Как российскую экономику довести не до ручки, а до ума

Дата публикации: 13.07.2014

Казалось бы, если отечественную экономику решено модернизировать, что декларируется вот уже много лет, то необходимо, наконец, разработать соответствующую модель ее развития и сформулировать соответствующие задачи, расписав алгоритмы их решений. Но для этого, прежде всего, государству совместно с владельцами «заводов, газет, пароходов», что именуется государственно-частным партнерством, нужно задаться аргументированными целями модернизации, чтобы бизнес «знал свой маневр» и имел гарантии будущей эффективности своих вложений.
Для достижения упомянутых целей государство должно будет законодательно создать соответствующие экономические условия – налоговые, финансовые, кредитные, так как существующие способствовали развалу нынешней экономики. Поэтому потребуется также изменить принципы, функции и структуру государственного управления экономикой, в том числе управления финансами, сбором налогов и банковской системой. Иначе говоря, потребуется разработать государственную экономическую политику, направленную на сбалансированное по ресурсам, производству и потреблению всего и вся инновационное развитие страны, и охватывающую все аспекты ее хозяйственной деятельности. Такую политику более за 20 лет существования Российской Федерации так и не разработали.
Важнейшим фактором модернизации является создание и внедрение в отечественное производство конкурентоспособной продукции на основе использования новейших мировых научных, технологических и технических достижений. Рыночные отношения часто не способствуют этому ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия предыстории спроса. Поэтому на Западе, как прежде в Советском Союзе, подобные проекты осуществляются при поддержке и координации государства. Для этого придется обратиться к советскому опыту планирования развития экономики по всей цепочке: «фундаментальные и прикладные научные исследования – инженерные на их основе разработки новой продукции – модернизация технологий и внедрение новой продукции в производство».
Перспективное планирование, опять же в рамках государственно-частного и социального партнерства, должно быть основано на управлении балансами ресурсов, производства продукции и платежеспособного на нее спроса. Только тогда, «понимая свой интерес» и «зная свой маневр» на длительную перспективу, в том числе на мировых рынках, бизнесмены станут вкладывать деньги в создание в России новых производств. Иначе масштабный платежеспособный спрос на научные достижения, чтобы трансформировать их в конкурентоспособную продукцию, не возникнет.
Принципиальное изменение нынешних хаотичных и фрагментарных экономических телодвижений государства в политику обоснованного инновационного развития, и изменение, соответственно, функций и структуры государственного управления, потребует привлечения к руководству наукой и промышленностью, экономикой и финансами компетентных специалистов. Таковых нынче в правительстве почти не видно, поэтому происходит то, что происходит.
Провал проектов бессистемного создания «островков инноваций» в Сколково и «Роснано» ничему не научил их инициаторов. На очереди очередная, затеянная келейно, «либеральная реформа» - на сей раз Российской академии наук, которая может привести к окончательному развалу в стране фундаментальных и связанных с ними прикладных научных и инженерных исследований.
Ниже изложены принципы, которые могли бы быть положены в основу государственной политики модернизации российской экономики. Важность ее разработки существенно возросла в связи с последними геополитическими событиями: введением против России запретительных санкций на поставку определенных видов промышленной продукции и технологий и необходимостью из-за этого наконец-то начать развивать соответствующее отечественное производство.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
Модель макроэкономической системы
Экономика, основу которой составляет товарное производство, базирующееся на использовании природных ресурсов, представляет собой, образно говоря, многоярусную кооперационную экосистему. В ней, как в биосфере по Дарвину и Линнею, на соответствующих этажах действуют, образуя большое кооперационное сообщество, различные семейства, виды и подвиды, но не представителей флоры и фауны, а товаропроизводителей – наемных работников и хозяев предприятий. Они являются одновременно и потребителями ресурсов, необходимых для производимой ими продукции.
На нижних этажах экосистемы добывают природное сырье, растят сельхозпродукцию. Выше расположены промышленные отрасли переработки сырья и производства различной техники. Они обеспечивают необходимыми производными ресурсами, материалами и технологическим оборудованием нижние этажи, а также более высокие, где производятся продукты питания и потребительские товары, а также оказываются различные услуги, которые востребуются населением, размещенным на самом верхнем ярусе. Трудоспособное население выступает и в роли товаропроизводителей на всех этажах, получая за свой труд, как за товар, деньги.
Между этажами по соответствующим кооперационным цепочкам осуществляется товарообмен посредством денег, объем которого определяется в конечном итоге суммарным доходом обитателей самого верхнего этажа. Ведь промышленная продукция — тракторы, экскаваторы, станки и т. д. сама по себе никому не нужна, если не востребуется для производства потребительских товаров (услуг) и продукции для государственных нужд. Она востребуется лишь для производства того, что потребляет или использует для своего жизнеобеспечения человек, а также государство.
Неспроста индустриальное общество начиналось с развития мануфактур и ткацких станков. Именно поэтому платежеспособный спрос обитателей самого верхнего этажа (они же образуют государство) на конечный результат деятельности всего кооперационного сообщества экосистемы — потребительские товары, услуги и продукты питания предопределяет платежеспособный спрос на необходимые для их производства ресурсы и оборудование на всех других этажах. Если, к примеру, падает спрос на автомашины «Жигули», то во всех кооперационных цепочках, поставляющих для их производства металл, материалы и комплектацию, также сокращаются объемы производства. И наоборот.
Таким образом, рыночная экосистема по сигналам на спрос сверху автоматически адаптируется под платежеспособный спрос населения и государства на любую востребуемую ими продукцию. При этом в идеале, в том числе при стабильности цен, балансируется платежеспособный спрос между всеми этажами, где размещены кооперационные цепочки ее производства. Но если платежеспособный спрос не удовлетворяется, то растут цены, из-за чего часть покупателей отторгается от рынка, и тогда устанавливается новый уровень «баланса» – дефицитного предложения и неудовлетворенного спроса.
Чтобы рыночная экосистема устойчиво развивалась, должно осуществляться расширенное воспроизводство ее совокупного капитала. Он включает в себя людей с их знаниями и умением воспроизводить самих себя, знания и материальные ценности, а также основные производственные фонды и природные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. Для воспроизводства совокупного капитала необходимы финансовые средства. Они обеспечиваются за счет амортизационных отчислений и прибыли предприятий, а также банковских кредитов, которые включаются в цены и оплачиваются в итоге доходами населения и его платежеспособным спросом на потребительские товары и услуги. Поэтому государство, если оно заинтересовано в своем устойчивом экономическом развитии, должно создавать все условия, в том числе регламентированные законодательно, для высокой оплаты труда, создания максимально возможного числа рабочих мест, и, тем самым, расширенного воспроизводства национального капитала. Тогда растут доходы казны, и государство, помимо достижения указанных выше целей, может также поддерживать относительно высокий жизненный уровень малоимущих (см. «Социальное государство как общенациональная идея. И для олигархов тоже». – «Промышленные ведомости» № 3, март 2006 г.).
