Евразийская интеграция, устремленная в будущее

Дата публикации: 19.06.2014

В столице Казахстана прошло судьбоносное заседание Высшего Евразийского экономического совета. В ходе его работы Президент России Владимир Путин, главы Казахстана Нурсултан Назарбаев и Белоруссии Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАС). Этот документ вступает в действие на территории трех государств с 1 января 2015 года.

Свою позицию на этот счет предлагает эксперт МЭФ Павел Константинов.

Впрочем, к тому времени число участников нового регионального экономического объединения может вырасти до пяти – Кыргызстан и Армения срочно пытаются завершить подготовку и согласование нескольких конвенций и договоров, чтобы стать полноправными членами ЕАС с самого момента начала его функционирования. И, по оценке экспертов, шансы на то у них есть (правда, в случае с Арменией определенное де-факто и де-юре препятствие может составить проблема Нагорного Карабаха).

Астана была выбрана местом подписания исторического документа совершенно не случайно. Вообще говоря, любой объективный аналитик просто обязан отметить роль Назарбаева в налаживании интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Начать с того, что Нурсултан Абишевич воздержался от приглашения поучаствовать в беловежском сговоре, который преступно пренебрег выраженной на референдуме волей почти 90% советских людей продолжать жить в единой стране. Более того именно казахстанский лидер еще двадцать лет тому назад в своем выступлении в МГУ выдвинул инициативу начать интеграционный экономический процесс бывших советских республик.

Конкретная выработка текста Договора об учреждении ЕАС началась в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета. Тогда президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала своего рода «дорожной картой» развития интеграционного взаимодействия.

Как указывают российские источники, к подготовке договора привлекались более тридцати федеральных органов исполнительной власти нашей страны. Основу документа составила юридическая основа Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации.

Суть интеграционного Договора состоит в том, что государства-учредители АЭС принимают на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Решения в новом крупном региональном экономическом сообществе будут приниматься консенсусом, что гарантирует равное право каждому участнику. А вот делопроизводство – официальные тексты, соглашения, договоры будет проводиться на русском с последующим переводом документов на национальные языки стран-участников союза.

Владимир Путин, оценивая создание ЕАС, отметил, что в мире появилось крупное региональное объединение с емкостью рынка в 170 миллионов человек. Н. Назарбаев добавил к этому, что сегодня общий ВВП России, Казахстана и Белоруссии составляет $2,2 триллиона; а вот интеграционный эффект от деятельности нового союза за пятнадцать лет составит для них $900 миллиардов.

Что и говорить, значимость ЕАС намного бы выросла, прирасти организация Украиной, но, – так уж распорядились кукловоды из-за океана, - видать в ближайшие годы этому вряд ли придется случиться.

Сразу же по следам публикации Договора в разных странах, включая и государства – подписанты стали появляться многочисленные анализы перспектив деятельности объединения. Так, представители либеральной экономической школы в лице бывшего премьер-министра утверждают, что в новом союзе самую большую ношу придется взвалить на свои плечи России. При этом как-то на второй план отводят такие непреложные факты, как усиление возможностей в международной торговле продовольствием. Опять повторюсь, добавь сюда свой зерновой потенциал Украина, - перспектива вообще для компаний из ЕАС открывалась бы замечательная. Но и с немалой прибавкой казахстанского зерна, особенно, учитывая его высокое качество, мировая конъюнктура, конечно, изменится.

В свете событий вокруг Украины стало ясно: все же неверными были в течение последней четверти века утверждения о том, что, мол, у России практически нет внешних врагов. Вглядываясь в список государств - «санкционеров», понимаешь: точнее было высказываться в том смысле, что вот друзей у нашей страны как-то маловато. И на фоне угроз всякими санкциями, скажем, продовольственный потенциал той же Белоруссии в условиях дефицита еды чисто российского производства может очень даже неплохо прикрыть наши тылы в снабжении молоком, молочными продуктами, частично – шпиком.

Да и самой России в новых экономических условиях ЕАС тоже придется как-то начинать работать с оглядкой на партнеров по организации. Ну, вот пример, который просто лежит на поверхности. В Казахстане налоговая нагрузка на предприятия составляется более разумно, нежели в России. Так что теперь, если государство и законодатели не начнут шевелиться и думать, как сделать нашу страну привлекательной для открытия производства своих предпринимателей, не исключено, что отечественные фирмы начнут себе спокойно регистрироваться в Астане или Алма-Ате…

Дело-то, как говорится, обоюдное.

Словом, практика ЕАС многое покажет

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