Набиуллина включила тормоз экономики. Но подвластна ли ей инфляция?

Дата публикации: 14.11.2023

Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, заявила, что пик инфляции пройден в III квартале текущего года. Однако ослаблять хватку и снижать ключевую ставку властная дама не собирается до весны. В чём причина такой нерасторопности и подчиняется ли в принципе ЦБ инфляция?

Злодейка-инфляция

По прогнозу Банка России, инфляция по итогам 2023 года составит 7-7,5%, а в следующем году снизится до 4-4,5% и в дальнейшем будет в районе таргета в 4%. Но для этого экономике России придётся повыживать в условиях жёсткой денежно-кредитной политики и двузначной ключевой ставки. Госпожа председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предупредила сразу: быстрого смягчения нрава ждать не стоит.

«Чтобы вернуть инфляцию к цели в конце 2024 года, нам придется поддерживать жёсткую денежно-кредитную политику в течение нескольких кварталов», – заявила Эльвира Набиуллина во время своего выступления в Госдуме.

Чтобы смягчить эффект, глава ЦБ поспешила добавить, что пик инфляции уже пройден. Это произошло ещё в III квартале года – то есть в июле-сентябре. При этом 27 октября Банк России всё равно принял решение повысить ключевую ставку с 13% до 15% и не исключил её роста в декабре до 16%.

«ЦБ считает, что прочных фундаментальных факторов для снижения инфляции на сегодняшний день нет. Высока волатильность курса рубля по отношению к доллару и евро, пока нам не удалось заместить необходимые товары как с точки зрения потребления, так и с точки зрения промышленного производства. Это всё заставляет Центральный Банк осторожничать и смотреть с оглядкой на предыдущий опыт. ЦБ выбирает выжидательную позицию – дождаться стабильных показателей и тогда уже принимать решение», – рассказал «Абзацу» проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Эльвира Набиуллина называет 2024 год «годом двузначных ставок» в экономике. На 2025-й ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 7-9%.

Причины роста цен

Под инфляцией принято понимать общее повышение уровня цен в стране. Факторы, которые способствуют росту этого показателя:

  1. Рост зарплат из-за дефицита рабочей силы (из-за ослабления рубля мигранты возвращаются на родину, кадровый дефицит балансируется повышением зарплат).
  2. Рост доходов населения (выплаты за участие в СВО, зарплаты в «оборонке» за работу в две-три смены и другое).
  3. Доверие населения к иностранным валютам в условиях неопределённости (россияне в октябре 2023 года в три раза нарастили покупки валюты на фоне укрепления рубля (120,9 млрд рублей)).
  4. Увеличение государственных расходов в связи с СВО.
  5. Сокращение предложения товаров и услуг из-за санкций (не все цепочки поставок ещё восстановлены).
  6. Ослабление рубля (с начала года российская валюта потеряла к доллару 37%).
  7. Рост кредитования (чем выше инфляция, тем больше население стремится к покупкам, полагая, что дальше будет дороже).

Первые шесть причин – не во власти Эльвиры Набиуллиной и её ЦБ. Даже курс рубля. К его укреплению привело не повышение ключевой ставки, а валютные ограничения, введённые правительством по поручению президента: обязательная продажа валютной выручки экспортёрами, экспортные пошлины на большой перечень товаров и услуг, а также ограничения на экспорт продуктов нефтепереработки.

«Ставка Набиуллиной по отношению к инфляции не имеет никакого влияния. Частично инфляцию удалось затормозить после принятия экстренных административных мер по ограничению роста цен на бензин и нефтепродукты и введения экспортных пошлин. То есть инфляция замедлилась после того, как начали бороться с инфляцией издержек. А повышение учётной ставки лишь провоцирует рост инфляции, потому что она увеличивает издержки заёмщиков, что идёт в цену продукции», – рассказала «Абзацу» депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Действия Эльвиры Набиуллиной по ужесточению денежно-кредитной политики сопровождаются шквалом критики: стоит ли «тормозить» экономику повышением ставки, если инфляцию усмирить всё равно не получится?

На что влияет повышение ставки

Несмотря на критику, глава ЦБ Эльвира Набиуллина продолжает гнуть свою линию. Всё для того, чтобы взять под контроль один единственный фактор влияния на инфляцию – спрос на кредитование.

Суммарный портфель кредитов россиян и бизнеса на этой неделе впервые превысил 100 трлн рублей, составив 101,2 трлн рублей. Из них:

  • 70,5 трлн – кредитный портфель бизнеса;
  • 30,7 трлн – займы россиянам.

По данным Банка России, с начала года объём кредитов вырос на 19%. Чем больше кредитов, тем больше денежная масса в экономике, которая как раз и разгоняет инфляцию. Работает это так:

Среднестатистический житель России Иван Иванов берёт в кредит 100 000 наличных рублей (деньги оказываются на его карте – их можно тратить) → Банк видит появившиеся на карте 100 000 рублей и выдает на эти деньги кредит другому человеку Марии Петровой на 80 000 рублей (деньги вновь оказываются на карте) → банк вновь выдаёт под них кредит на 60 000 рублей другому клиенту Николаю Фёдорову и т.д.

«Получается, любой человек или компания могут взять кредит, а значит, увеличить количество денег и разогнать инфляцию. Поэтому-то ЦБ и повышает ставку, чтобы уменьшить привлекательность кредитов и добиться снижения инфляции», – пишет в своём телеграм-канале президент Столыпинского клуба, профессор ВШЭ Евгений Коган.

После первого повышения ключевой ставки в августе темпы роста денежной массы в экономике, действительно, стали замедляться. Это происходит уже четыре месяца подряд. Годовой рост в октябре составил 19,8% против пика в июне – 25,4%. В прогнозе ЦБ рост денежной массы должен замедлиться до 6-11% к 2025 году.

Вместо послесловия

Многие обвиняют Банк России и лично Эльвиру Набиуллину во вредительстве, работе на Госдеп и следовании пресловутому Вашингтонскому консенсусу. На самом же деле работа ЦБ довольно примитивна. Перед девелопером стоит задача построить дом, перед маляром – покрасить забор, перед ЦБ – обеспечить финансовую стабильность, что подразумевает в первую очередь низкие показатели инфляции.

Набиуллина и компания влияют на то, на что могут влиять – сокращают денежную массу. Приведёт ли это глобально к снижению инфляции? Нет. Академик РАН Сергей Глазьев подметил, что ЦБ ни разу не удавалось достичь таргета в 4%. Но Банк России делает то, что от него требуется. Темпы экономического роста, здоровье бизнеса и благосостояние людей (наше с вами) находится не в его компетенции – за это ответственны Минфин и Минэкономразвития.


Источник публикации: Absatz