Из описанной модели следует давно забытый, так и не реализованный у нас в стране лозунг социально справедливого государства: «От каждого - по способностям, каждому – по труду!».
Поэтому в высокой оплате труда наемных работников по тем же указанным выше причинам должны бы быть объективно заинтересованы и работодатели. Это хорошо осознавал американский миллионер Генри Форд. Будучи далеко не альтруистом, он в начале 1900-х добился принятия в США закона о минимуме зарплаты, позволявшей семьям со средним достатком приобретать его автомобили. Понятно, что население страны, приобретая продукты питания, ширпотреб, автомашины и иные жизненные блага, создает тем самым у их производителей соответствующий капитал для воспроизводства продукции. Следовательно, таким образом обеспечивается воспроизводство основных фондов во всех промышленных кооперационных цепочках, начиная с добычи необходимых природных ресурсов и заканчивая производством технологического оборудования.
Из описанной макроэкономической модели также следует, что для устойчивого развития экосистемы и товарообмена между ее этажами государство в партнерстве с товаропроизводителями должно поддерживать системный баланс товарно-денежного обращения. Он обеспечивается выпуском в оборот денежной массы, соответствующей в обороте товарной, созданием условий для эквивалентности товарообмена по стоимости, включая стоимость труда, поддержанием стабильности цен и их гармонизации, и рядом других мер, которые должны регламентироваться законодательно. Игнорирование этих принципов, обусловленных общей теорией систем управления и научными основами экономики, порождает финансовые и экономические кризисы, что чревато распадом государств и их экономических союзов. Поэтому научные законы экономики должны получить правовой статус и составить основу экономического права. Условия, необходимые для стабильного функционирования и развития экономики, должны обеспечиваться соответствующей государственной политикой, включающей в себя денежное, налоговое, ценовое и кредитное регулирование. Ее принципы рассмотрены ниже. Все эти функции, согласно ст. 71 Конституции России, находятся в федеральном ведении, но власти их реализуют неэффективно (см. «Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия. Как их устранить». – «Промышленные ведомости» № 1-2, февраль 2012 г.).
Планирование инновационного развития экономики на основе государственно-частного партнерства
Известно, что здания и сооружения невозможно строить без обоснованных проектов и соответствующих планов. И для строительства «небоскреба» экосистемы, в котором действует множество производств, связанных кооперацией, также необходимы соответствующие программы-планы, разработанные в рамках государственно-частного партнерства. Ведь и государство, и бизнес для сбалансированного развития национальной экономики взаимно нуждаются в продуманных и согласованных стратегических ориентирах на длительную перспективу, в том числе в научно обоснованных прогнозах сбыта продукции. В противном случае инвесторы не станут рисковать. Поэтому, чтобы не возникали кризисы дефицита и перепроизводства продукции, необходимо соотносить возможности производства товаров (услуг) и спроса на них с балансами соответствующих ресурсов – сырьевых, производственных, финансовых. Иначе говоря, планы развития экономики путем ее модернизации должны быть основаны на балансах имеющихся ресурсов, возможного при этом производства продукции и соответствующего на нее гарантированного платежеспособного спроса.
Макроэкономическое общегосударственное планирование в рамках государственно-частного партнерства должно детализироваться планированием отраслевым и межотраслевым. К примеру, в производстве автомобилей или авиалайнеров используются тысячи технологий, и участвуют сотни предприятий большинства промышленных отраслей. Кто-то же должен координировать и балансировать их кооперацию и тем самым поддерживать баланс соответствующего товарно-денежного обращения, определяемого платежеспособным спросом. В советские времена за это отвечали Госплан и соответствующие министерства и ведомства. Сегодня правительство лишено этих функций, и ни одно корпоративное объединение в России ввиду ограниченности его возможностей, в том числе властных, такое дело не потянет.
Между тем, предприниматели нуждаются в объективных долгосрочных ориентирах для развития своего бизнеса. Взять, к примеру, проекты разработки и внедрения в производство новейшей техники, требующие создания уникальных технологий, окупаться которые будут только после продаж изготовленной с их использованием конечной продукции. Кто будет координировать и финансировать такие сложные проекты? Рыночные отношения не способствуют их реализации ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия нередко предыстории спроса. На Западе, как прежде в Советском Союзе, подобные проекты осуществляются при поддержке и координации государства. И у нас во избежание дальнейшего нарастания хаоса в управлении экономикой, а также чтобы «знать свой маневр» бизнесмены нуждаются в стратегических и тактических ориентирах.
Планирование развития экономики в рамках государственно-частного партнерства, основанного на управлении балансами ресурсов и объемов производства продукции с учетом спроса на нее необходимо также для проведения объективной бюджетной политики с формированием консолидированного федерального бюджета, сбалансированного по доходам и расходам.
Большие сложные системы не возникают и не функционируют сами по себе, их надо строить и управлять ими в соответствии с обоснованными целями. Для этого необходимо будет принципиально изменить нынешние функции существующих министерств и ведомств, которые сегодня сводятся в основном к написанию всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, и в этой части мало изменились с советских времён. Однако тогда эти бумаги были наполнены каким-то практически значимым содержимым и выполнялись, так как министерства и ведомства в Советском Союзе являлись хозяйствующими субъектами. Они представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании, которые управляли подчинёнными им предприятиями и действовали в рамках общегосударственного плана. Все холдинги в виде «дочек» входили в громадную госкорпорацию – «материнскую компанию», «правлением» которой являлся Совет министров СССР, а «советом директоров» – Политбюро ЦК КПСС.
Сегодня положение, роль и деятельность министерств и ведомств совершенно иные, чем были в Советском Союзе. Они уже не могут командовать предприятиями, и не являются хозяйствующими субъектами товарного производства, к тому же значительная часть капитала в стране перешла в частные руки. Поэтому их функции должны отвечать целям и условиям экономики, в которой преобладает частный капитал и происходит свободный товарообмен, и для реализации комплекса этих функций потребуется создать соответствующую структуру управления экономикой на основе государственно-частного и социального партнерства.
