МЭФ-2024: Сессия №12 «Культурная среда и русский культурный код»
3 апреля 2024, 15:00

ЦДП, Покровка 47

Тема: «Культурная среда и русский культурный код»

3 апреля в рамках Московского экономического форума (МЭФ) состоялась сессия «Культурная среда и русский культурный код». Модератором выступил Эдуард Бояков, художественный руководитель «Нового Театра», председатель Русского художественного союза, режиссёр театра и кино, продюсер.

В сессии участвовали:

● Борис Акимов, соучредитель проектов «Россия 2062», АНО «Большая земля», сообщества «Счастливые» в Ярославской области, основатель LavkaLavka 

● Д-р Прити Дас, доцент Центра исследований России и Центральной Азии Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели, руководитель-координатор Группы по расширению лингвистических возможностей Университета Джавахарлала Неру

● Святослав Рыбас, писатель-историк, драматург, автор политических биографий (в серии «Жизнь замечательных людей»)

●Евгений Фатеев, руководитель креативного агентства Streetart, со-основатель фестиваля уличного искусства «Стенограффия», писатель 

Докладчики подняли вопросы, как формируется культурная среда, роль культурного кода в ней, опыт традиционных культур и современных явлений, экономические или политические войны как следствие столкновений культур.

С уроков истории, примера из семейной биографии и галлиполийского чуда начал дискуссию о традициях и культурном коде Святослав Рыбас, писатель-историк. Его дедушка был белогвардейцем в армии генерала Деникина. В 19-летнем возрасте из Донбасса дошёл до Тулы. В 1920-ом году был ранен, эвакуирован и оказался в Турции в городе Галлиполи. Там в русском корпусе были вчерашние студенты, гимназисты, конторщики – практически 26 тыс.штыков. Каждый полк построил свою церковь. Это пример того, как деморализованные люди смогли возродить культуру и самоорганизоваться. Жизнь требовала духовной пищи. Появились библиотеки, гимназия, детский сад, академическая группа, спортивные кружки, несколько хоров, журналы. Эксперт процитировал белогвардейского писателя Ивана Лукаша «Учатся запоем. В Галлиполи несет монашеский подвиг русская молодежь», «Так говорят они друг другу: «Мы очистились от всех гноищ войны, обелились, стали живой идей России. Если она жива, мы не мертвецы». Дед вернулся на Родину, стал горным инженером и Героем Труда, ярым подвижником индустриализации. Позже палаточную церковь в Галлиполи воссоздали в храме Христа Спасителя.

Второй момент – борьба Столыпина и Витте. Будучи министром финансов, Витте пригласил западный капитал, на который построили всю южно-русскую, новороссийскую индустрию. Инвестиции вернулись с большой прибылью. Как всякие большие деньги, они захотели большой власти. Противодействовать ей стал Столыпин, чтобы укрепить национальные политические корни. Столыпин был убит. Борьба реализовалась в эпоху советской индустриализации.

В завершении выступления эксперт зачитал несколько цитат. Первая о том, что цивилизации не могут находиться в состоянии покоя и произвольно менять направление. Она означает, что православная цивилизация движется по одним и тем же культурно-историческим рельсам. Вторая о социальной организации разгромленной России. Западнизация незападных стран стала мощнейшим орудием в борьбе за мировое господство. Социальная организация постсоветской России умышленно сконструирована так, чтобы не допустить возрождения социального феномена, способного конкурировать с Западом. Эксперт заключил, что это относится ко всей истории России.

Тему оккупации русского сознания западным дискурсом продолжил Борис Акимов, соучредитель проектов «Россия 2062», АНО «Большая земля», сообщества «Счастливые» в Ярославской области, основатель LavkaLavka. Он привёл пример того, как можно возродить брошенные российские территории. Вместе со своими коллегами Борис Акимов отправился в Териберку, где была снята алкогольно-суицидальная драма «Левиафан». Териберка была прообразом мифа о России, который существовал в головах либерального истеблишмента. Там он увидел, что один из главных стереотипов – это вера в экономику, превалирующей на большей части планеты, – не соответствует действительности. Из этого осмысления родился проект «Россия 2062».

