20.03.2013. Пленарная дискуссионная панель II «Будущее России: новая индустриализация или сырьевая модель?»
Второй аспект, который я бы хотел выделить. Он не менее важен с точки зрения роста. Это вопрос о том, что у нас, сколько бы мы не спорили о госкапитализме и наших олигархах, политика, которую проводит Правительство, это не только декларация. Она во многом является социально ориентированной. В отличие от европейских стран, которые в условиях кризиса шли — как прибалты — на прямое сокращение зарплат бюджетников либо на их урезание.
Мы во время кризиса увеличили и пенсии, и зарплаты бюджетникам. И сейчас осуществляется массированная программа повышения зарплат учителям, врачам.
Но это не только возврат социального долга, потому что он есть. Это один из таких элементов проведения реформирования и преобразования в этих секторах.
По сути дела, один из ключевых вызовов — несколько мы можем в дальнейшем сохранить социальную ориентированность (более того, ее развить), совместив с существенным повышением производительности и эффективности.
Если взять международные официальные показатели производительности, то мы уже уступаем Китаю. Если брать «в лоб», без счета: паритет покупательной способности и наша производительность в автомобилестроении, то примерно в три с лишним раза, а по сравнению с передовыми заводами в 6 раз ниже, чем за рубежом.
В авиастроении даже сравнивать мало смысла, когда мы делаем всего по несколько самолетов в год. По нашим планам, мы должны повысить ее в 3–3,5 раза к 2020-му году. Это будет огромный рывок. Но фактически это что означает. Мы не сможем обеспечить социальную ориентированность экономического роста, а тем более решить эти социальные вопросы без существенного рывка в повышении производительности и эффективности труда.