Неоднократные преобразования федерального правительства не учитывали происшедших изменений в стране и не соответствовали декларативным заявлениям о необходимости перехода к рыночным отношениям. Правда, чем должны быть обусловлены рыночные отношения, никто толком не поясняет, но «реформаторы» единодушны при этом в необходимости изгнания из экономики государства. Не стала исключением и последняя административная реформа, в результате которой появилась трехуровневая правительственная структура. В основу преобразования был положен принцип разделения властей, который, будучи пригодным в управлении государством, оказался не приемлемым для управления экономикой. К тому же, «законодательным» органам – министерствам подчинили исполнительные и контролирующие органы, что фактически лишило эти службы (агентства) необходимой самостоятельности и ответственности. Малоэффективной оказалась и президентская «вертикаль управления».
Отсутствие в стране научно обоснованной теории экономического права не позволяет сформулировать научные основы правового регулирования экономических отношений в условиях социального государства. Да и само понятие социального государства по этой же причине до сих пор не определено, хотя таковым Российская Федерация провозглашена Конституцией России, принятой в 1993 году. Отсутствие теории экономического права не позволило при разработке Конституции объективно выделить предметы ведения, по которым должны приниматься федеральные законы для различных сфер экономики (см. «Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия» - «Промышленные ведомости» № 1-2, февраль 2012 г.).
По этой же причине отсутствует важный законодательный акт, которым должны быть регламентированы основы федеральной политики в области экономического развития страны, что также предписано конституционным перечнем предметов федерального ведения. Однако сегодня такой комплексной сбалансированной политики просто не существует, так как в стране отсутствует экономика как большая кооперационная система. Непонимание ее модели не позволяет обоснованно сформулировать цели модернизации и разработать научно обоснованную программу восстановления и инновационного развития индустрии страны.
Управление экономикой
Как отмечалось, решение задач модернизации и развития кооперационной экономики на основе планирования и управления балансами в рамках государственно-частного партнерства потребует принципиального изменения государственной системы управления. Ее основой должен стать вновь созданный «специализированный управляющий компьютер» (правительство страны), узлами которого будут органы исполнительной власти, Но, как отмечалось, для этого придется принципиально изменить функции многих министерств и структуру управления экономикой.
В соответствии с изложенным должен быть создан общефедеральный орган макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и производства продукции, основанных на научных прогнозах спроса и предложения. Министерства соответствующих секторов экономики, исходя из макроэкономического плана развития, должны заниматься межотраслевым и отраслевым планированием и разработкой соответствующих балансов производства и потребления продукции.
Для реализации макроэкономического, межотраслевых и отраслевых планов потребуется разрабатывать соответствующие планы межрегионального развития и кооперации производства, и соответствующие балансы. Поэтому потребуется также создать федеральное министерство межрегионального макроэкономического планирования, в федеральных округах – министерства окружного планирования и социально-экономического развития, подобные бывшим совнархозам, а в субъектах Федерации – соответствующие региональные органы планирования. Знание перспектив позволит интенсифицировать развитие малого и среднего бизнеса в сфере товарного производства.
Планами модернизации и развития экономики должны предусматриваться необходимые инновационные разработки и их внедрение в производство. Для начала надо будет провести инвентаризацию уже существующих в стране готовых разработок, созданных за десятки лет. Для координации промышленного внедрения инноваций представляется необходимым создать государственно-частную финансово-промышленную группу с участием специализированного банка. Управляющая часть группы будет включать в себя подразделения, осуществляющие функции общие для всей группы. Это, в частности, финансирование, если банк группы получит право на эмиссию части денежной массы и выдачу кредитов по ставке 1-2% годовых (подробности ниже). Для контроля расходования средств необходимо финансировать работы по результатам завершения каждого этапа по схеме целевой кредитной линии.
Непосредственно внедрением разработок будут заниматься вошедшие в группу компании, включающие производства комплексных отраслей экономики (промышленности). Это геология и добыча полезных ископаемых, материаловедение и металлургия, ТЭК и электроэнергетика, отрасли машиностроения (станки, двигатели, самолеты, автомобили, сельхозмашиностроение и др.), радиоэлектроника, связь и приборостроение, химия и нефтехимия, бытовая техника, медицинская техника, микробиология и др. Большинство таких комплексных компаний уже создано в виде госкорпораций. Их акции целесообразно передать в управление руководителю группы, которого будет назначать государство. Он может получить статус министра федерального правительства.
Крупные комплексные научные проекты и внедрение их результатов, как показывает мировой опыт, к примеру, атомные проекты и проекты освоения космоса в США и СССР, оказывались успешными, если ими руководили крупные ученые с большим опытом внедрения научных результатов. Поэтому во главе предлагаемой финансово-промышленной группы необходимо поставить авторитетного специалиста, имеющего большой опыт модернизации производств, а не «универсального менеджера» с ментальностью мелкого лавочника.
Большинство инженерных разработок, которые внедряются в промышленное производство, основано на результатах соответствующих фундаментальных и прикладных научных исследований. Значимые научные результаты сегодня чаще всего достигаются на пересечениях различных научных дисциплин. Это требует глубокого проникновения специалистов в комплексы различных знаний, и компетентной на этом же уровне знаний координации междисциплинарных исследований. В Советском Союзе научные исследования и инженерные разработки координировались соответствующими подразделениями министерств и ведомств, а комплексную координацию осуществлял Государственный комитет по науке и технике совместно с Академией наук СССР.
Одними из результатов такой координации можно назвать создание в стране «с нуля» микроэлектронной и микробиологической отраслей промышленности.
Сегодня осуществлять подобную координацию нынешние министерства и ведомства не способны по ряду причин, в том числе из-за некомпетентности чиновников. К тому же сейчас ликвидируется координация фундаментальных и прикладных научных исследований, которая худо-бедно осуществлялась Российской академией наук, так как академия, как научная организация, фактически ликвидируется. За 20 лет так называемых рыночных реформ научные исследования были сведены в стране к мизерному количеству, а их научная значимость существенно снизилась. Произошло это вследствие развала российской экономики, в результате чего исчезла прежняя востребованность научных и инженерных разработок и поэтому значительно сократилось их финансирование.
Фрагментарные попытки создать такую заинтересованность в рамках «Сколково» и «Роснано» провалились по ряду причин, в том числе из-за случайности предложений, некомпетентности руководства проектами и отсутствия системы планирования и управления всей цепочкой: «фундаментальные научные исследования - прикладные научные исследования – инженерные разработки – маркетинговые исследования – внедрение в производство».
Чтобы реформировать управление научными организациями необходимо создать единую систему, в которой планировались и координировались научные исследования и соответствующие инженерные разработки в комплексе, и руководство системы отвечало за их результативность. Для этого предлагается упразднить придуманное чиновниками Федеральное агентства научных организаций, деятельность которого чревата окончательным развалом науки в стране, и создать Государственную научную корпорацию «Российские академии наук» в статусе управляющей компании, сокращенно – ГНК «РАН».
