валюта, то рублевая цена на топливо чуть-чуть подросла. Если наш рынок начнет приходить в равновесие с внешним рынком – а это неизбежно – то при том уровне пошлин, который установился благодаря налоговому маневру, к 1 мая мы увидим цену на бензин АИ-95 в 50 рублей за литр».
Источник публикации: autonews
Актуальные новости
03.05.2024 Юрий Крупнов: Охранники в России – неиспользуемый в экономике ресурс
03.05.2024 Экономист заявил о вреде антироссийских санкций для промышленности ЕС
03.05.2024 Владимир Гутенев: точкой роста сельхозмашиностроения РФ станут беспилотные системы
03.05.2024 Каринэ Геворгян: Иран прикроет России "спину" в Закавказье, пока она занята на Украине
27.04.2024 Экономика Победы: парадигма опережающего развития России
27.04.2024 Игорь Абакумов: У государства достаточно механизмов для проверок неиспользуемых сельхозземель
27.04.2024 Курьер — всем пример. Даже выпускникам Бауманки
27.04.2024 Академик Нигматулин: Бедность — плата за бездарную экономическую политику
27.04.2024 Эксперты МЭФ о будущем России