Кризис лоббизма в России

Дата публикации: 16.12.2014

В России представление интересов предпринимательства в органах государственной власти имеет глубокие корни, но определяется как лоббизм только с момента возникновения рыночной экономики.

За последние 20 с лишним лет между бизнесом и властью сформировалась прослойка из высококвалифицированных деятелей – лоббистов и GR-специалистов. Они представляют интересы предпринимательства в органах государственной власти, опираясь на цивилизованные механизмы сотрудничества. В настоящее время таковых в Российской Федерации насчитывается более 5 тыс. человек. Среди них сотрудники консалтинговых компаний, специализирующихся на лоббистских процессах, специалисты департаментов по взаимодействию с органами государственной власти и руководители отраслевых ассоциаций. Все они являются поставщиками экспертной оценки для заинтересованных в процветании государства чиновников. Численность лоббистов растёт, так как со временем их деятельность оформилась в престижную и высокооплачиваемую профессию.

Не так давно были созданы два конкурирующих некоммерческих партнёрства: Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства и Национальная ассоциация специалистов по взаимодействию с органами государственной власти, которые готовы объединить под своей крышей коллег с целью разрешения общих задач. На базе ведущих вузов страны сформировались GR-клубы из студентов и аспирантов, заинтересованных в развитии в этой сфере. Ежегодно проходит GR-конгресс, на котором собирается свыше 200 лоббистов и госслужащих. В рамках Московского экономического форума второй год организуется круглый стол, посвящённый актуальным проблемам лоббизма. Функционируют специальные информационные ресурсы – «Российский профессиональный портал о лоббизме и GR» lobbying.ru, а также «Интернет-портал о GR и цивилизованном лоббизме» gr-news.ru. В университетах создаются соответствующие кафедры, специализации, факультативы. Ведущие предпринимательские ассоциации запускают курсы повышения GR-квалификации. В России постепенно формируется институт лоббизма.

В обществе по-прежнему отсутствует ясное понимание содержания лоббизма и его субъектов. Лоббизм обычно рассматривается в широком контексте, как проталкивание любых идей куда угодно и кем угодно или, что ещё хуже, как инструмент коррупции.

Представители государственной власти не перестают обращать внимание на институт лоббизма и принимают некоторое участие в его оформлении. В декабре прошлого года руководителем фракции Госдумы РФ «Справедливая Россия» Николаем Левичевым был внесён в парламент очередной законопроект, регулирующий продвижение интересов коммерческих организаций в органах власти. На сей день рассмотрение законопроекта приостановлено. В апреле текущего года глава государства в тексте Национального плана по противодействию коррупции на 2014–2015 гг. указал на необходимость создания нормативно-правовых основ лоббистской деятельности, издав ряд соответствующих поручений Председателю Правительства РФ, которые в настоящее время вылились в единственный законопроект, подготовленный сотрудниками Минэкономразвития России. Согласно документу, чиновники должны публично отчитываться о проведённых встречах с предпринимателями и представителями интересов общественных групп. Законопроект может считаться первым шагом на долгом пути институализации лоббизма.

В связи с появлением Нацплана и министерским законопроектом сообщество лоббистов взбодрилось. На площадке Открытого правительства экспертами и представителями бизнес-сообщества была предложена концепция создания добровольного реестра лоббистов в форме Агентства учёта и квалификации специалистов по взаимодействию с органами государственной власти при Открытом правительстве или Минэкономразвития России. Согласно концепции, лоббистам будет достаточно состоять в реестре Агентства и декларировать, чьи интересы они представляют. Ключевым функционалом Агентства станет учёт специалистов, создание профессионального стандарта, формирование корпоративной культуры, исследовательская работа, организация просветительских мероприятий, способствующих легитимации профессии. Параллельно актуализировалась существующая на протяжении нескольких лет идея создания реестра внутри саморегулируемой организации специалистов по взаимодействию с органами власти, воплощение которой пока тоже только в перспективе. В Санкт-Петербурге участники GR-клуба «Северо-Запад» пришли к выводу, что по аналогии с видами деятельности, которые десятилетия назад не были узаконены ввиду своей новизны (например, адвокатская или торговая деятельность), лоббистская деятельность в России тоже должна быть законодательно урегулирована.

Таким образом, мы наблюдаем, как в России стихийно формируется институт лоббизма, накапливая неразрешимые естественным образом проблемы, подталкивая к кризису. В обществе по-прежнему отсутствует ясное понимание содержания лоббизма и его субъектов. Лоббизм обычно рассматривается в широком контексте, как проталкивание любых идей куда угодно и кем угодно или, что ещё хуже, как инструмент коррупции. Несмотря на существование ассоциаций, сообщество лоббистов разрозненно. Все идеи и предложения остаются вне единства мнений. Институт лоббизма функционирует, но с трудом исполняет возложенные на него здравым смыслом и общественным договором функции. И кризис лоббизма стоит рассматривать как переломный момент перехода института из одного состояния в другое, когда набрана критическая масса практик и содержания, и существование института в прежнем порядке становится невозможным, а его функционирование – неэффективным, как для самих лоббистов, так и для общества, и для государства. Сейчас жизнь требует от лоббизма очередного этапа институализации, выраженного в нормативно-правовом закреплении его процессов, определении субъектов и специфики профессии. Содержание и сущность подобных перемен необходимо всесторонне и открыто обсуждать.

Источник публикации: Бизнесс Газета