Это будет некий аналог прежнего Государственного комитета по науке и технике СССР, куда войдут все государственные научные академии, которые сохранят свой нынешний статус, свои институты и самоуправляемость. Им в последующем могут передать некоторые государственные отраслевые НИИ и КБ соответствующего профиля. При этом институты, ведущие исследования в области общественных наук, следует объединить в другую организацию. Совет директоров ГНК «РАН» составят президенты всех академий, руководители их региональных отделений и отделений академий. Председатель совета – президент ГНК «РАН будет единоличным исполнительным органом, государственным служащим в ранге министра и членом Правительства Российской Федерации.
Таким образом, наукой вновь станут управлять сами ученые. Тогда чиновников Министерства образования и науки, а также вновь созданного Федерального агентства научных организаций к всеобщей пользе, а также радости Минфина, можно будет освободить от явно не свойственных им функций, а надуманное упомянутое агентство упразднить.
Финансироваться ГНК будет за счет государственного бюджета, грантов российских и иностранных лиц и коммерческих договоров на проведение научных исследований. Распределять бюджетные средства будет совет ГНК «РАН» в соответствии с достигаемыми институтами академий результатами (подробней см. Как довести РАН не до «ручки», а до ума. Наукой могут управлять только сами ученые, а не чиновники и «эффективные менеджеры» - «Промышленные ведомости» № 7, 2013 г.).
Возможно также финансирования за счет эмиссии части денежной массы специально уполномоченным на то банком – подробности ниже.
Система управления любым объектом, согласно канонам теории систем, помимо органа регулирования - звена прямой связи должна содержать независимое звено обратной связи – орган контроля. Посредством звена (совокупности звеньев) обратной связи регулятор получает оперативную информацию о реакции на команды и о текущем поведении объекта, что позволяет динамично отслеживать и корректировать его состояние и дальнейшее поведение, исходя из целей и задач управления. В России органы госконтроля раздроблены, и полностью подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, что во многом способствовало развалу управления страной и ее экономикой. Не работает должным образом и «властная вертикаль».
Свидетельством тому являются неоднократные вынужденные попытки главы государства и руководителя правительства применять «ручное управление» в особо вопиющих случаях. Но ведь в каждую деревню из Москвы не наездишься!
Критериями выбора предметов правового госрегулирования должны в основном быть права граждан и интересы государства, соблюдение и защита которых гарантируются Конституцией страны. Поэтому, чтобы обеспечить требуемую эффективность и устойчивость управления страной и ее экономикой необходимо все звенья обратной связи - федеральные органы контроля (надзора) вывести из регулирующего звена – правительства и подчинить президенту страны, как гаранту соблюдения конституционных прав граждан и интересов государства. Госконтроль должен сочетаться с контролем общественным.
Координировать деятельность федеральных органов государственного контроля (надзора) могло бы Контрольное управление Президента РФ. Их переподчинение явится начальным этапом модернизации управления экономикой, что позволит контролировать последующее реформирование исполнительной власти и самой экономики.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Государственная финансовая политика, которая должна быть составной частью экономической политики государства, представляет собой совокупность целей и средств достижения этих целей, связанных с использованием, обращением и распределением денег во всех сферах общественных отношений - социальных, хозяйственных, производственных, бюджетных, налоговых и иных, где они используются. Ниже рассмотрены некоторые принципы государственного управления (регулирования и контроля) обращением денег, которые представляются необходимыми для построения и устойчивого инновационного развития социального государства.
Для устойчивости функционирования экономической системы и товарообмена в ней необходимо поддерживать баланс товарно-денежного обращения. Интегральным показателем, характеризующим устойчивость экономической системы, является стабильность покупательной способности денежной единицы, в нашем случае - рубля.
Стабильность обеспечивается выпуском в оборот денежной массы, соответствующей обороту товарной массы по ее стоимости, созданием условий для эквивалентности товарообмена по стоимости, поддержанием стабильности цен и их паритетности, а также стабильности валютных курсов рубля, использованием налогообложения, сохраняющего устойчивость экономики и сбалансированного по интересам государства и всех социальных групп населения, а также рядом других условий и способов их реализации.
Игнорирование этих принципов, обусловленных общей теорией систем управления, порождает неустойчивость экономики государства, вследствие чего возникают экономические кризисы. Все это происходит перманентно в нашей стране из-за отсутствия комплексного управления экономикой и финансами, которого и не может быть ввиду отсутствия конкретного понимания у руководства страны, какое государство с какой экономикой мы должны строить и с какими целями. Даже перед угрозами России со стороны США и ЕС о введении экономических санкций Центробанк, Минфин и Минэкономразвития не могут придти к единому обоснованному мнению о том, что делать в этих условиях. При этом глава ЦБ бездоказательно заявляет, что они готовы ко всяким событиям. Однако как этого достигнуть, держится втайне. Видимо, чтобы «враги» не воспользовались.
Стабильность рубля и социально-экономически значимая оплата труда
Согласно Конституции наше государство должно быть социальным. Так как это понятие характеризует идеологию взаимоотношений владельцев труда и капитала, а капитал является базисом любой общественной формации, то в нашей стране должен быть создан социальный (социалистический) капитализм. Сейчас Россию можно отнести к разряду буржуазно-капиталистических стран. Социально-капиталистических государств уже немало в мире. Наиболее характерные примеры – Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия.
Важной особенностью социального капитализма является поддержание баланса интересов представителей различных социальных групп общества, в первую очередь - интересов экономических, путем распределения создаваемой добавленной стоимости в соответствии с вложенными ими ресурсами. Одним из важных условий соблюдения баланса интересов является эквивалентность товарообмена по стоимости, где исходной мерой при формировании себестоимости и цены продукции должна выступать цена труда. Ее социально необходимый для жизни минимум должен соответствовать официальному прожиточному минимуму, который должен обеспечивать простое воспроизводство ресурсов наемного работника с учетом рождения и воспитания одного ребенка. По оценкам Академии труда и социальных отношений, на сегодня такой прожиточный минимум составляет 30 тысяч рублей. Однако согласно данным Росстата в 2013 году доход 35% населения страны не превышал 14 тысяч рублей, у половины населения – 19 тысяч, и у 14% не превышал 27 тысяч рублей.
Между тем, стабильная заработная плата, обеспечивающая некий условный высокий жизненный уровень человека, играет не только социально значимую роль, но имеет и принципиальное экономическое значение. Она, как следует из приведенной модели макроэкономики, необходима для ее устойчивого функционирования и развития. Ведь совокупный доход обитателей «верхнего этажа» экосистемы предопределяет платежеспособный спрос на всех ее «этажах», то есть предопределяет спрос на ресурсы и средства производства, необходимые для изготовления востребуемого на эти деньги «ширпотреба», включая продукцию и для общегосударственных нужд.
