Государственный оптимизм – страшная штука

Дата публикации: 16.06.2014

Сразу пять радостных новостей (давно такого не было!).

Во-первых, мы не ездим больше в ПАСЕ. Официально. В частном порядке – пожалуйста, и там даже довольно безопасно, если соблюдать общие правила путешествия по Европе: не показывать российский паспорт, не говорить по-русски и со всех носильных вещей спороть этикетки «Сделано в России».

А мы по этому поводу немедленно вносим рацпредложение: сэкономленные на уплате ежегодных членских взносов в эту организацию 20 млн. евро следует передать нашим крымским братьям, им это точно не помешает. Я лично с ними уже связывался, они подтверждают, говорят, что смогут устроить СуперПАСЕ или даже МегаПАСЕ, на выбор, и даже с бородатыми девушками (есть такая порода, называется «евродевушки», не путать с «афродевушками» - те с косичками как антенны).

Вторая новость – еще краше. От нас забирают чемпионат мира по футболу. Я уже прикинул: на сэкономленные от покупки билетов на стадион покупаю телевизор с двухметровым экраном (по диагонали, или в высоту? – пока не решил) и смотрю подряд все игры: в полном комфорте и с пивом.

Ну вот, как мы видим, на внешнем фронте все складывается как-то для нас очень удачно.

А на внутреннем фронте о нас позаботился Минфин.

Вот, прямо лентой новостей, подряд: новых налогов не будет (правда, с оговоркой - рассчитывайте пока на три года, но и то хлеб); налоговая нагрузка у нас, по итогам 2013 г., всего 33,3 % ВВП (как показано в последнем, июньском докладе С. Шаталова для РСПП) - существенное улучшение про сравнению с майским показателем для того же 2013 года (34,99 % от ВВП), который приведен в проекте Минфина «Основные направления налоговой политики на 2015-17 гг.» (правда, может быть и еще одна новая коррекция – но, будем надеяться, и опять к лучшему); из этих налогов примерно треть (10,8 % ВВП) платит зажиточный нефтегазовый сектор (правда, нет уверенности, что в РСПП это сообщение приняли с большим энтузиазмом).

И осталось добавить только, что у нас и с налоговым администрированием все лучше, и лучше. Сам руководитель ФНС России М. Мишустин в январе этого года на Гайдаровском форуме доложил, что и налоговые доходы у нас растут (в федеральный бюджет в 2013 г. – на 3,7 %), и недоимка снижается (за последние 6 лет – в 1,7 раза).

В общем, все так хорошо, что даже не верится.

И если поискать – то не верится не только нам.

Взять общую налоговую нагрузку российской экономики. Эксперты Мирового банка почему-то настаивают на цифре более 50 % ВВП. Но – это, понятно, враги – или купленные врагами. Но в ОЭСР тоже дают примерно такую же величину. И даже наш главный либеральный экономист Е. Ясин как-то обмолвился, что бремя нашего государства на нашу рыночную экономику превышает 60 %.

Мы возьмем оценку более сдержанных отечественных экспертов – 40 %, что неплохо коррелирует с номинальными ставками основных налогов (на бизнес – налог на прибыли, НДС и налог на имущество; на труд - НДФЛ, соцвзносы и НДС).

Есть также много оценок доли «теневого сектора» в российской экономике, который от уплаты налогов уклоняется - в той или иной мере. Все - в диапазоне от 30 % до 50 % ВВП. Проявим и мы сдержанность – возьмем за отправную оценку по минимуму - 30 %.

Теперь представим себе, что у ФНС России с налоговым администрированием пойдет и дальше все так прекрасно, и они этот «теневой сектор» подберут под полный налоговый контроль. Считаем – и получаем налоговую нагрузку в 52 % ВВП. До Ясина еще далеко, а Мировой банк мы уже превзошли.

Но давайте, все же, будем реалистами и «притушим» несколько нашу веру в способности ФНС РФ. Пусть из потенциальных 52 % они выберут только 45 %.

Дальше мы знаем – из опыта работы налоговых органов – что есть отрасли, где много уклоняющихся от уплаты налогов (торговля, строительство, автоперевозки, финансовые операции) и где их почти нет. Среди последних – все отрасли промышленного производства. Отсюда нетрудно сделать вывод, что кто-то недоплачивает налоги (против средней величины), а кто-то платит за себя, «и за того парня». Раскидаем по 5 % в обе стороны и получим: для первых - 40 %, а для вторых - 50 %.

