МЭФ-2015: Круглый стол № 9
26 марта 2015, 14:30

МГУ им. Ломоносова

Тема: «Стратегии развития российских регионов: дизайн новой экономической политики»

25 марта 2015 года в рамках Московского экономического форума (МЭФ) прошел Круглый стол «Стратегии развития российских регионов: дизайн новой экономической политики». К.э.н., начальник управления государственных программ министерства экономики Краснодарского края, зав. кафедрой Менеджмента и маркетинга Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Христофор Константиниди выступил модератором мероприятия.

Определяющей задачей и важнейшим критерием развития государства является освоение территории государства национальным сообществом. Д.э.н., проф. кафедры экономики и управления на предприятии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Сергей Слепаков в своем докладе отметил, что сегодня населения России для освоения необъятных территориальных ресурсов недостаточно, а «федеральный центр сознательно культивирует региональное неравенство». В результате, по словам ученого, чем выше в центре плотность денег, тем сильнее нарастает финансовый вакуум на периферии, сокращая количество населенных пунктов.

К.э.н., президент Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани», доцент кафедры Менеджмента и маркетинга Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Василий Сорокажердьев, в свою очередь, сообщил, что у регионов есть потенциал развития. «Но только в том случае, если регионы получат другую конфигурацию взаимоотношений в рамках различных официально принятых документов – кодексов, как Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, и целый ряд других», – добавил эксперт МЭФ. При этом Василий Сорокажердьев самой большой проблемой назвал управление. «Регионам должно принадлежать первенствующее место в формировании экономической политики и координации с федеральными органами», – считает ученый.

Д.э.н., заведующая кафедрой экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, руководитель центра «Муниципальный консалтинг» Татьяна Сачук рассказала о территориальном маркетинге. «Сейчас территориальный маркетинг понимается как деятельность, направленная на повышение привлекательности территорий для туристов и инвесторов, однако территориальный маркетинг – это целая философия территориального управления, направленная на формирование отношения и поведения прежде всего резидентов», – объяснила Татьяна Сачук значение этого инструмента для развития регионов.

Директор курса «Брендинг» в Британской Высшей Школе Дизайна, руководитель и ментор проектов по маркетингу и брендингу территорий Андрей Пуртов продолжил тему маркетинга территории: «Говорить об этом мы можем только тогда, когда территория полностью определилась со своими целями, задачами». Он призвал разработчиков стратегий развития учитывать регионально-отраслевую специализацию, определить ключевые сценарии, в соответствии с которыми может развиваться территория, и отказаться от формирования стратегии «сверху вниз» – из округа в субъекты РФ и затем в муниципалитеты.

«Сегодня storytelling, рассказывание историй – лучший способ объединения региональных идентичностей», – заявил д.с.н., профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра, перечисляя инструменты креативной индустрии для продвижения территорий.

По словам модератора Круглого стола Христофора Константиниди, глобальная интеграция формирует потребность в новых подходах к управлению развитием территориальных систем. «Краснодарский край является одним из примеров результативного маркетинга территорий, – отметил эксперт МЭФ, – По итогам 2013 года Минрегионразвития присудил Краснодарскому краю первое место по уровню инвестиционной привлекательности». Директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев пояснил, что этому способствуют «два самостоятельных мощнейших территориальных бренда – Сочи и Краснодарский край».

К.э.н., доцент кафедры Маркетинга и логистики Финансового университета при Правительстве РФ, член Гильдии маркетологов Ольга Романенкова рассказала об успехах продвижения такого сложного региона, как Дальний Восток. «Сформирована команда представителей органов федеральной и региональной власти, создан региональный кадровый резерв для Министерства Дальнего Востока, – перечислила эксперт МЭФ заслуги правительства. – Кроме того, продолжается формирование благоприятного общественного мнения – чем лучше имидж региона, тем качественнее работают инвесторы в этом регионе».

2 млн человек, которые после присоединения Крыма получили гражданство РФ, могут в режиме трудовой миграции перемещаться по всей территории РФ без ограничений, отметил в своем докладе к.э.н., старший преподаватель кафедры Маркетинга и логистики Финансового университета при Правительстве РФ Александр Арский. «Только прорывные проекты, масштабные стройки способны удержать население на месте, – считает эксперт МЭФ. – Сектор атомной энергетики позволит жителям Крыма участвовать в строительстве, развитии инфраструктуры и в эксплуатации атомных электростанций. Мы можем создать в Крыму мощный инновационный центр промышленного производства атомной электроэнергии», – предложил Александр Арский.

К.э.н., доцент Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Юлия Глушкова представила рекомендации по внедрению принципов логистики в систему управления приграничных регионов Таможенного союза. Среди них – развитие транспортно-логистической инфраструктуры приграничных регионов, интегрирование логистических систем предприятий Таможенного союза в международную транспортно-логистическую систему, а также создание единого информационного пространства Таможенного союза.

По мнению д.э.н., ведущего научного сотрудника Финансового университета при Правительстве РФ Светланы Макар, эффективность социально-экономического развития тесно связана с пространственной архитектурой страны. Эксперт МЭФ предложила реорганизовать региональное пространство в модель кластерного симбиоза. «Кластеры являются очень динамической структурой и сочетают в себе не только физические потоки, но и интенсивный объем бизнес информации, ноу-хау и технологических знаний», – перечислила Светлана Макар основные преимущества этого направления развития.


Стенограмма

Array
(
    [ID] => 203
    [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54
    [IBLOCK_ID] => 18
    [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 422
    [CODE] => data_file_time
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => DateTime
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)
1