Очевидно, что промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована для производства конечных потребительских товаров или услуг. К примеру, вследствие значительного после 1992 г. уменьшения числа авиапассажиров компании-авиаперевозчики лишились доходов, позволявших им приобретать новые авиалайнеры. В результате рухнуло их отечественное производство. Затем авиаперевозчики стали закупать иностранные, уже полетавшие машины – так было дешевле, но отечественный авиапром и по сей день находится в коме. Поэтому именно от платёжеспособного спроса населения на продукты питания, «ширпотреб» и потребительские услуги зависят платёжеспособный спрос на всех этажах экономики и выживаемость их обитателей.
Приобретая продукцию или услуги, потребитель выплачивает продавцу все его затраты, включая налоги, а также прибыль. Таким образом получается, что в ценах конечной потребительской продукции (услуг) концентрируются все денежные затраты, востребовавшиеся в соответствующей кооперацоннной сети на её производство и сбыт. В эти затраты включены также все предварительно выплаченные участниками этого кооперационного производства налоги и вся полученная ими на всех этапах производства прибыль. К примеру, в цену булки хлеба включены все удельные затраты на её изготовление - от стоимости сельхозработ по выращиванию зерна, оплаты всех необходимых для этого ресурсов и сельхозтехники, до стоимости выпечки и перевозки хлеба в магазин. Да ещё с суммарной прибылью участников этого процесса. По сути, население платит тем самым неформальный налог с продаж. Его соответствующие предприятия сначала авансом, по частям, как бы в качестве консолидированного кредита населению, выплачивают государству при поэтапном изготовлении и реализации соответствующей продукции, и эти платежи возвращаются им с её продажей на всех переделах.
Вместе с прибылью товаропроизводителей годовые налоговые выплаты достигают, согласно данным Росстата, примерно 75% от годовой заработной платы. Таким образом, подоходный налог в среднем составляет не 13%, а 75% от дохода физического лица, но его доля возрастает по мере уменьшения заработной платы. Она не зашкаливает за 100%, так как малоимущие отказывают себе в приобретении насущных товаров и услуг. А для богатых относительная налоговая ставка снижается. Таким образом, налог на доход физических лиц взимается неформально по прогрессивной процентной ставке, снижающейся в сторону увеличения доходов граждан, а не наоборот. В результате чистый доход подавляющего большинства физических лиц оказывается в среднем равным 25% их номинального дохода, а чистый доход малоимущих и того меньше.
Высокие реальные доходы населения и устойчивое развитие экономики – взаимосвязанные факторы существования сильного государства. Соблюдение стабильно высокой оплаты труда наряду с другими экономическими условиями позволяет выстроить систему производства продукции и сбалансированного платежеспособного спроса, а также обеспечить расширенное воспроизводство во всех звеньях кооперационных производств. В качестве регулятора такого балансирования должно выступать государство, совместно с бизнес-группами и общественными институтами создавая в рамках государственно-частного и социального партнерства необходимую для этого нормативно-правовую базу. Стабильность покупательной способности рубля, обеспечивающая стабильность реальных доходов населения, во многом зависит от стабильности цен и поддержания баланса товарно-денежного обращения.
Эмиссия денег и поддержание баланса товарно-денежного обращения
Денег с учетом их оборота должно быть столько, чтобы обеспечивались в стране производство и реализация всей изготавливаемой продукции и оказываемых услуг. Поэтому для стабильности экономики и ее развития Центробанк должен поддерживать баланс товарно-денежного обращения, чего он не делает. Вместо этого Центробанк стремится поддерживать баланс валютно-рублевого обращения. Но валюты в стране даже по искусственно увеличенному - примерно вдвое - ее курсу обмена на рубли не хватает для эмиссии требуемой денежной массы. Если деньги оборачиваются за год 2,5 раза, то в 2013 году денежная масса в обороте обеспечивала всего 68% стоимости внутреннего товарооборота, то есть дефицит денежного оборота в стране превышал треть стоимости товарной массы в обороте. Такая порочная денежная политика породила в стране перманентный дефицит рублевой массы, что во многом способствовало развалу отечественного товарного производства (см. «Телегу доллару, телегу! Популярная лекция для руководителей Правительства РФ и Банка России в защиту рубля и национальной финансовой политики» - «Промышленные ведомости» № 2. 2014 г.).
При этом непрерывно растут цены, что провоцируется самим правительством, которое ежегодно без экономической на то необходимости индексирует тарифы естественных монополий. Делается это, на самом деле для увеличения доходов бюджета. Однако покупательная способность рубля из-за систематически провоцируемой ценовой инфляции снижается, поэтому реальный доход бюджета не растет ощутимо, и товарно-денежный дисбаланс не исчезает. Но из-за дополнительной ценовой инфляции снижается платежеспособность самого государства, что приводит к необходимости индексации заработной платы госслужащих и к росту затрат на госзакупки и госзаказы.
Поддержание баланса товарно-денежного обращения в зависимости от того наблюдается денежная дефляция или денежная инфляция должно осуществляться, соответственно, либо за счет дополнительной эмиссии денежной массы либо путем частичного ее изъятия из обращения. Выполнение этой функции необходимо законодательно возложить на Центробанк, так как согласно ст. 75 Конституции РФ исключительно на него возложены обязанности осуществлять денежную эмиссию и обеспечивать устойчивость рубля. Однако, как показано в упомянутой выше публикации, в нарушение Конституции эмиссию денег в виде фиктивных кредитов и других активов проводят также многие коммерческие банки при финансовой поддержке самого ЦБ. В 2013 г. активы (размещенные средства: ссуды, кредиты, приобретенные ценные бумаги, и др.) превысили денежную массу, об эмиссии которой официально сообщил Центробанк, более чем на 26 трлн. рублей или на 83%. При этом оборот товарной массы по ее стоимости обеспечивался деньгами лишь на 68%.
Однако большая часть фиктивных денег в экономику не попадает, о чем свидетельствуют рост кредиторской задолженности нефинансовых организаций, сокращающиеся инвестиции в реальном секторе экономики и растущий вывоз капитала за рубеж. Очевидно, фиктивные кредиты обслуживают и «теневую» экономику, оборот которой, по оценкам, составляет не менее трети общего товарного оборота страны. Поэтому, надо полагать, немалая часть фиктивных кредитов вывозится через зарубежные платежные системы.