Тогда в Териберке проживали до 500 человек, которые не успели переехать в крупные города. На энтузиазме Борис Акимов с коллегами организовал ежегодный фестиваль, на котором рассказал об огромных богатствах края. Через несколько лет в 2022 году он снова вернулся в Териберку. В селе работали 16 гостиниц, 10 ресторанов, самая северная пивоварня России, на берегу океанов стоял бутик одежды, построена дорога из федерального бюджета, а жильё стало дороже, чем в Балашихе. Это место ожило, потому что несколько сотен людей переехали туда и открыли там бизнес. Они это сделали, потому что изменили свой взгляд на реальность: вместо самого плохого места они увидели красоту и перспективы. «Суверенность мышления лежит в основе развития», – подытожил докладчик.

Общее в русской и индийской культуре выделила доктор Прити Дас, доцент Центра исследований России и Центральной Азии Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели. Она отметила, что культура – это набор образов, ключ к пониманию народа, его уникальных особенностей. Индуизм и славянское язычество имеет много сходств в языке, веровании, праздниках. Так праздник Масленицы похож на праздник Холи. Совпадают некоторые ритуалы и традиции.

Духовная жизнь занимает большое место в мире человека. В ней можно найти много ответов на вопросы. Русская и индийская культуры могут стать примером для других стран, в том числе из БРИКС. Эксперт считает, что восстановление традиционных элементов позволит сблизить людей лучше, чем политика. Формируется культурная индустрия.

Что такое русский культурный код и как мы видим его из глубин, продемонстрировал Евгений Фатеев, руководитель креативного агентства Streetart. В своём докладе он привёл тезисы из книги «Русский мир». Эксперт отметил, что сегодня в России быть русским внутри страны сложнее, чем нерусским. Приходится доказывать свою принадлежность к нации и дорого за это платить. «Нужно достичь возможности автоматизма русскости, не платить, не прилагать усилий, а быть русским. Этого сейчас нет», – сказал докладчик. Автоматизму мешает то, что в русскости сложно определить позитивность, так как она ассоциируется с дурной экзистенциальностью про жизнь и смерть.

Русский человек обладает удивительной способностью самоудивляться. Это дает возможность великой русской культуре многое открывать в 21 веке.

Эксперт обратил внимание, что предстоит изучить городскую русскую традиционность, а также трезво взглянуть на самих себя. В качестве культурного актива предлагает использовать опыт поражения. Также докладчик отметил, что за последние 30 лет выросли два поколения русских иностранцев. Для десятиклассницы ближе американская поп-музыка, чем русская песня «Калинка». Евгений Фатеев предложил работать по законам внешней экспансии, чтобы победить в голове десятиклассницы и в мире. Писатель призвал спорить и больше разговаривать друг с другом.

Сессия завершилась серией вопросов к спикерам. Святослав Рыбас выразил обеспокоенность, что государственность стоит на тревожном рубеже. Культурный национальный код – это инструмент её спасения. Борис Акимов отметил созидательную неусидчивость русского человека, которая позволила построить самую большую страну в мире. Пора выйти из плена западного дискурса. Творческий потенциал человека является для государства ценностью, неосвоенными недрами земли. Риторику подхватила д-р Прити Дас. Она отметила, что Россия и Индия находятся под влиянием информации извне, изменившей подходы к образованию и отстранившей народы от традиций. Эксперт предложила вспомнить лучшие традиции и с ними следовать в будущее. Эдуар Бояков обратил внимание, что спасти русскую культуру можно только ее конвертацией в мировой масштабе, как было с русским балетом, оперой, литературой. Евгений Фатеев отметил затасканность словарного запаса, которым описывается реальность. Он посоветовал срочно обновить современный словарь и включить фантазию. СВО как война воображения тому подтверждение.