И опять же полученная для промышленности наша расчетная цифра странным образом коррелирует как с данными Мирового банка, так и с примерами расчета налоговой нагрузки для отдельных промышленных предприятий (например, расчет сравнительной налоговой нагрузки для тракторного завода в РФ и в Канаде, сделанный известным предпринимателем К. Бабкиным по просьбе Президента РФ В. Путина).

Но, вы скажете, расчеты Минфина все это опровергают! Вы так думаете? Посмотрим.

Вот в цитированном документе Минфина утверждается, что «уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в остальных видах деятельности: в 2013 году – 74,8 % и 26,3 %, соответственно». И все? На этом точка?

А почему бы не развить эту тему дальше? Давайте сделаем это за Минфин. Итак, представим, что наш ВВП – это сумма всех доходов, реализованных в нашей экономике. Далее оценим долю в нем добычи нефти и газа: примерно 500 млн. т нефти и 600 млрд. куб. м газа, что в расчете по мировым ценам дает примерно 470 млрд. дол., или около 25 % от ВВП.

И тогда мы получаем следующий результат: с одной четверти в общих доходах страны, приходящейся на нефтегазовый сектор, уплачивается примерно треть всех налогов. А все другие отрасли экономики, получающие 75 % всех доходов, платят две трети всех налогов. И тогда уровень налоговой нагрузки, соотнесенный с долями этих секторов в ВВП, различается уже не в три, а только в 1,5 раза.

И это еще не все «о нем, о дорогом нашем»! Нефтегазовый сектор у нас в РФ добывает природное сырье и затем продает его как СВОЙ ТОВАР, а другие отрасли, чтобы произвести конечный продукт, сначала ПОКУПАЮТ нужное им сырье, т.е., платят за него СВОИ ДЕНЬГИ.

Поэтому приравнивать эти отрасли по налоговой нагрузке - это все равно, что сравнивать налоговую нагрузку дельца, получившего право извлекать золото из подвалов госбанка на условиях самовывоза (ну и с компенсацией затрат на переплавку природного золотого порошка в золотые слитки) и затем торговать им, как своим собственным товаром, и ювелира, покупающего это же самое золото, но по его рыночной цене - для последующего использования в своих изделиях. Есть основания полагать, что если мы спросим нашего ювелира о предоставлении ему первой возможности, то он смирится с уплатой даже и 90-процентного налога.

Конечно, все это – расчеты, сделанные, что называется «на коленке», с использованием самых приблизительных данных и оценок. И мы никак не возражаем, чтобы официальные экономисты пересчитали все наши «формулы» с использованием самых «секретных» данных и из самых конфиденциальных источников.

Только, боимся, результат их может разочаровать. Наши «натяжки» - все «в минус» - если оценивать их с точки зрения подтверждения сделанным нами выводов, и потому всякое уточнение и всякая конкретизация способны лишь еще более испортить общую благостную картину.

Вообще-то, можно подойти к делу еще проще и не туманить людям голову рассуждениями о той или иной величине налоговой нагрузки в той или иной отрасли экономки. Возьмем просто наш экспорт нефти – 300 млн. т, умножим на мировую цену нефти – 100 дол. за баррель, или 700 дол. за т, и получим 210 млрд. дол. Или – в рублях – примерно 7 трлн. руб. Вычтем теперь из этой суммы 1 трлн. руб. – размер примерных затрат на добычу и транспортировку нефти, и получим сумму в 6 трлн. руб.

А у нас все налоговые доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 5,4 трлн. руб.

И мы еще здесь не берем в расчет все доходы от экспорта газа, а также все другие доходы от экспорта других природных ископаемых!

Что-то здесь не так – скажете вы. И будете правы – но только в том, что у нас, действительно, так считать не принято. А между тем в других странах добываемое частными компаниями сырье предпочитают всегда сохранять в государственной собственности – оплачивая услуги частных компаний-добытчиков по так называемым «операторским контрактам» и предоставляя им возможность (в качестве особой привилегии!) ПОКУПАТЬ добытое ими сырье у государства – его собственника.

Мы тоже могли бы давно работать по этой модели. И, как бонус, нам бы сразу перестали отказывать в приеме в ОПЕК (где присутствуют только страны, в которых нефть принадлежит государству).

А если мы примем эту модель, то столь приятно звучащий лозунг Минфина «Никаких новых налогов!» будет еще приятнее и еще проще: «Никаких налогов!». Точно так, как это и есть уже, например, в Саудовской Аравии.