Чтобы Центробанк мог поддерживать баланс товарно-денежного обращения, фиктивное кредитование, осуществляемое коммерческими банками, должно блокироваться. Ограничителем выдаваемых кредитов, сумма которых по стране не должна выходить за размеры денежной массы, призваны служить обязательные резервы. Для минимизации рисков и сохранения платежеспособности банков норма резервов должна составлять гарантирующие эти условия долю от суммы средств на банковских депозитах. За всем этим должен оперативно следить ЦБ, чего он вопреки законодательству до недавнего времени не делал. Именно по этой причине, то есть по вине ЦБ, многие коммерческие банки обанкротились, чем нанесен громадный ущерб клиентам этих банков.
Искусственно созданный дефицит денежного обращения в экономике – ее демонетизация - усугубляется отвлечением немалой части денег на другие цели. Значительная часть денежной массы отвлекается на фондовые и финансовые рынки, что вносит соответствующий дисбаланс в денежное обращение.
В 2013 г. денежный оборот на Московской фондовой бирже ММВБ превысил 8,25 трлн. рублей. Биржи ММВБ и РТС входят в холдинг ОАО «Московская биржа». Согласно информации холдинга, общий объем торгов (оборот) на всех его рынках в 2013 г. достиг 449,9 трлн. рублей. Это при том, что оборот в экономике составил 114,62 трлн. рублей, а его обеспеченность деньгами не превышала 68%. Таким образом, оборот только на Московской бирже составил в том же году 392,5% относительно оборота в экономике. Если принять, что частота обращения денег, вовлеченных в операции холдинга, с учетом нерабочих дней составила 100 раз за год, то в 2013 г. из денежной массы в сумме 31,407 трлн. рублей торговыми площадками одной только Московской биржи на финансовые и фондовые спекуляции было отвлечено около 4,5 трлн. рублей или 14,3% денежной массы.
Операционная прибыль холдинга превысила 14,74 трлн. рублей. Какова прибыль участников рынка, неизвестно. Но все это фиктивная добавленная стоимость, полученная от торговли деньгами, акциями и другими ценными бумагами, так как фондовые и валютные рынки не могут подменить товарное производство в создании добавленной стоимости. По сути, прибыль, полученная участниками спекулятивных рынков, является частью присвоенной ими добавленной стоимости, созданной в реальном секторе экономики. Поэтому необходимо разработать экономические меры, чтобы снизить количество спекулятивных продаж и тем самым высвободить максимально возможную часть используемых на финансовых и фондовых рынках денег для реального сектора экономики.
Если говорить о фондовой бирже, то это вторичный рынок акций, в основном спекулятивный. Маржу, которую получают там продавцы, представляет собой фиктивную добавленную стоимость, цены на бирже складываются стихийно, нередко под влиянием слухов, и мало что общего имеют с реальной ликвидностью соответствующей компании - эмитента акций.
Чтобы уменьшить объемы спекулятивных сделок, которые отвлекают деньги из дефицитного оборота в экономике и присваиваются участниками этих сделок, представляется целесообразным взимать с покупателя акций определенную сумму, равную нормированной доле продажной стоимости акций.
Эти деньги, нечто вроде вступительного взноса, будут платить только те, кто впервые становится акционером компании, эмитента этих акций. Вступительный взнос направляется в специальный инвестиционный фонд компании, эмитента акций, на выделенный субсчет. Если в течение установленного времени, положим, двух лет, деньги не израсходуют по целевому назначению, то их изымут в бюджет. Таким образом, покупать акции станут в основном только предприниматели, которые будут стремиться участвовать в развитии данного предприятия. А «вступительные взносы» явятся инвестициями новых акционеров.
Кредиты и кредитные ставки
Деньги являются государственной собственностью. Они передаются государством через Центробанк и коммерческие банки гражданам и организациям для временного их использования в качестве средств платежа или накопления. Поэтому государство вправе законодательно ставить определенные условия применения этих средств, в том числе нормировать плату за их использование в виде комиссионных (операционных расходов) для ЦБ и коммерческих банков. Одно из условий внесено в Уголовный кодекс – фальсификация денег наказывается в уголовном порядке. Другим условием должно стать ограничение (нормирование) кредитных ставок и ставок по вкладам (депозитам). Вот основания для этого.
Символические деньги, которыми сегодня находятся в обращении, не являются товаром, так как путем их «переработки» невозможно придать им новое качество и, соответственно, получить добавленную стоимость. Нынешние высокие кредитные ставки обеспечивают Центробанку и коммерческим банкам при выдаче кредитов получение немалой фиктивной добавленной стоимости в виде громадной реальной прибыли, отчуждаемой из реального сектора экономики. Это приводит к появлению дополнительной ценовой инфляции, так как «цена» кредитов включается в себестоимость продукции, хотя ЦБ высокие кредитные ставки объясняет необходимостью борьбы именно с инфляцией. Вместе с тем, такие ставки делают недоступными долгосрочные кредиты для многих товаропроизводящих предприятий.
Итак. деньги – не товар, они являются государственной собственностью и выдаются физическим и юридическим лицам для обеспечения товарообмена между ними, а также для использования в качестве средства накопления. Для устранения спекуляций деньгами и тем самым препятствий для развития экономики, что позволит увеличить бюджетные доходы и жизненный уровень населения, предлагается ставку рефинансирования Центробанка и кредитные ставки коммерческих банков нормативно ограничить только их комиссионными, учитывающими затраты на проводку денег получателям. Комиссионные составит оценочно 0,25 для ЦБ, как сейчас в Европейском центральном банке, или несколько больше, и 2-4% - для коммерческих банков. При этом ставки дохода по вкладам населения и средствам на депозитах юридических лиц окажутся на уровне 2-3% годовых. Поэтому для привлечения денег в банки должны быть приняты меры по существенному снижению ценовой инфляции – о них сказано ниже.
Нынешние проценты по вкладам граждан сейчас лишь немного превышают приросты ценовой инфляции, а на деньги на расчетных счетах предприятий, которыми активно пользуются банки, начисляются вообще доли процента. При низких процентных ставках банкам станет выгодно инвестировать деньги в рентабельные производства или делать их рентабельными, приобретая соответствующие акции, чтобы получать доход по дивидендам.
Чтобы сделать кредиты доступными и выгодными для реализации стратегически значимых проектов - в минерально-сырьевом комплексе, промышленности, строительстве, включая ипотеку, на транспорте, в связи представляется целесообразным ряду отобранных по конкурсу банкам разрешить проводить определенную денежную эмиссию в рамках запланированного Центробанком размера, но в виде целевых кредитных линий. Так как деньги банкам достанутся бесплатно, то и кредитные ставки не должны превышать суммы ставки рефинансирования ЦБ, которая должна быть существенно снижена – не выше 0,25% годовых, и нормированных операционных затрат. Чтобы до внесения изменений в Конституцию страны не нарушалось исключительное право Центробанка на денежную эмиссию, деньги отобранным банкам он может передавать по сниженной на порядок ставке рефинансирования.
