Скидельски Роберт
Профессор политической экономии университета Уорвик, член палаты лордов с 1991-го года, член Британской академии
О государственной политике

21.03.2013. Пленарная дискуссионная панель III «Экономика для человека или человек для экономики: вызовы и уроки БРИК»

Таким образом, я подошел к своей последней мысли, а именно упущению в документе, посвященном Форуму. Документ никак не учитывает вопрос политического риска. Предполагается государство, по его собственным словам, представляющее интересы общества, которое противопоставлено частным лицам, представляющим свои собственные интересы. Но, к сожалению, это не то государство, которым на сегодняшний день является Россия. Россия сегодня — это и ни государственная, и ни рыночная экономика. Это их неэффективное сочетание, в котором невозможно отделить государство от сети частных интересов. Любая стратегия развития государство-рынок очень отличается от того пути, каким фактически идет российское государство, который Алена Леденева назвала «системой Путина». Она начинает с наблюдения о том, что сегодня 20 самых влиятельных людей России — это либо коллеги президента по КГБ, либо выходцы из мэрии г.Санкт-Петербурга, где президент Путин работал с 1989г. Система, которую она описывает, состоит из 3 элементов. Это академический аспект, здесь я не высказываю политическое мнение. Система, которую она описывает, состоит из 3 элементов. Первый — перфузия персонализированных сетей, приводящая к недоразвитости институтов. Второй — распределение ресурсов через эти сети, а не через рыночные механизмы. Выгоду получают те, кто адаптирует блага и может манипулировать размытыми границами между государственным и частным. Чиновники, бизнесмены, оборотни. И третий элемент — нехватка сдержек и противовесов из-за пасивности людей, зависимости судебной власти от государства, отсутствия информации — и что очень важно — слабости гражданского общества.

И в рамках этой системы получить гармоничную программу развития на основе документа такого рода будет очень трудно. Но, кроме того, по мере продолжения товарного бума для реформы не возникает реального стимула. Итак, получаем неизбежные последствия для системы и отсутствие стимула при продолжающемся росте цен на энергоносители. Таким образом, программа экономической реформы зависит от политической реформы. В противном случае, все сведется просто к набору устремлений, которые приведут к горькому разочарованию.

Читайте также:

Скидельски Р.
Об экономической политике