Итак, только переход на «операторские контракты» и только по нефти позволяют нам перевести весь федеральный бюджет и все федеральные органы власти на «самообеспечение» и на «самофинансирование», отменив ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. А если государство начнет продавать всю добываемую нефть и весь газ по мировым ценам, то можно будет полностью ликвидировать и вообще всю налоговую систему, включая и таможенное обложение.

Но тогда, могут возразить, по мировым ценам придется покупать нефть и газ также и их внутренним потребителям? А это ведь их сразу разорит!

Но большинство стран в мире не имеют своих нефти и газа и покупают их на мировом рынке, как раз по мировым ценам – и это их почему-то не разоряет. Это – первое.

Второе: не надо забывать, что одновременно «исчезнут» все налоги, а это, как мы показали, не менее 40 % - 50 % от доходов наших граждан и предприятий. И по сальдо – разнице между повышением затрат на энергию и экономией на неуплате налогов – большинство все же сильно выгадает (если исключить немногие особо энергоемкие производства).

И, кроме того, все эти наши бывшие налогоплательщики от нелегальной (и весьма рискованной!) оптимизации налогов смогут перейти на путь прямой экономии в своем энергопотреблении – от чего будут выигрывать они сами, и государство, и природа.

И третье – уйдет в прошлое система дифференцированных цен - внутренних и внешних - на энергоносители, что снимет все тормоза, препятствующие интеграции наших стран в рамках Таможенного союза.

Владимир Кашин

А если предположим, что в этих условиях наша экономика начнет, наконец, свое индустриальное возрождение, то можно будет и принять курс на постепенное сокращение – до полной отмены – вообще всякого экспорта сырых продуктов.

В отношении добычи углеводородов это означает, что мы будем добывать нефти и газа ровно столько, сколько нам нужно самим. И тогда нам своих уже разведанных запасов хватит с лихвой на долгие годы, а те средства, которые нам якобы «необходимо» постоянно вкладывать в разведку и обустройство новых месторождений нефти и газа, можно будет перенаправить на цели модернизации нашего давно «хромающего» на обе ноги промышленно-производственного комплекса.

Разумеется, за один день все эти задачи не решить. Но можно уже начать движение в этом направлении. Для этого можно предложить ряд мер, которые дадут немедленный положительный эффект. Например, следующие:

- снизить базовую ставку НДС с 18 % до 10 %;

- отменить возмещение НДС при экспорте сырьевых продуктов (как это сделано в Китае);

- распространить применение НДС на банковские операции (при стандартной марже (разнице между процентами взимаемыми и процентами, выплачиваемыми) в 3 п.п. и ставке НДС в 10 % «удорожание» банковских услуг составит всего 0,3 п.п.).

Подчеркнем, что, при правильном контроле за реализацией этих мер, бюджет ничего не потеряет, а, наоборот, получит ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ!

А теперь мы предлагаем читателям найти ошибку в наших расчетах, СУЩЕСТВЕННО меняющую представленную нами картину – в ту или иную сторону. Бонус – пост министра финансов или министра экономики в существующем правительстве – в одном случае, или в том правительстве, которое решит начать, наконец, снимать страну с нефтяной иглы – в другом случае.

Ну и что же касается тех денег, которые мы сэкономим от неучастия в ПАСЕ – думается, часть из них все же надо будет вернуть Европе: на расширение Гаагского трибунала и на обучение украинскому языку его персонала.

А в отношении чемпионатов мира и Европы по футболу можно и еще больше сэкономить: сборную, как таковую, не собирать вообще, а направлять на эти соревнования любой клуб из нашей высшей лиги, по его желанию – но строго полностью за его собственный счет.

Или даже можно будет еще и сильно заработать – продать наше право участия в этих чемпионатах, например, клубу «Челси».

И, самое главное, народ наш будет сразу избавлен от всех разочарований (до инфарктов) – в случае поражений («от нас же – простой клуб, а у них – целая сборная»), а зато какая радость будет от побед (а по теории вероятностей они обязательно будут случаться).

А мы сейчас должны собраться и начать готовиться к новым радостным сообщениям мировых информагентств. Говорят, президент Обама дал указания своим советникам разработать предложения по новым санкциям против России, и среди них - проект объявления всеобщего эмбарго на импорт сырой нефти и газа из России. Что ж, будем ждать и надеяться - как бы только не сглазить!

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