Чтобы кредитные деньги не воровали и не использовали для иных, отличных от назначения кредита, нужд, предлагаемое эмиссионное кредитование должно быть поэтапным, в виде целевой кредитной линии, с предварительной приемкой выполненных работ с участием представителей банков, выдавших кредиты. Прибыль банки смогут получать дополнительно за счет использования части эмиссионных денег для выдачи кредитов под более высокие ставки при условии своевременных выплат траншей по целевым кредитным линиям.
Стабилизация цен и валютных курсов рубля
Значения всех перечисленных выше показателей и их стабильность во многом зависят от ценовой инфляции. Приоритетной целью денежно-кредитной политики Центробанка продекларировано обеспечение ценовой стабильности. Политика эта будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Очевидно, речь идет о ставках краткосрочных кредитов Центробанка, которые он выдает коммерческим банкам для поддержания их ликвидности. Ставка на несколько дней составляет сегодня в среднем около 8%, она влияет на кредитные ставки коммерческих банков, составляющих от 15 до 50% годовых в зависимости от степени риска и срока кредитования. Все это в совокупности оказывает значительное влияние на рост цен. Однако ЦБ не собирается снижать свои ставки, так как дорогие коммерческие кредиты менее востребованы, что, по мнению руководства ЦБ, якобы способствует снижению ценовой инфляции.
Одновременно ЦБ провоцирует девальвацию рубля, что ведет к подорожанию импортных товаров в рублевом исчислении их стоимости и к росту цен отечественной продукции, в которой использованы импортные компоненты. Все эти действия Центробанка нарушают п.2 ст.75 Конституции согласно которому на него возложены защита и обеспечение устойчивости рубля.
Для стабилизации и гармонизации цен представляется необходимым нормировать прибыль относительно себестоимости всех видов продукции у их производителей по всем цепочкам производства и реализации, а прибыль, полученную сверх нормированного значения, изымать в бюджет. Прибыль от продаж импортных товаров необходимо нормировать относительно их цен, заявленных при ввозе.
Нормирование прибыли позволит стабилизировать и гармонизировать цены на всех переделах изготовления и реализации продукции с целью достижения эквивалентности товарообмена по стоимости. Это будет способствовать объективному – по труду и затратам - распределению добавленной стоимости, включая прибыль, между всеми субъектами производства и реализации продукции.
Нормирование прибыли должно быть дифференцированным с учетом особенностей той или иной отрасли производства, размещения предприятий, условий хозяйствования, кредитных историй, природных условий, необходимости модернизации и прочих критериев развития предприятий. Тогда спустя какое-то время цены на все и вся стабилизируются и исчезнут посредники-спекулянты. Ведь для данного товара его производителем будет установлена предельная торговая наценка относительно его собственной отпускной цены независимо от числа продавцов и перепродавцов.
Нормировать торговую наценку нужно будет тоже дифференцировано в зависимости от вида продукции и условий ее реализации. Спекулятивные посредники никаких реальных затрат на транспортировку и реализацию товаров не несут, а лишь транслируют их виртуальное через себя перемещение по бумагам, что легко отслеживается налоговой службой. Поэтому посредники-спекулянты должны в этом случае исчезнуть, так как при нормировании торговой наценки они будут лишены возможности «накручивать» цены.
Нормирование торговой наценки для импортной продукции относительно таможенной цены ее поставщика, а не изготовителя, как в случае отечественной продукции, сделает невыгодным искусственное занижение таможенных цен, как это происходит сегодня, в частности, с импортируемой свининой, с целью ликвидации российских конкурентов. Нередко поставщики импорта и его продавцы в России – аффилированные лица, зарегистрированные в оффшорах. Занижая цены при поставках продукции и взвинчивая их при розничной продаже в России, они получают громадную прибыль, которую в валюте переводят за рубеж. Предлагаемым нормированием торговой наценки можно будет заблокировать «международное сотрудничество» спекулянтов по вывозу капитала за рубеж и обеспечить добросовестную конкуренцию на внутреннем рынке.
Нормирование прибыли относительно себестоимости продукции вынудит ее производителей для увеличения прибыли в абсолютном исчислении увеличивать себестоимость. Но ресурсные затраты согласно предлагаемой системе налогообложения, описанной ниже, будут облагаться налогами, а цены на закупаемую комплектацию - устанавливаться их поставщиками. Поэтому товаропроизводителям для увеличения себестоимости и получения тем самым большей прибыли в реальном исчислении останется только увеличивать заработную плату и наращивать объемы производства. А рост доходов населения будет способствовать увеличению сбыта продукции.
Таким образом, еще один важный эффект от нормирования прибыли – это рост платежеспособного спроса населения и увеличение налоговых поступлений в бюджеты. Однако для более равномерного распределения при этом доходов физических лиц с целью дополнительного увеличения платежеспособного спроса населения потребуется введение прогрессивной шкалы налогообложения этих доходов.
На рост ценовой инфляции влияет также девальвация рубля, так как растут цены на импортную продукцию в рублевом исчислении ее стоимости. Для стабилизации валютного курса рубля и обеспечения тем самым эквивалентности международного и внутреннего товарообмена по стоимости необходимо устанавливать его равным паритету покупательной способности рубля и доллара, а для остальных валют - равным их кросс-курсам с долларом. Это требуется также для выравнивания экономических условий хозяйствования для всех субъектов внутреннего рынка, модернизации российской экономики и привлечения иностранных инвестиций. Стабильный валютный курс рубля привлекателен для зарубежных инвесторов, так как снижает риски потерь. Периодически курсы обмена нужно будет корректировать с поправками на ценовую инфляцию в ответствующих странах.
Увеличение валютного курса рубля до достижения паритетов покупательной способности с долларом и евро нужно будет проводить в несколько этапов. Для компенсации при этом выбывающих доходов бюджета от акцизов на нефть и газ в рублях, необходимо будет увеличить платежеспособный спрос населения увеличением зарплат и пенсий. Это можно обеспечить за счет той дополнительной денежной эмиссии, которая потребуется для доведения денежной массы до баланса со стоимостью товарной массы. Ведь сегодня, как отмечалось, эта часть денежной массы незаконно выпускается банками в виде фиктивных кредитов. В сочетании со стабилизацией цен все это позволит увеличить производство продукции и тем самым повысить сумму собираемых налогов.
Налогообложение, стимулирующее инновационное развитие производства
Важной составляющей финансовой политики государства является налогообложение. От суммы собираемых налогов, извлекаемых из оборотных средств предприятий и доходов работающих граждан, во многом зависят сбалансированность товарно-денежного обращения, стабильность реальных доходов населения и воспроизводственные возможности реального сектора экономики, определяющие размеры новой добавленной стоимости.
Действующая в стране система налогообложения является вымогательской, так как одни и те же налоги взимаются многократно. Причина кроется в НДС и его налогооблагаемой базе, в качестве которой выбрана не создаваемая согласно названию налога добавленная стоимость продукции, товаров и услуг, а доход от их реализации, с которого и выплачивается НДС. При этом НДС одновременно облагаются прибыль и все составляющие себестоимости, в том числе - фонд зарплаты, а также все затраты на ресурсы и комплектацию, с которых уже взимались налоги при их приобретении. Кроме того, повторно взимается отдельно налог с прибыли, а также выплачиваются страховые взносы с фонда зарплаты и налог с дохода физических лиц. Все эти процедуры изъятия повторяются на всех этапах кооперационного производства той или иной продукции, что ведет к многократному налогообложению одних и тех же составляющих последовательно нарастающего дохода участников этого производства.
Как отмечалось выше, промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована для производства конечных потребительских товаров или услуг. Поэтому от платёжеспособного спроса населения на продукты питания, «ширпотреб» и потребительские услуги зависят платёжеспособный спрос на всех этажах экономики и выживаемость их обитателей.
Приобретая продукцию или услуги, потребитель выплачивает продавцу все его затраты, включая налоги, а также прибыль. Таким образом получается, что в ценах конечной потребительской продукции (услуг) концентрируются все денежные затраты, востребовавшиеся в соответствующей кооперационнной сети на её производство и сбыт. В эти затраты включены также все предварительно выплаченные участниками этого кооперационного производства налоги и вся полученная ими на всех этапах производства прибыль.
К примеру, в цену булки хлеба включены все удельные затраты на её изготовление - от стоимости сельхозработ по выращиванию зерна, оплаты всех необходимых для этого ресурсов и сельхозтехники, до стоимости выпечки и перевозки хлеба в магазин. Да ещё с суммарной прибылью участников этого процесса. При этом все составляющие выручки от реализации конечной продукции многократно, на всех ее переделах, облагаются нарастающим по абсолютной величине налогом на добавленную стоимость. По сути, население платит тем самым неформальный налог с продаж. Его соответствующие предприятия сначала авансом, по частям, как бы в качестве консолидированного кредита населению, выплачивают государству при поэтапном изготовлении и реализации соответствующей продукции, и эти платежи возвращаются им с её продажей на всех переделах ее производства.
Вместе с прибылью товаропроизводителей годовые налоговые выплаты работоспособной части населения в виде неформального налога с продаж достигают, согласно данным Росстата, примерно 75% от годовой заработной платы. Таким образом, подоходный налог в среднем составляет не 13%, а 75% от дохода физического лица, но его доля возрастает по мере уменьшения заработной платы. Она не зашкаливает за 100%, так как малоимущие отказывают себе в приобретении насущных товаров и услуг. А для богатых относительная налоговая ставка снижается.
Таким образом, налог на доход физических лиц взимается неформально по прогрессивной процентной ставке, снижающейся в сторону увеличения доходов граждан, а не наоборот. В результате чистый доход подавляющего большинства физических лиц оказывается в среднем равным 25% их номинального дохода, а чистый доход малоимущих и того меньше. Таким образом, действующее налогообложение ведет также к снижению платежеспособного спроса во всей экономике. Между тем, высокие реальные доходы населения и устойчивое развитие экономики – взаимосвязанные факторы существования сильного государства.
Принципы действующего налогообложения ввиду искусственно поддерживаемого дефицита денежной массы делают выгодным для правительства рост цен, который оно провоцирует экономически не обоснованной ежегодной индексацией тарифов естественных монополий. Рост цен, с которым якобы борется ЦБ, удерживая высокую ставку рефинансирования и дефицит денежной массы, позволяет накачивать бюджет инфляционными рублями, но делает невыгодным модернизацию производства. При этом увеличиваются формальные и неформальные налоги с населения, что дополнительно снижает его платежеспособность и тем самым производство продукции.
Чтобы разорвать порочный круг, предлагается внедрить иную систему налогообложения. Она позволит сбалансировать интересы государства, товаропроизводителей, предпринимателей и населения, в том числе за счет исключения многократного налогообложения одних и тех же составляющих доходов, и будет провоцировать инновационное развитие экономики. Для этого вместо нынешних основных четырех предлагается ввести три налога - с используемых (потребляемых) природных ресурсов, с дохода физических лиц и со сверхприбыли путем нормирования прибыли относительно себестоимости продукции.
Замена при этом НДС дифференцированными налоговыми ставками на затраты природных ресурсов создаст конфликт интересов предприятий и государства: товаропроизводители для увеличения своей прибыли будут стремиться к сокращению ресурсных затрат и увеличению объемов производства, а государству для увеличения собираемых налогов станет выгодно увеличение их потребления. Поэтому власти вынуждены будут создавать соответствующие условия для расширения производства всего и вся и увеличения платежеспособного спроса населения.
Налоговую плату за используемые ресурсы — землю, природное сырье, воду, кислород необходимо будет устанавливать дифференцированной в зависимости от вида деятельности, природных условий, кредитной истории и потенциальной рентабельности предприятия. Налоговые ставки могут быть прогрессивно изменяющимися при необходимости регулировать потребление того или иного сырья внутри страны или выполнения определенных экологических условий.
Нормирование прибыли относительно себестоимости продукции приведет, как отмечалось выше, к стабилизации и гармонизации цен. Вместе с тем, нормирование прибыли и дифференциация самих налоговых ставок в зависимости от доли прибыли (рентабельности) вынудят товаропроизводителей для увеличения прибыли в абсолютном исчислении увеличивать себестоимость. Но ресурсные затраты будут облагаться налогами, а цены на закупаемые ресурсы и комплектацию устанавливаются их поставщиками. Поэтому товаропроизводителям для увеличения себестоимости и получения при этом большей, не облагаемой налогом, прибыли в реальном исчислении останется только увеличивать заработную плату и наращивать объемы производства.
При этом возрастут налоговые отчисления от доходов физических лиц, а рост доходов населения будет способствовать увеличению платежеспособного спроса населения и сбыта продукции. Регулировать эти процессы можно будет изменением норм прибыли.
Таким образом, еще один важный эффект от нормирования прибыли – это рост платежеспособного спроса населения и увеличение налоговых поступлений в бюджеты. Однако для более равномерного распределения при этом доходов физических лиц с целью увеличения платежеспособного спроса всех групп населения потребуется введение прогрессивной шкалы налогообложения этих доходов.
Моисей Гельман

Источник публикации: Промышленные Ведомости